Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура налоговой системы

Характеристика налоговой системы.

Анализ налоговых систем государств показывает, что, не­смотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налого­вую систему как таковую, являются (рис. 2.1):

• виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территори­альных образований;

• субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве зако­нами;

• органы государственной власти и местного самоуправле­ния как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установле­нию контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

• законодательная база (налоговый кодекс, законы, поста­новления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и ин­ститутов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов нало­гоплательщиками.

Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

В России общую линию налогового законодательства опре­деляет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о нало­гообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подпи­си Президента РФ вступают в силу.

 

 

Рис. 2.1. Структура налоговой системы РФ насчитывает 180 тыс. сотрудников (без ФСНП РФ)

 

Законодательные органы субъектов федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области на­логообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, при­нятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представитель­ных органов, принимают правовые акты в сфере налогового за­конодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации налого­вая система является 3-уровневой по исчислению (уплате) нало­гов и сборов.

Уровни законодательной базы. В зависимости от уровня за­конодательной базы и изъятия налогов различают три вида на­логов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются наследующие виды: (рис. 2.2), ставки которых опреде­лены не теоретическим методом, а волевым решением законодатель­ных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на за­седаниях и закреплены соответствующими законодательными акта­ми. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перерас­пределение налоговых ставок между различными территориальны­ми образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

№ п/п Виды налогов и сборов РФ Налоговые ставки
     
  I. Федеральные налоги и сборы
  Налог на добавленную стоимость (НДС) Устанавливается в размере от 0 до 20% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.): 0% - на отдельные виды товаров (работ, услуг); 10% - на продукты и детские товары; 20% - на остальные виды товаров (работ, услуг).
  Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объектов товаров (работ, услуг) в размере: от 0 до 1 850 руб. - в зависимости от вида товара и субъекта налога; от 0 до 30% - в зависимости от вида сырья (товара) и субъекта налога.
  Налог на прибыль (доход) организаций Исчисляется из сумм налогооблагаемой прибыли в размере: от 24 до 30%. Из них: 30% - по банковской деятельности (все поступает в федеральный бюджет); 24% - по остальным видам деятельности, в т.ч.; 7,5% - поступает в федеральные бюджеты субъектов РФ, 2% - в местные бюджеты.
  Налог на доходы от капитала Определяется от дохода субъекта налога в размере 12-15%, в том числе: 12% - по доходам от процента по ценным бумагам; 15% - по доходам от дивидендов.
  Подоходный налог с физи­ческих лиц (налог на доходы с физических лиц)   Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 13 до 35%, в т.ч.: 30% - по доходам от дивидендов; 35% - по отдельным видам доплат (вклады, выигрыши); 13% - по остальным видам доходов.
  Единый социальный налог (взнос)   Исчисляется от сумм выплат, вознаграждений, дохода, стоимости товаров (работ, услуг) различных категорий субъектов налога: от 17,6 (и плюс от 2 до 10% сверх установленного минимума) до 36,6 (и плюс от 2 до 20% сверх уста­новленного минимума), из них: - в Пенсионный фонд РФ от 14% (плюс от 2 до 8% сверх установленного минимума), - в Фонд социального страхования РФ от 2,9% (плюс от 1,1 до 2,2% сверх установленного минимума) до 4% (плюс от 1,1 до 2,2% сверх установленного минимума); - в Федеральный фонд медицинского страхования от 0,1% (плюс 0,1% сверх установленного минимума) до 0,2% (плюс 0,1 % сверх установленного минимума); - в территориальный фонд медицинского страхования от 2,5% (плюс от 0,9 до 1,9% сверх установленного минимума).
  Государственная пошлина Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги - от 1 до 17 000 руб. - от 0,5 до 5% от цены иска.
  Таможенная пошлина и таможенные сборы Устанавливается постановлением Правительства РФ, в т.ч. за таможенное оформление товара сбор не может быть менее 0,05% от стоимости товара (в иностранной валюте).
  Налог на пользование недрами Устанавливается определенная плата за лицензию в размере от 1 00 до 4000 руб. (в зависимости от вида деятельности); - от 0,5 до 1 6% - в зависимости от стоимости минерального сырья.
  Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы Определяется в зависимости от стоимости произведенной или реализованной (направленной на переработку) продукции (без учета НДС) в размере от 1,7 до 10%.
  Налог на дополнительный доход от добычи углеводо­родов Устанавливается от процентной доли накопленного дохода к накопленным затратам относительно стои­мости добытой или реализованной (переданной на переработку) продукции в размере от 0 до 60%
  Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Устанавливается постановлением Правительства РФ и законодательными органами субъектов РФ (выделение квот и сбор за право пользования)
  Лесной налог Устанавливается постановлением Правительства РФ и законодательными органами субъектов РФ за пользование лесными богатствами
  Водный налог Устанавливается в зависимости от вида деятельности субъекта налога в размере от 0,5 до 7500 руб.
  Экологический налог Устанавливается постановлением Правительства РФ в зависимости от вида вредного воздействия каждого ингредиента загрязняющего вещества и сырья
  Федеральные лицензионные сборы Устанавливаются в зависимости от вида лицензион­ной деятельности: - не превышают 1000-кратного минимума размера оплаты труда в соответствии с решением или законо­дательным актом РФ
II. Региональные налоги и сборы
  Налог на имущество органи­заций Устанавливается законом субъекта РФ, но не превы­шает 2,5% стоимости имущества
  Налог на недвижимость Устанавливается законом субъекта РФ, но не более 2% от рыночной стоимости объекта недвижимости и 0,2% стоимости объекта недвижимости жилищного фонда
  Дорожный налог Устанавливается в размере 0,75% от дохода организации
  Транспортный налог Устанавливается законом субъекта РФ в зависимости от вида транспортного средства и его мощности двигателя в размере от 10 до 75 коп за 1 л. с.
  Налог с продаж Устанавливается законом субъекта РФ, в размере не более 5% от стоимости товара (работ, услуг)
  Налог на игорный бизнес Устанавливается ставка законом субъекта РФ, в размере от 50 тыс. до 1 млн. руб. в год в зависимости от объекта налогообложения
  Региональные лицензион­ные сборы Устанавливаются субъектами РФ и не превышают 500 минимальных размеров оплаты труда и зависят от вида деятельности
III. Местные налоги и сборы
  Земельный налог Устанавливается местными органами власти в разме­ре от 0,1 до 2% от кадастровой стоимости земли и групп субъектов налога
  Налог на имущество физических лиц Устанавливается в размере от 0, 1 % (плюс 2% сверх установленной суммы) от оценочной стоимости (страховой, рыночной, инвентаризационной)
  Налог на рекламу Устанавливается в размере максимального до 5% от стоимости оплаты услуг субъектом налога
  Налог на наследование и дарение     Устанавливается в размере не более 10-30% от стоимости имущества в зависимости от возраста и родства наследников
    Местные лицензионные сборы Сбор за выдачу лицензии в зависимости от вида деятельности не превышает 500 минимальных оплат труда
       

 

Рис. 2.2. Виды налогов Российской Федерации и их налоговые ставки

 

Субъекты налога. Субъектами налога являются организа­ции (юридические лица) и граждане (физические лица), на ко­торых в соответствии с законодательством возложена обязан­ность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщи­ки и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том чис­ле в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговые органы. Налоговые органы в России представ­лены Министерством РФ по налогам и сборам с его подразделе­ниями, Государственным таможенным комитетом РФ с его под­разделениями, органами государственных внебюджетных фон­дов, Управлением Министерства финансов РФ, министерствами и финансовыми управлениями субъектов РФ, Федеральной службой налоговой полиции с ее подразделениями, государст­венными органами исполнительной власти субъектов РФ, мест­ного самоуправления и др. должностными лицами, насчитыва­ющими 180 тыс. налоговых служащих (без учета сотрудников ФСНП РФ).

Представленная на рис. 2.1. структура налоговой системы России и ее анализ свидетельствуют, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отноше­ний и является не эффективной и не экономичной. Она явля­ется по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьюте­ризации.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изме­нений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложне­нию обработки огромных потоков налоговой информации, ус­ложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслу­живание аппаратуры, делает налоговую систему не экономич­ной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов нало­га, является основным мотивом ухода субъектов налога от упла­ты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в фе­деральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовы­вает территориальные образования регионов в их экономиче­ском развитии (развитии инфраструктуры регионов), не сти­мулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъек­тов налога, как производителей товаров, уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регист­рации юридических лиц.

Для того чтобы налоговая система функционировала эф­фективно в условиях рыночных отношений и стимулировала то­варопроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:

- снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа нало­гов и их ставок;

- сделать налоговую систему понятной, прозрачной, про­стой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом на­логовых служащих. Федеральный центр, субъект РФ и орган местного управления не должны занимать вопросы, как и на ка­кие нужды субъект налога расходует свои доходы. Это должно быть исключительным правом субъекта налога. В этом случае товаропроизводитель будет заинтересован в расширении лично­го производства, увеличении товаров, накоплении капитала, повышении выплат работникам труда, и у самого субъекта налога тяга к развитию теневого сектора экономики и уходу от уплаты налогов.

Федеральный центр, субъекты федерации и органы мест­ного управления должны в большей степени интересовать об­щие доходы производителя, своевременность и полнота исчис­ления налога субъекта в бюджет и социальная защищенность работников труда. Налоговая система будет работать эффектив­но, если она будет построена на принципе доходности субъекта налога и административно-территориальном принципе уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистриро­ванные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориаль­ного образования и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой систе­ме, и даст возможность территориальным образованиям объек­тивно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распо­ряжении часть средств направить на развитие инфраструктуры своего региона.

Анализ системы налогообложения России и зарубежных стран позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

1. Создание экономичной и эффективной налоговой систе­мы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установ­ление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике.

2. Создание налоговой системы с учетом конкретно склады­вающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внут­ренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой сис­темы могут выступать:

• своевременная отмена или ввод в действие новых плате­жей (налогов, сборов);

• своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;

• изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;

• своевременное введение пропорциональных, прогрессив­ных, дифференцированных или регрессивных принципов нало­гообложения субъектов налога;

• совершенствование (упрощение) налогового законода­тельства, в том числе регулирующего использование природ­ных ресурсов;

• создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за ис­числением, уплатой и поступлением налогов в соответствую­щий бюджет территориального образования.

Обозначенные выше направления совершенствования нало­говой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в на­логообложении, но они в определенной мере в зависимости от ис­пользуемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и полу­чить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную на­логовую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы и сроки уплаты налога | Методика построения налоговой системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.