Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления финансами




Общее управление финансами осуществляют Прези­дент Российской Федерации, Федеральное Собрание и две его палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Их функции:

• рассмотрение и утверждение федерального бюджета России;

• рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета;

• рассмотрение законов о налогах, сборах и обязатель­ных платежах;

• установление размера государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый ап­парат — Министерство финансов. Минфин решает следующие задачи:

• разработка и реализация стратегических направле­ний финансовой политики;

• составление проекта и исполнение федерального бюджета;

• обеспечение устойчивости государственных финан­сов;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритет­ных направлениях социально-экономического раз­вития;

• разработка предложений по привлечению в эконо­мику страны иностранных кредитов;

• совершенствование методов бюджетного планиро­вания, финансирования и отчетности;

• осуществление финансового контроля за рациональ­ным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюд­жетных фондов.

Важное подразделение Министерства финансов - Глав­ное управление федерального казначейства, отвеча­ющее за кассовое исполнение бюджета. Через свои тер­риториальные органы оно выполняет задачи по орга­низации, осуществлению и контролю над исполнени­ем федерального бюджета РФ, управлению доходами и расходами этого бюджета, исходя из принципа един­ства кассы. На казначейскую систему возложен учет всех операций по государственным финансовым ре­сурсам в безналичной форме.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязатель­ных платежей, подготовка предложений по совершен­ствованию налогового законодательства возложены на Государственную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции. Предупреждением, выявлением и пресечением нало­говых преступлений, оперативно-розыскная деятель­ность и контроль за выполнением налогового законодательства, а также обеспечением безопасности дея­тельности налоговых инспекций, защитой их сотруд­ников, пресечением коррупции в налоговых органах занимается Федеральная служба налоговой полиции РФ.

За соблюдением налогового законодательства при пе­ресечении товарами границы РФ, правильностью ис­числения и уплаты таможенных пошлин ответствен­ность несет Государственный таможенный комитет РФ.

Для осуществления контроля над исполнением феде­рального бюджета Совет Федерации и Государствен­ная Дума образуют Счетную палату, состав и поря­док деятельности которой определяются федеральным законом.

 

7.3. Содержание, организация и методы осуществления финансового контроля

Финансовый контроль — это контроль органов влас­ти и специальных учреждений за финансовой деятель­ностью всех экономических субъектов (государства, предприятия, учреждения, организации). Его объект — денежные, распределительные процессы при форми­ровании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уров­нях и звеньях народного хозяйства. Непосредственно предметом, проверок выступают такие стоимостные по­казатели, как прибыль, доходы, рентабельность, се­бестоимость, издержки обращения.

Функции финансового контроля:

• проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

• проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звень­ям финансовой системы;

• проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухучета, обеспечивающая достоверность, полноту отражения движения показа­телей деятельности субъекта.

Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:

1) государственный финансовый контроль:

• вневедомственный (общегосударственный);

• ведомственный (негосударственный).

2) негосударственный финансовый контроль:

• внутрихозяйственный;

• общественный;

• аудиторский;

• страховой.

Система финансового контроля в странах с разви­той рыночной экономикой включает следующие эле­менты:

• ведомство главного ревизора-аудитора с подчине­нием непосредственно парламенту или президенту страны (главная цель этого ведомства — общий кон­троль за расходованием государственных средств);

• налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролиру­ющее поступление налогов;

• контролирующие структуры, которые осуществля­ют проверки и ревизии подведомственных учреж­дений;

• негосударственные контролирующие службы, осу­ществляющие на коммерческой основе проверку за­конности финансовых операций;

• службы внутреннего контроля (внутри предприя­тия, организации).

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государ­ственной власти и управления — Федеральное Собра­ние и его две палаты — Государственная Дума и Со­вет Федерации. На основании Конституции РФ Пра­вительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществляет еди­ную политику в области финансов, денег и кредита.

Высшим специальным органом государственного фи­нансового контроля выступает Счетная палата. Она проводит экспертизу федерального бюджета, феде­ральных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюд­жета. По результатам деятельности сотрудники Счет­ной палаты составляют представления и направляют их руководителям проверенных организаций для при­нятия мер по устранению нарушений, а в случае вы­явления хищения государственных средств дела пере­даются в правоохранительные органы. На уровне субъекта федерации схожие задачи и функции выпол­няют контрольно-счетные палаты.

Важнейшее место в системе финансового контроля за­нимает Министерство финансов РФ. Прежде всего оно контролирует поступление и расходование бюд­жетных средств и внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направ­ление и использование государственных инвестиций.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляют органы Федерального казначейства. На Казначейство возлагаются задачи: организовывать, осуществлять и контролировать исполнение федераль­ного бюджета и государственных внебюджетных фон­дов. Казначейство занимается также сбором и анали­зом информации о состоянии финансов страны, про­гнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с Центральным банком органы Казначейства должны осуществлять обслуживание внешнего долга России.

К специализированным органам финансового контро­ля относится Государственная налоговая служба и ее органы на местах. Государственные налоговые ин­спекции уполномочены осуществлять контроль над правильностью исчисления, своевременностью и пол­нотой уплаты налогов и других обязательных плате­жей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению. Они осу­ществляют проверку денежных документов, бухгал­терских книг и иных документов, связанных с исчис­лением и уплатой в бюджет налоговых и других обя­зательных платежей; могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возни­кающим при проверках.

Классификация видов финансового контроля:

1. По времени проведения:

• предварительный — проводится до совершения фи­нансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов;

• текущий (оперативный) — производится в момент совершения денежных сделок, финансовых опера­ций, выдачи ссуд;

• последующий — проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской докумен­тации.

2. По субъектам контроля:

• государственный — осуществляют органы государ­ственной власти и управления, а также контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов;

• внутрихозяйственный — осуществляется экономи­ческими службами предприятий, организаций и уч­реждений (бухгалтерии, финансовые отделы);

• общественный — выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добро­вольности и безвозмездности;

• независимый — осуществляют специализированные аудиторские службы и фирмы.

3. По сферам финансовой деятельности:

• бюджетный;

• налоговый;

• валютный;

• кредитный;

• страховой;

• инвестиционный;

• контроль за денежной массой.

4. По форме проведения:

• обязательный (внешний);

• инициативный (внутренний).

5. По методам проведения:

• проверки;

• обследования;

• надзор;

• анализ финансовой деятельности;

• наблюдение (мониторинг);

• ревизии.

5. Методы осуществления финансового контроля (не­зависимо от органов и видов):

• Проверка. Проверяются отдельные вопросы финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия, орга­низации на основе отчетных и других документов — это самый массовый метод финансового контроля.

• Обследование. Охватывает более широкий круг по­казателей или вопросов. При этом может проводить­ся опрос, анкетирование, наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

• Анализ. Детальное изучение периодической или го­довой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельнос­ти и финансового состояния субъектов.

• Наблюдение (мониторинг). Постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиен­та.

• Ревизия. Полное обследование финансово-хозяй­ственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, эф­фективности и целесообразности (полные и частич­ные, плановые и неплановые, тематические и комп­лексные, документальные и фактические).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.