Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правительство в зарубежных странах




Правительства (конституционный статус, порядок образования, состав и структура).

Понятие, состав и структура правительства. Правительство может иметь различные названия: совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет (Китай), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия), правительство (Чехия) и др. В субъектах федерации, иногда в политических автономиях бывают местные правительства. Однако в последние десяти­летия все чаще во многих президентских и во всех полупрезидентских республиках создается коллегиальный орган, называемый обычно сове­том министров. Правда, он имеет ограниченные полномочия, как и его председатель — премьер-министр: фактически правительством руково­дит президент.

Как правило, правительство — это коллегиальный орган исполни­тельной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющий ру­ководство государственным управлением. Он возглавляет администра­тивную, т.е. исполнительно-распорядительную, деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

С точки зрения перечня должностных лиц состав правительства в разных странах различен. В его состав входит возглавляющий правитель­ство премьер-министр, который может иметь другие официальные назва­ния — премьер Государственного совета в Китае, министр-председатель в Болгарии, государственный министр в Швеции. Под руководством пре­мьера работают министры, государственные министры (в Японии так называется любой член кабинета министров, в Португалии — заместите­ли премьер-министра), государственные секретари (в США так называют министра иностранных дел, другие министры называются секретаря­ми, в Великобритании различаются “старшие” и “младшие” по своему положению министры — первые обычно называются государственными секретарями), парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами, представля­ют министров в парламенте.

В состав правительства часто включаются министры без портфеля — лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. Иногда они выполняют отдельные поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномо­чия правительства. Существуют четыре формы таких органов:

1) в некоторых странах с влиянием англосаксонского права (в самой Великобритании, в Индии и др.) различаются правительство и кабинет. Правительство включает всех министров, младших министров, которые, по терминологии других стран, являются лишь заместителями ведущих министров, иных лиц, и вследствие этого имеет очень широкий состав (иногда более 80 человек). Однако правительство никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинет, как правило, включающий около 20 или немногим более министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою ре­зиденцию на заседания обычно раз в неделю;



2) в некоторых странах континентального права (Франция, франкоя­зычные страны Африки и др.) различают совет министров и совет каби­нета. Заседания совета министров — это официальные заседания прави­тельства, проходящие под председательством президента; на них прини­маются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра, обычно каждый раз по особо­му поручению президента; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

3) в странах тоталитарного социализма нередко внутри правительст­ва создается особый орган — президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум (бюро) принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;

4) в некоторых случаях в составе правительства создаются межве­домственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родствен­ных министерств. Им также делегируются полномочия по решению от­дельных вопросов компетенции правительства.

Формирование правительства. Способ образования правительства зависит от формы правления. В единичных еще сохранившихся абсолют­ных монархиях, в том числе и в прикрытых конституционно-парламент­ской оболочкой, глава государства назначает членов правительства обычно из своих ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Выбор министров свободен для главы государ­ства и в дуалистических монархиях, хотя король иногда учитывает ситуа­цию в парламенте. В президентской республике глава государства также формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Египет, Колумбия, Мексика и др.),

В полупрезидентской республике партийный состав парламента учи­тывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней пала­ты).

В парламентарных монархиях и парламентарных республиках приме­няется парламентский способ формирования правительства, основан­ный на выборах в парламент. После каждых выборов (и в случае если парламент был распущен досрочно) правительство формируется заново, даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы нового прези­дента не влекут за собой создания нового правительства. Правительство при данном способе формирования считается созданным, если оно полу­чает доверие парламента, но юридически оно создается следующим за этим указом (декретом и т.п.) главы государства. В данном случае глава государства (в Швеции, что редкость, — председатель парламента) сначала назначает кандидата в премьер-министры — лидера партии (блока партий), в отношении которого можно полагать, что созданное им одно­партийное или коалиционное правительство может получить в парламен­те при голосовании утверждение — вотум доверия. После этого глава государства издает соответствую­щий акт. В Болгарии и Германии парламентом утверждается только глава правительства, министров он назначает сам. Смещает он их тоже по своему усмотрению.

Министры имеют иммунитет, равный иногда иммунитету членов пар­ламента. Иногда министры могут быть преданы суду только по решению парламента (нередко принятому квалифицированным большинством го­лосов), судит их особый суд. Они не должны совмещать должность мини­стра с другими должностями, должны приостанавливать профессиональ­ную деятельность, не участвовать в сделках с государственным имущест­вом. Гражданский иск по общему правилу может быть обращен против министра.

Виды правительств.

Виды правительства (с точки зрения партийного состава). В тех парламентарных государствах, где какая-либо партия имеет абсолютное большинство (50 % плюс один голос в однопалатном парламенте или его нижней палате) создается однопартийное правительство. Такая ситуа­ция характерна для стран с двухпартийной системой (Великобритания, Австралия, Канада и др.) и стран с одной доминирующей партией (напри­мер, в Индии, Японии так было довольно долго). В таких государствах лишь во время войны, чрезвычайных событий в однопартийное прави­тельство включаются представители других партий (“частично разделен­ная ответственность”).

В президентских республиках также создается однопартийное прави­тельство. Глава государства назначает министров из своей партии и лишь иногда вводит в состав кабинета единичных представителей других партий или беспартийных специалистов. Представители других партий должны действовать в таком правительстве в соответствии с политикой президента.

Однопартийные правительства всегда создаются в странах тотали­тарного социализма, где действует одна партия, но там, где имеются другие партии, их представители обычно включаются в состав совета министров, что не изменяет, по существу, его характера: министры-ком­мунисты всегда составляют в нем абсолютное большинство. Представи­телям других партий обычно отдаются два — четыре министерских поста, к тому же не очень весомых. Однопартийные правительства созда­ются в тех странах, где конституция или закон разрешают одну партию (в прошлом во многих государствах Азии и Африки как социалистичес­кой, так и капиталистической ориентации).

Если в парламентарной монархии или парламентарной республике в парламенте нет большинства от какой-либо партии, на основе предвари­тельного соглашения между лидерами нескольких партий формируется коалиционное правительство, поддерживаемое большинством парла­ментариев. Лидеры этих партий делят между собой министерские посты, чем, в частности, такое правительство отличается от правительства в постсоциалистической полупрезидентской республике, где министров выбирает президент. При поддержке (голосовании) депутатов, принадле­жащих к партиям, входящим в коалицию, коалиционное правительство получает вотум доверия, но часто оказывается непрочным из-за разног­ласий в коалиции (в Италии за полвека после второй мировой войны сменилось более 50 составов правительства, в Японии в 1993— 1996 гг. — несколько составов). В Германии вследствие особенностей ее партийной системы вопрос о характере коалиционного правительства иногда решает небольшая по численности Свободная демократическая партия. Поскольку голоса между двумя ведущими партиями — Христи­анско-демократическим союзом и Социал-демократической партией — распределяются на выборах приблизительно поровну и ни одна из них не получает абсолютного большинства мест в парламенте, то от третьей, более значительной, чем другие, представленной в парламенте партии (свободных демократов) зависит, кто будет формировать правительст­во, — это будет лидер той партии, к которой она примкнет, с которой вступит в коалицию. Свободная демократическая партия на практике примыкала то к христианским демократам, то к социал-демократам. В последние годы она примыкает к первым.

В кризисные моменты, особенно в условиях войны, может быть обра­зовано коалиционное правительство особого рода — правительство национального единства с широким представительством разных пар­тий, принимающих на себя ответственность за руководство государст­вом.

В тех случаях, когда в правительстве есть одна-две крупные партии, не имеющие, однако, порознь большинства в парламенте, может быть создано правительство парламентского меньшинства. Одна из пар­тий формирует правительство, а несколько (или одна-две) малочислен­ных партий, не входя по принципиальным соображениям или не будучи приглашены в коалицию, обещают поддержать правительство голосова­нием при вотуме доверия и делают это. Такая ситуация сложилась в конце 80-х — начале 90-х годов в Индии, где поочередно было создано несколько правительств парламентского меньшинства, в 90-х годах в Японии и Турции. В ряде стран Скандинавии правительство парламент­ского меньшинства часто бывает коалиционным: коалиция партий, а не одна партия, находящаяся в парламенте в меньшинстве, создает такое правительство.

Если в парламентарной республике или парламентарной монархии не удается сформировать правительство на коалиционной основе, создает­ся служебное (деловое, чиновничье) правительство из специалистов. Они могут быть беспартийными, могут принадлежать к партиям, но в их деятельности не должна учитываться партийная принадлежность. Такое правительство обычно имеет временный характер и существует до новых выборов в парламент, когда можно будет сформировать правительство на партийной основе. Часто оно создается именно для того, чтобы в услови­ях правительственного кризиса и отставки правительства организовать такие выборы (Болгария в феврале 1997 г.). Беспартийные правитель­ства существуют также всегда в странах, где все политические партии запрещены или политическое развитие еще не привело к созданию пар­тий. В настоящее время беспартийные правительства, состоящие пре­имущественно из родственников монарха, действуют в Саудовской Ара­вии, Бутане, Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ (в ОАЭ правительство создает коллегия эмиров).

В результате военных и революционных переворотов нередко созда­ется временное правительство. Оно образуется внепарламентским способом и не на основе конституционных норм. Временное правитель­ство по составу своих членов может быть партийным и беспартийным. Нередко оно не называется временным, но на деле является таковым.

 

Полномочия правительств. Чрезвычайные полномочия.

Полномочия правительства. В большинстве конституций полномо­чия правительства определены самым общим образом. Например, фран­цузская конституция гласит: “Правительство определяет и проводит по­литику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооружен­ными силами” (ст. 20). В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конститу­ции главе государства, хотя иногда определяются и некоторые особые полномочия правительства — обычно по частным вопросам. В тех прези­дентских республиках, где правительства как коллегиального органа нет, его полномочия осуществляет глава государства, а министры, со­ставляя кабинет, действуют по указанию главы государства, помогая ему осуществлять свои полномочия (Бразилия, США и др.). Такая же ситуа­ция сложилась в тех президентских республиках, где есть советы мини­стров (Египет, Перу), хотя в данном случае иногда предусмотрены и некоторые собственные полномочия правительства,

Наиболее подробно компетенция правительства регламентируется конституциями в странах тоталитарного социализма. Некоторые современные постсоциалистические конституции (например, Украины 1996 г.) следу­ют этой традиции, также подробно перечисляя вопросы ведения прави­тельства.

Лишь в единичных конституциях содержатся указания на вопросы, которые правительство должно решать коллегиально (например, консти­туция Словакии, вступившая в силу в 1993 г.). Это, как правило, наибо­лее важные вопросы в компетенции правительства.

На практике вопросы, входящие в компетенцию правительства, часто решают его президиум (бюро), комитеты в правительстве, премьер-ми­нистр. В последние десятилетия роль премьера в коллегии правительства во всех странах значительно возросла: ныне он уже не просто первый среди равных, а лицо, определяющее политику правительства. Да и голо­сование на заседаниях правительства бывает все реже, решающее слово принадлежит премьер-министру. От него же зависят и министры. Так, в некоторых парламентарных государствах, как уже говорилось, парламент избирает (назначает) только премьер-министра, а министров пре­мьер назначает и увольняет сам.

Ответственность правительства и его членов зависит от того, совершены ли ими те или иные правонарушения при исполнении служеб­ных обязанностей или в качестве частных лиц. В последнем случае в ряде стран они отвечают наравне с другими гражданами, но в некоторых стра­нах предусмотрен министерский иммунитет: министр предается суду по постановлению парламента, и судит его особый суд.

В настоящее время наблюдается тенденция усложнения процедур выражения недоверия правительству и министрам. Это связано с увели­чением числа полупрезидентских республик, с необходимостью обеспе­чения стабильности правительства. Во многих странах вотум недоверия может быть предложен лишь 1/10 (Колумбия), 1/4 (Чехия), а иногда 1 /3 общего состава однопалатного парламента или нижней палаты (Бе­лоруссия). В отдельных парламентарных республиках и монархиях (Гер­мания, Венгрия, Папуа — Новая Гвинея) предусмотрен так называемый конструктивный вотум недоверия: в резолюции с выражением недоверия главе правительства должен быть одновременно предложен его преем­ник. Выражение недоверия и смещение одного премьера происходит одновременно с назначением другого, что обеспечивает преемственность и стабильность правительственной власти. В некоторых странах запре­щено вносить резолюцию о вотуме недоверия тем же депутатам на дан­ной сессии, если их предыдущая резолюция о недоверии была отвергну­та. Есть и другие ограничительные правила.

Политическая ответственность перед главой государства выражает­ся в смещении министра (увольнении в отставку) президентом. Это воз­можно как в президентских, так и в полупрезидентских республиках, неоднократно происходило в отдельных постсоциалистических государ­ствах: президент увольнял министров за “неправильную политическую линию”.

Формы уголовной ответственности министров за преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, неодинаковы. В одних странах возможен импичмент, аналогичный импичменту в отноше­нии президента, в других парламент не осуществляет импичмент, а толь­ко предъявляет обвинение (Польша, Франция). В этом случае министр подлежит судебной ответственности, но судит его особый суд (во Фран­ции — Высокий суд правосудия, в Польше — Государственный трибу­нал

Гражданская ответственность выражается в исках по отноше­нию к правительству и министрам за причиненный физическим и юриди­ческим лицам ущерб в случае нарушения законов при исполнении слу­жебных обязанностей. Такие иски встречаются часто.

Дисциплинарная ответственность индивидуальна. Она выража­ется во взысканиях, налагаемых на министров президентом или премьер-министром за упущения по службе.

Министерства и ведомства. Министерства и ведомства являются отраслевыми органами исполнительной власти, имеющими специальную компетенцию в определенных сферах государственного управления.

Внутри министерств создаются дирекции, управления, департамен­ты, отделы. Ими руководят назначаемые министром начальники. Группы управлений и отделов курируют заместители министра. В странах конти­нентального права особое значение имеет генеральный секретариат ми­нистерства. Это своего рода министерский штаб.

Государственный аппарат. Структура и полномочия различных органов государственного аппарата детально изучаются в администра­тивном праве. Курс конституционного права знакомит только с консти­туционными основами построения и деятельности государственного ап­парата.

Под руководством правительства (в президентских республиках — главы государства) находится разветвленный и многочисленный аппарат государственных служащих, включая военнослужащих. Различаются обыкновенные государственные служащие (врачи, учителя в государст­венных учреждениях и др.) и классифицированная государственная служба, которая называется в одних странах публичной, в других — гражданской, в третьих — федеральной государственной службой и т.д. Кроме того, есть и муниципальная служба, местные органы самоуправле­ния имеют свой аппарат чиновников-управленцев.

Государственные служащие, принадлежащие к классифицирован­ной государственной службе, имеют классные чины, ранги, специаль­ные звания, от которых в определенной мере зависят их полномочия и материальное положение.

Полиция — это полувоенные формирования, создаваемые на основе жесткой дисциплины и вооруженные стрелковым оружием. Ее главная задача — поддержание общественного порядка, борьба с преступнос­тью. Существуют различные виды полиции: уголовная, дорожная, сани­тарная и др. Различаются также государственная и муниципальная поли­ция (последняя подчинена органам самоуправления).

Тюрьмы — государственные учреждения с определенным режимом, призванные выполнять задачи наказания преступников, изоляции их от общества. В ряде стран им предписаны и задачи перевоспитания преступ­ников.

 

Глава правительства (статус, способы занятия должности, полномочия).

Особую роль в правительстве играет премьер-министр (председа­тель правительства). От него зависит подбор кандидатур в состав прави­тельства. Нередко парламент избирает или назначает только премьер-министра, остальных министров он назначает и смещает сам (Болгария, Германия). Часто он принимает решения от имени правительства. При нем создаются различные органы — ведомство федерального канцлера в Германии, гражданский и военный кабинеты во Франции. У него есть личный секретариат. Для предварительного решения вопросов или для их окончательного решения он созывает совещания близких ему ми­нистров.

Премьер-министры имеют высокий должностной оклад. Выше всех оплачиваются премьер-министр Сингапура — 810 тыс. долл. США в год, премьер-министр Японии — 400 тыс. (вдвое больше президента США и в 14 раз больше президента Польши).

При правительстве создается орган управления делами правительст­ва. Управляющий делами правительства в странах тоталитарного социа­лизма нередко имеет ранг министра, в других странах он тоже иногда называется министром по делам правительства.

В странах Запада правительство, будучи создано главой государства, парламентом, не подчиняется указаниям своей партии; считается, что оно не может служить интересам партии, а должно отстаивать общегосу­дарственные интересы. Фактически, однако, в составе правительства находятся именно лидеры партии, но главную роль играет не централь­ный орган партии, а ее парламентская фракция. В странах тоталитарного социализма правительство действует по указаниям центрального коми­тета правящей партии.

 

Акты правительств. Делегированное законодательство.

Правительство издает подзаконные акты — нормативные и ненорма­тивные (указы, ордонансы, декреты, распоряжения и др.). Они занимают более низкое место по сравнению с актами главы государства. В полупре­зидентских республиках, в парламентарных монархиях и республиках правительства (в ряде стран — только министры, а не коллегия прави­тельства) могут издавать нормативные акты либо от своего имени, либо только как акты, оформляемые по указанию правительства в виде декрет-законов президента, приказов монарха в совете. В президентских респуб­ликах, даже если в них имеется совет министров, нормативные акты правительства издаются как акты главы государства. Как уже отмеча­лось, при различных формах правления правительство может также из­давать, при соблюдении определенных условий, временные акты, имею­щие силу закона.

 

Тема №11 . – 1 час





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 174.129.148.239
Генерация страницы за: 0.086 сек.