Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Появление древнегреческих философских картин мира: мир Платона и мир Демокрита

Пифагор о мире и его картине: Первооснова всего – число, т.к. всё измеримо, поэтому он первый предложил идею нумеризации (оцифровки) мира, его картина мира базировалась на математической гармонии (музыка сфер). Пифагор внес значительный вклад в математику, музыку, небесную механику. Он считал, что во всём имеются противоположности: чётное – нечётное, предел – беспредел, единое – множественное, правое – левое, мужское – женское, покоящееся – движущиеся, дурное – хорошее, прямое – кривое, свет – тьма, четырехугольное – многоугольное, но они метафизичны, т.е. не переходят друг в друга, неподвижны и находятся в равновесии.

Парменид (акме около 500 год до нашей эры) утверждал, что нельзя не выразить, не представить несуществование бытия (мира). Бытие не может быть не больше, не меньше, следовательно, оно однородно и непрерывно (т.е. нет пустоты, бытие плотно примыкает к бытию). Земля в центре мира, вокруг сферы из смеси огня и земли, в центре всех сфер Богиня Истины, землю окружает небесная твердь. Всё всегда себе равно. Движение – это пустое мнение, всё неподвижно, ибо нельзя мыслить движение без пустоты, его картина мира абсолютно неизменна, как сам мир

Материалистические картины мира у Гераклита и Демокрита. Гераклит считал первоосновой мира – огонь, поэтому в его картине мира «на огонь обменивается, всё; и огонь - на всё. Космос вечен и не сотворим ни богом, ни человеком. Он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, загорающим и потухающим». Всем людям свойственно познавать самих себя и свои мысли. Большинство людей не разумеет происходящего, хотя им кажется, что понимают. Хотя логос существует вечно, люди не понимают его и живут собственным пониманием. Мудрость в одном: логос управляет всем при помощи всего. Мышление - великое достоинство, мудрость в том, чтобы поступить сообразно природе.

Демокрит (480–380 год до нашей эры) считал мир жестко детерминированым, но существующим без цели. Первоначала: полное (бытие) + пустое (небытие). Бытие – множественно, состоит из большого множества невидимых, движущихся в небытии (пустоте) качественно однородных частиц, неделимых (a+tomos) и неизменимых, вечных. Атомы (неделимые) различаются: формой, порядком и положением, а также величиной и тяжестью. Атомы разделяются между собой пустотой (т.е. не могут абсолютно склеиваться), но держатся вместе крючками (мужские) и петельками (женские). Возникновение вещей происходит из механическое соединение атомов. Атомы обладают только первичными качествами: например, твёрдостью, плотностью. Вторичные качества: цвет, тепло и.т. – субъективны и привносятся человеком, но они основаны на объективной материальной основе. Вселенная вечна и бесконечна (не сотворима ни богом, ни человеком). Мир неодушевлён и управляется неразумной природой, безо всякой цели, но не. случайно. Миры возникают в вихре круговращения атомов (тяжелые относит к центру, легкие - к краю). Земля – блин, вращающийся вокруг своего центра, причём центр неподвижен. Миров – большое множество (во времени и пространстве), так как было бы странно, если на поле взойдёт только один колос. Перволюди возникли из воды и ила, прошли через цепь животно-похожих форм, причём слепые, глухие – не выживали. Подобное притягивается подобным, отталкивает неподобное. Толчок к движению дают шарообразные атомы, как самые непоседливые, они порождают тепло – возбуждение. Ничто не возникает без причины, всё по необходимости. Первопричины в вечном мире искать не следует Случайность – выдумка невежд, которые этой категорией обнаруживают свое незнание.

Наше познания имеет два метода: а) истинный (логический, рациональный); б) темный (эмпирический, сенсуальный). «Тёмный» метод ведёт к мнениям, но «истинный» поправляет его и даёт верное знание. За субъективными ощущениями стоит объективный мир (цвет – из-за поворота атомов). Философы ошибались, считая что ощущения существуют в в познаваемом объекте, т.к. ощущения субъекта относительны: одному холодно, когда другому жарко, значит, качества (ощущения) не существуют в природе; просто каждому вкусу (горькому, сладкому) соответствует своя форма атомов. Зрение происходит от давления на глаз воздушного отпечатка вещи (образа): между вещью и глазом воздух вдавливается по форме вещи и давит на глаз.

Как возникает образная картина мира? По принципу истечения от объекта его образов-копий (как радиоволны от антенны); при этом действует второй принцип – подобное познаётся подобным. Поэтому наша картина мира не равна, а только подобна миру. Без образа – нет ощущения, без ощущения – нет мысли, т.е. в основе разумного познания лежит сенсуальное восприятие. Объективная истина – существует и познаётся разумом на основе органов ощущений.

Социальная картина: В основе развития культуры общества – нужда. Этика – индивидуалистичная: человек познается не только по делам, но и по намереньям; счастье, горе – в душе; добродетель в умеренности и рассудительности; во всём должна быть мера, цель жизни – хорошее расположение духа, поэтому бедность при демократии лучше богатства при царе. Люди придумали богов, не умея объяснять природу чудес.

Трактовка идеального у Платона (427 – 347) объясняет, как возможна единая картина мира, которая у него существовала не как обобщенный образ материального мира в сознании людей, а на «платоновских небесах» (и была фактически миром эйдосов), характер взаимопонимания между неподвижными идеями и эмпирическими и изменчивыми вещами таков: вещи подражают идеям, участвуют в идеях, а идеи присутствуют в вещах, проникнув в единую сущность всех вещей данного рода мы делаем общезначимой картину мира. Телесный мир волнует душу, создает в ней лживые картины мира идей, который единственный только и существует, мешает душе хладнокровно созерцать мир эйдосов. Какую онтологическую ошибку допускает здесь Платон? Он отождествляет интеллектуальную картину мира с самим внешним миром.

Аристотелевой физике свойственно изобретение субстанций и скрытых качеств, внутренних причин – энтелехий. Мир полностью описывается десятью атрибутами: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание, но их можно свести к трём: сущности, состоянию, отношению. Сущности бывают 1)конкретные (как индивид Иван) - первосущности и общеродовые (человек вообще) – вторичные сущности. Если использовать только первосущности (единичное), то нельзя ничего обобщить, т.е. создать науку. Материя – вечна, неуничтожима и пассивна. Материя–хаос–в возможности при присоединении к ней формы становится материей–вещью–в действительности. Материя без формы – неопределенна, непознаваема, безжизненна. В реальных вещах нам является только оформленная материя. Даже мысленно форма и материя неотделимы. Место – граница объемлющего тела. Природа «боится пустоты», «Terribus vacuum» –то есть ужас пустоты. Аристотель ввёл в науку понятие энергии. Движение не бывает без материи, но порождается богом. Имеется всего 6 форм движения. Время не есть движение, но не существует без него. Единица, граница времени – «теперь». Время делимо и неделимо, подобно длине. Но если нет души, как считающей, то не может быть и времени, как считаемого.Аристотель – творец философская (самой универсальной на тот момент) картина мира: он дал логическую, физическую и этическую картины мира в целостности и согласованности.

Итак, мы видим, что в античности уже были заданы два мировоззрения материалистическое и идеалистическое, и нарисованы соответствующие им философские картины мира, т.е. уже Древняя Греция дала философский базис для развертывания на нём как картин мира конкретных наук (линия Демокрита), так и ненаучной картины мира (линия Платона). Далее развитие знания пошло по линии Платона (из-за принятия Европой христианства), в рамках телологии Августина и Фомы Аквинского.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Структура и типология научных картин мира | Лекция 6. Монотеизм и умозрительные картины мира схоластов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.