Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовой статус РФ




Становление и развитие Российской Федерации

Началом формирования федеративных отношений в российском государстве можно считать 1917 г., когда стремление ряда народов России к обретению собственной государственности потребовало радикального изменения государственного устройства. Нельзя забывать, что исторически Россия создавалась как централизованное унитарное государство, а федерализм в официальных императорских кругах резко осуждался. Тем не менее, элементы автономии можно было найти в особом положении Финляндии и Польши в составе Российский империи.

Первым правовым актом, определившим новые принципы государственной политики по национальному вопросу и государственному устройству, стала принятая 15 ноября 1917 г. Декларация прав народов России. Она провозгласила равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Данные положения нашли дальнейшее развитие и конкретизацию в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском съезде Советов 25 января 1918 г., которая объявила об учреждении Советской России как федерации советских национальных республик. Был взят курс на то, что субъектами Федерации могут быть только национальные образования, а остальные регионы рассматривались как компоненты унитарного государства. Значимость норм данной Декларации по национальному вопросу и государственному устройству была подтверждена ее включением в качестве раздела в Конституцию РСФСР 1918 г.

Процесс формирования субъектов Федерации в первой российской советской республике в основном завершился к концу 1922 г., когда в ее состав входили 8 автономных республик (Туркменская, Киргизская, Горская, Татарская, Башкирская, Дагестанская, Якутская, Крымская), 11 автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Удмуртская, Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Адыгейская, Чеченская) и 2 трудовые коммуны (Немцев Поволжья и Карельская).

Развитие федеративных отношений в России продолжалось и после ее вхождения в состав Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г. Однако в советский период федеративные начала в основном провозглашались лишь формально: и Россия, и СССР на конституционном уровне провозглашались как федеративные государства, а фактически были централизованными унитарными государствами. Следует учитывать, что РСФСР являлась самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории, численности населения, экономическому и научно-техническому потенциалу. В нее входили 16 автономных республик (из 20 во всем СССР), 5 автономных областей (из 8) и все 10 автономных округов.

Верховный Совет РСФСР в 1990 г. стал двухпалатным органом, состоявшим из Совета Республики и Совета Национальностей. При этом конституции автономных республик не подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР, а главы их правительств входили в состав Совета Министров РСФСР. Края и области, крупнейшие города имели ограниченные права и во многом зависели от республиканского и общесоюзного центра. Но если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, официальную символику автономных республик, областей и округов, то почти во всем остальном Россия оставалась де-факто унитарным государством.

Таким образом, реальный федерализм в России начал формироваться с провозглашения ею суверенитета 12 июня 1990 г. Современная модель российского федерализма, характеризующаяся как объединение 83 субъектов, связана с тремя федеративными договорами 1992 г., но окончательно утвердилась в результате принятия Конституции 1993 г. Конституционная форма Российской Федерации явилась закономерным следствием тех реформ, которые проводились в России в период с 1989 по 1993 гг.

25 мая 1989 г. на 1 общесоюзном Съезде народных депутатов был поднят вопрос о перестройке Союза ССР с учетом реального суверенитета, в результате чего были созданы предпосылки для расшатывания целостности республик, особенно РСФСР, в составе которой было больше всего национальных образований. В 90-е годы общесоюзным законодательством был поставлен знак равенства между союзной и автономной республиками. Автономные республики становились полноправными субъектами СССР. Отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах.

Проблема двух договоров — союзного и федеративного обрекла один из них на поражение, так как вопрос о двойной субъектности республик на практике вел либо к распаду РСФСР, либо к распаду СССР, поэтому уже на 1 Съезде РСФСР в июне 1990 г. была поддержана идея общероссийского Федеративного договора.

В результате событий августа 1991 г. сорвался процесс формирования новых союзных отношений между суверенными государствами. Был предложен союз по типу конфедерации, но только семь суверенных республик высказались за его создание.

8 декабря руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря руководители 11 суверенных государств на встрече в Алма-Ате достигли договоренности о прекращении существования СССР. К соглашению об образовании СНГ присоединились на правах учредителей еще 8 республик бывшего Союза, а впоследствии и Грузия. 24 декабря 1991 г. Советский Союз перестал быть членом Организации Объединенных Наций, его место заняла Российская Федерация.

Со второй половины декабря 1991 г. до марта 1992 г. продолжилась работа над созданием Федеративного договора. В его основу был положен разумный принцип: сила государства не в механизмах подчинения и подавления, а в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес. Федеративный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992 г., приостановил нарастание открытого всеобщего национального конфликта, локализовал его. Федеративный договор изначально был компромиссом между слабой центральной властью и рядом сильных республик. Ныне это действующий источник конституционного права, представляющий собой юридический акт, выработанный в результате согласования позиций Федерации и субъектов РФ по поводу разграничения их полномочий.

Сразу же после подписания Федеративного договора началась борьба руководителей республик с федеральным центром за его практическую реализацию. Особенность этого периода заключалась в том, что центр противостоял сепаратизму и экономическому эгоизму республик уже не в одиночку: края, области и регионы начиная с 1993 г. стали все решительнее выступать против сложившегося неравенства. Появились первые ростки будущего государственного устройства России, построенной не по этническому, а по территориальному принципу. Такое развитие событий зимой – летом 1993 г. благоприятно сказалось на подготовке новой Конституции России, предусматривающей выравнивание прав субъектов Федерации.

Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г., безусловно, способствовало укреплению российской государственности. Современное состояние федеративных отношений в России характеризуется углублением и повышением статуса межрегиональных ассоциаций в стране; возвращением в российское политико-правовое пространство Республики Татарстан; начавшимся процессом «десуверенизации» (приведение Калмыкией своего Основного закона в соответствие с Конституцией РФ и др.): подписанием Договора об общественном согласии (апрель 1994 г.), договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов власти с органами государственной власти более чем 40 субъектов Федерации, в том числе краями и областями; постепенным наведением конституционного порядка в Чеченской Республике.

Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее конституционно-правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношений федерации с ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти.

Вместе с тем, она свидетельствует также и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорной модели федерации.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую в себя сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является единое гражданство Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности, наличием единой денежной и кредитной систем.

Согласно закону Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

А также к числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса РФ относится: существование Вооруженных Сил РФ, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности страны; право на международные отношения с иностранными государствами; государственные символы РФ; также статус находит свое выражение в предметах ведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.