Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация (XVI век)

План

Воспитание и школа в эпоху Средневековья, Возрождения и Реформации

Лекция № 4

1. Характеристика эпохи Средневековья: общепедагогические и музыкально-педагогические аспекты.

2. Эпоха Возрождения и развитие педагогической мысли.

3. Реформация в Западной Европе и реформы в образовании.

 

Западноевропейское Средневековье включает в себя раннее Средневековье – V – Х вв., развитое Средневековье – XI – XIV вв., позднее Средневековье – XV – XVI вв. Это период многостороннего развития духовной культуры и образования, осуществлявшихся под влиянием христианской церкви, которая и выступала основным носителем педагогических идей. По большому счету хронологические рамки Средневековья обрисовывают с одной стороны 476 год – падение Римской империи, а с другой – XVII век (наступление Нового времени).

Другая важная классификация связана с развитием схоластики. XI-XII века: ранняя схоластика. Ансельм Кентерберийский, классическая (зрелая) Фома Аквинский (1225/26-1274) (синтез христианства со светским знанием), поздняя (XIII-XIV вв.) – теория двойственной истины (Дунс Скот Иоанн).

С пятого века сложились церковные школы. Основные их характеристики: латынь – язык образованной Средневековой Европы. 2 типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) и монастырские школы. Подготовка служителей культа (внутренняя школа) и обучение мирян (внешняя школа)

Ряд церковных школ со временем превратился в крупные учебные центры. Например, уже в начале XII века в Парижской богословской школе обучалось до 30 тысяч студентов, в том числе 20 будущих кардиналов и 50 будущих епископов.

Содержание образования помимо богословия, развивавшегося в рамках схоластики, получило развитие в рамках семи свободных искусств:

• Тривиум: грамматика (с элементами литературы), риторика (включая историю), диалектика (философия)

• Квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Различные социальные слои в эпоху Средневековья получали разное образование и воспитание. Нужно отдельно говорить об образовании духовенства, светских феодалов, крестьян.

Так, содержание образования рыцарей в Средневековой Европе базировалось на освоении семи рыцарских добродетелей:

• Езда верхом

• Плавание

• Владение копьем, мечом и щитом

• Фехтование

• Охота

• Игра в шахматы

• Умение слагать и петь стихи.

С XII по XV век стали формироваться городские школы. Они возникли из приходских, цеховых, гильдейских школ. Содержались школы на средства ремесленников. Давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, геометрия, естествознание). Преподавание велось на латыни и на родном языке. Глава городской школы – нанятый общиной педагог – ректор. Ректор набирал себе помощников. Сложилась дифференциация городских школ: школы счета готовили в латинские школы. В XIV – XV вв. возникли коллегии (Франция): связующее звено между начальным и высшим образованием.

В конце XI – начале XII вв. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые становятся первыми университетами. Например, Парижский университет (1200) вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме, медицинской и юридической школ.

Привилегии университетов подписывались римскими папами. Существовала университетская автономия (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней). Студенты освобождались от военной службы. В XIII веке было 19 университетов. В XIV веке – те же, плюс еще 25 (в т.ч. Гейдельбергский, Венский, Пражский, Краковский).

Следует обратить внимание на наднациональный, демократический характер университетов. Его подчеркивали: разный возраст студентов, разные страны, выбор профессоров из своей среды, феномен странствующих студентов и мобильных университетов.

Структура университетов:

• Студенты объединялись в национальные землячества (нации, коллегии): например, в Парижском: французское, пикардийское, английское и германское.

• Факультеты или колледжи (учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений)

• Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) выбирали главу университета – ректора.

• Ректор обладал полномочиями на 1 год.

• В некоторых университетах обязанности ректора выполнял студент. В XV веке должностные лица стали назначаться властями.

Ступени обучения студента:

• Начинал учиться в 13-14 лет.

• Учился у профессора, к которому записан, от 3 до 7 лет.

• Получал степень бакалавра

• Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов.

• Излагал научную штудию и защищал ее.

• Получал ученую степень магистра, доктора, лиценциата.

В эпоху Возрождения педагогическая мысль продолжала бурно развиваться.

Колыбель европейского Возрождения – Италия. XV век. «Школа радости» Витторино да Фельтре (1378-1446) была создана в поместье герцога Мантуанского, и в ней обучались не только дети знатных родителей, но и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Прогулки, наблюдения, игры на воздухе – все это способствовало реализации нового, гуманистического духа школы.

Томазо Кампанелла (1568-1639) создал утопию «Город солнца». Характеристики обучения, показанные в книге, были таковы: совместное обучение мальчиков и девочек, родной язык, физические упражнения, естественные науки; наглядность.

Эразм Роттердамский (1467- 1536) создал трактат «О первоначальном воспитании детей». Педагогические идеи Эразма: сочетание античной и христианской педагогической традиции, активность воспитанника, программа женского и мужского образования должна быть одинаковой.

Выдающийся представитель - Мартин Лютер (1483-1546), Германия. Этот период характеризуется учреждением протестантских школ. Лютеру принадлежит трактат «О желательности посылать детей в школу». Основное учебное пособие народной школы – Катехизис на немецком языке.

Нужно по достоинству оценить и движение контрреформации. Его характеристикой была не только инквизиция, но и блестящее воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 году). В XVI-XVII вв. – школы иезуитов были лучшими европейскими школами. Р. Декарт, П. Корнель, Ж.-Б. Мольер – выпускники колледжей иезуитов.

Таким образом, можно говорить о том, что общепедагогическая и музыкально-педагогическая мысль Средневековья, Возрождения и Реформации развивалась до некоторой степени под влиянием античных традиций. Педагогическая мысль Средневековья была представлена в Схоластике; основой содержания образования были семь свободных искусств, среди которых музыка занимала итоговую, седьмую позицию, венчая собой изучение данного цикла.

Воспитание и образование было сословным. Некоторый отход от этой позиции мы видим только в эпоху Возрождения, в трудах и практической деятельности представителей итальянского гуманизма.

Эпоха реформации послужила источником реформирования и в системе образования. Кроме того, она вызвала к жизни важную для воспитания западноевропейской элиты (духовной и светской) линию контрреформации.

Тестовые задания к лекции № 4

 

1. В семь свободных искусств не входила:

А) арифметика

Б) геометрия

В) астрономия

Г) хореография

2. Семь рыцарских добродетелей не включали:

А) умения читать

Б) умения слагать и петь стихи

В) умения фехтовать

Г) умения плавать

3. Утопию «Город солнца» создал:

А) Р. Декарт

Б) Томмазо Кампанелла

В) Томас Мор

Г) Эразм Роттердамский

4. Глава университета в Средневековой Европе:

А) выбирался

Б) назначался Папой Римским

В) назначался Министерством образования

Г) назначался королем

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные проблемы истории педагогики и образования как области научного знания | Школа и педагогика XVIII века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.