Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дмитрий мережковский

1866-1941 гг.

Ведущие темы: одиночество, опустошенность души, тоска. Религиозная идея третьего завета (Бог един в трех лицах): Человечество с Отцом – Ветхий Завет; человечество с Сыном – Новый Завет; человечество с Духом – третий Завет. Идея была объявлена еретической.

В докладе – три признака новой русской литературы:

1) Мистическое содержание.

2) Символы (софийные).

3) Расширение художественной впечатлительности (за счет символизации).

Художественный символ скрывается под реалистической подробностью (одновременно символично и реалистично).

Причины упадка современной литературы: в ее гражданской тенденциозности и социальной направленности.

Суть искусства по Мережковскому – в мистике, мистичности, религиозном переживании. Символы выражают безграничность мысли, а слова лишь определяют ее. Мистическое содержание не передается через слова, выражать его могут только символы. Мистицизм одухотворяет поэзию, а гражданский пафос (как у Некрасова) губит. Поэт противопоставлен толпе и одинок.

Ключевое программное стихотворение: «Поэту наших дней!»

Еще – «С потухшим факелом…»

Тема конца, предела жизни.

«Короткий вечер тихо угасает…»

Мгновенность жизни.

Мережковский остается в рамках христианского миросознания (не языческое, для которого характерны культ природы, радость, веселье).

Тоска, печаль, одиночество. Всё – только тень. Холодное дыхание безграничной мертвой пустоты веет в лицо поэта. Рано так писал (считал) – уже в 20-21 год когда ему было.

Символисты очень любили Лермонтова.

Сердцу поэта ближе звезды, небо, печаль лесов и пустыни, а не люди. Нет радости космоса.

Стихотворение «Дон Кихот» также программное: любовь и вера святы, потом остается только вера. Но в других стихотворениях говорит: «не могу любить, одинок». Возможно – сознательный эпатаж.

Стихотворение «Молчание». Хочет выразить любовь, но не умеет. Искусство любви стыдливо и безмолвно. Не нужно говорить о священном, о чувствах. Это все молчание (как у Тютчева).

«Не нужно звуков». У вечерних небес нужно учиться покою и тишине.

«Нирвана». Погружение в пустоту, небытие и молчание («какая нега не желать!»)

 

Трилогия Мережковского «Христос и Антихрист»:

1. «Смерть богов. Юлиан Отступник».

Император Римской империи Юлиан. 4 век н.э. Языческий культ Солнца – Митры. Прозвище Юлиана «Отступник». Сначала был христианином. Одним из первых антихристов считается. Радостное мироощущение язычников противопоставляется аскетизму христиан. Ненависть народа по отношению к Юлиану Вероотступнику (хотя, может быть, на самом деле этого не было, а только так описано у Мережковского). В конце романа Юлиан гибнет, что считается наказанием за его вероотступничество.

2. «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Описывается эпоха Возрождения. Связывается с воскресением языческого мироощущения. Леонардо – одновременно язычник и рационалист. Поклонник языческого искусства, философии и науки. Верит в разум, силу науки. Даже ученики не могут понять, с кем он – Богом или Дьяволом. В конце, правда, к Богу обращается.

3. «Антихрист. Петр и Алексей».

Эта часть – самая главная. Эпизод из русской истории. Царствование Петра Первого и его отношения с сыном. С художественной точки зрения часть слабее, чем вторая (но если выбирать, то читать лучше эту часть из всех трех). Мережковский высказывается здесь по отношению к язычеству. Петр Первый полностью одержим дьяволом. «АНТИХРИСТ хочет быть» - первая фраза романа. Все реформы Петра воспринимаются как Царство Антихриста. И прямо так называются. События: установка статуи Венеры в саду Санкт-Петербурга и снятие покрова с иконы Святой Богородицы. Статуя Венеры при этом – общий образ для всех романов (голая языческая богиня блуда). Русскую икону Петр бросает на землю. Алексей пытается спасти православие. Образ истинного русского православия. Память о Китеже (священный город, который опустился на дно озера Светлояр (Светлый Ярило – языческий бог), когда к нему подступили татары – старообрядческая легенда (см. Мельников-Печерский «В лесах» (2 тома), 70е гг. 19 в.)).

Тема: противостояние Христа и Антихриста = христианства и язычества = духа и плоти.

Язычество соединяется с сатанизмом, Царством Антихриста. Мир плоти.

Для народной веры характерно слияние христианского и языческого.

 

Соединение стихии огня и воды в Петре (как саламандра и как рыба). Чуждое нам, нечеловеческое существо. Обе стихии разрушают наш мир. Стихия воды – первый потоп (человечество, погрязшее в грехах, было уничтожено). Эсхатологическая стихия. Огонь – вторая стихия – уничтожил Содом, и в нем также сгорит наш мир полностью. Будет новая земля и новое небо.

Петр должен разрушить мир своей деятельностью, своими реформами.

Насколько Петр близок к реальной истории у Мережковского – трудно сказать. Как и у А. Толстого в его романе.

Мережковский создал роман в 1905 г. Могло быть влияние Мережковского на Толстого. У Толстого все пронизано гордостью за Петра, его преобразования (вообще отсылка на Сталина, всё про него). У Мережковского Петр унижает людей, насильник («зверская лютость», детская застенчивость).

Два дневника опубликовано в романе – Алексея и фрейлины, его жены. Чувствительность и жестокость сочетаются. Особая вина Петра в церковной реформе – церковь стала придатком государства, ниже его. Священник превращается в чиновника. Нарушается тайна исповеди (вводится право и даже обязанность доносить). Официальная православная церковь показана в романе крайне критически. Не Христос, а Прометей – любимый символ Петра. Титан, восставший против Бога, создавший людей. Подлинный миф о Прометее, правда, искажен. Душу в людей вдохнула Афина. Бог наказывает весь народ за прегрешение государя. Идея грядущего Хама. Мольбы Алексея о спасении России. Вывод, что Христос в самом человеке.

Петр остается в рамках Ветхого Завета. Бог в нем грозный. Петр больше показан как лютеранин. Христос открыт на Западе как человек, а не как сын Божий.

Россия Алексея – это Москва. Россия Петра – гнилое место, гиблое – Петербург, победивший исторически Москву. Петр ненавидит всю старую Русь (=ненависть к сыну).

Алексей открыто проклинает Петра.

Последняя фраза романа оптимистичная: «Осанна! Антихриста победит Христос!»

 

Философская трилогия (книги):

1. «Тайна трех. Египет и Вавилон».

2. «Тайна Запада. Атлантида-Европа».

3. «Иисус Неизвестный» (пьеса).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Владимир Соловьев | Федор сологуб
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.