Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Налог на прибыль организаций




Место и роль налога на прибыль в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов

Налог на прибыль организаций является федеральным прямым налогом. Правила его взимания установлены гл. 25 НК РФ. Экономический смысл на­лога — изъятие части доходов юридических лиц в пользу государства для последующего перераспределения через бюджетную систему, в том числе и для финансирования социальных программ государства. Таким образом, по­мимо фискальной (наполнение бюджета) функции этот налог выполняет еще и социальную функцию налогов.

Налог на прибыль является также инструментом государственного регу­лирования экономики. Гибкий подход, например, к ставкам налога, применя­емым к различным видам доходов юридических лиц, способен стимулировать (дестимулировать) развитие отдельных видов деятельности. Так, уста­новленные в настоящее время ставки налога на доходы от долевого участия (дивиденды) позволяют говорить о стимулировании государством инвести­ционной деятельности организаций, причем предпочтение отдается россий­ским инвестициям в отечественную экономику (ставка 6%) перед иностран­ными инвестициями в экономику РФ или отечественными инвестициями в экономику других стран (ставка 15%).

Налог на прибыль является разноуровневым: суммы налога, взимаемо­го с применением налоговой ставки 24%, в определенных долях зачисля­ются в бюджеты всех трех уровней бюджетной системы РФ. В настоящее время распределение налога между бюджетами установлено следующим образом:

• в федеральный бюджет — 5%;

• в бюджеты субъектов РФ — 17%;

• в местные бюджеты — 2%,

при этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, но не ниже 13%. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, отличным от 24%, подле­жит зачислению в федеральный бюджет.

В структуре налоговых доходов федерального бюджета за 2002 г. на­лог на прибыль организаций занимает четвертое место (после НДС, акци­зов и платежей за пользование природными ресурсами). Однако в струк­туре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2002 г. он занимает второе место (после НДС), что подтверждает основную ориен­тацию этого налога на наполнение доходной части региональных и мест­ных бюджетов. Этот вывод подтверждает и тот факт, что после введения в действие гл. 25 НК РФ поступления по этому налогу сократились (по сравнению с 2001 г.):

• по федеральному бюджету — на 20%;

• по региональным и местным бюджетам — на 3%.

 

Налогоплательщики. Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

• российские организации;

• иностранные организации:

- осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства;

- получающие доходы от источников в РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогопла­тельщиком. Прибылью признается:

• для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на ве­личину произведенных расходов, учитываемых в целях налогообложения;

• для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — доходы, полученные через эти посто­янные представительства, уменьшенные на величину учитываемых в це­лях налогообложения расходов, произведенных этими постоянными представительствами;

• для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источни­ков в РФ (определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ).

Налоговое законодательство определяет следующие условия, которым должны удовлетворять расходы, учитываемые в целях налогообложения:

• расходы должны быть обоснованными (под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выра­жена в денежной форме);

• затраты должны быть подтверждены документами, оформленными в со­ответствии с законодательством РФ;

• расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налоговая база

Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению, поэтому доходы и расходы налогоплательщика должны учитываться в денежной форме. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года.

Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации това­ров, работ, услуг, имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ, без включения в нее НДС и акциза. В аналогичном порядке учитываются внереа­лизационные доходы, полученные в натуральной форме.

Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 24%, оп­ределяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым предусмот­рен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убы­ток (отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения), налоговая база такого периода признается равной нулю, а полученные убытки принимаются в целях налогообложения в уста­новленном порядке (ст.283 НК РФ).

При исчислении налоговой базы в составе доходов и расходов не учиты­ваются:

• доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;

• доходы и расходы, связанные с деятельностью, подпадающей под обло­жение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов дея­тельности;

• прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности;

• доходы и расходы, относящиеся к специальным налоговым режимам, — для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

В первых трех перечисленных случаях организации обязаны вести обо­собленный учет доходов и расходов по деятельности, не облагаемой налогом на прибыль организаций; при этом расходы в случае невозможности их раз­деления определяются пропорционально доле доходов организации от дея­тельности не облагаемой налогом на прибыль организаций, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Особый порядок определения налоговой базы установлен:

• для банков (статьи 290—292 НК РФ);

• для страховщиков (статьи 293 и 294 НК РФ);

• для негосударственных пенсионных фондов (статьи 295 и 296 НК РФ);

• для профессиональных участников рынка ценных бумаг (статьи 298 и 299 НК РФ);

• по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ с учетом положений статей 281 и 282 НК РФ);

• по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (статьи 301—305 НК РФ).

 

Налоговый период

Налоговый период по налогу на прибыль организаций установлен как календарный год. Налоговым законодательством также установлены отчет­ные периоды по налогу, определяемые в зависимости от выбранного способа уплаты авансовых платежей следующим образом:

• для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетные периоды установ­лены как месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания кален­дарного года;

• для всех остальных налогоплательщиков отчетные периоды установлены как первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки

1. Налоговая ставка установлена как 0%:

• по процентам по отдельным видам государственных и муниципальных ценных бумаг;

• по прибыли, полученной ЦБ РФ от осуществления деятельности, связан­ной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным зако­ном от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)» (действующая редакция от 23.12.2003).

2. Налоговая ставка установлена как 6%:

• по дивидендам, полученным от российских организаций российскими организациями.

3. Налоговая ставка установлена как 15%:

• по дивидендам, полученным от российских организаций иностранными ор­ганизациями или российскими организациями от иностранных организаций;

• по процентам по государственным и муниципальным ЦБ, условиями выпус­ка и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов (кроме ценных бумаг, доходы по которым облагаются по ставке 0%).

4. Налоговая ставка установлена как 24%:

• по обычным доходам.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с

деятельностью в РФ через постоянное представительство:

• 10% — от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением меж­дународных перевозок;

• 20% — с любых других доходов (за исключением дивидендов).

Налоговые льготы

Глава 25 НК РФ не предусматривает льгот по налогу на прибыль организа­ций. Однако после 1 января 2002 г. продолжают действие льготы, ранее уста­новленные в Законе РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприя­тий и организаций» и предоставляемые на срок — льготный порядок налого­обложения прибыли вновь созданных малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности (производство продовольственных това­ров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.). В первые два года такие предприятия освобождались от уплаты налога на прибыль, в третий год работы уплачивали налог в размере 25% и в четвертый — 50% от установленной ставки налога на прибыль.

На 1 января 2004 г. продолжили действие льготы, полученные в 2001 г., а полностью их действие прекратится в 2005 г.

Порядок исчисления налога

Сумма налога, исчисляемая как соответствующая налоговой ставке процент­ная доля налоговой базы, определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налоговым законодательством предусмотрено удержание налога налоговым агентом. Налоговое агентство установлено:

• в отношении иностранных организаций, получающих доходы от источ­ников в РФ, не связанных с деятельностью через постоянное представи­тельство;

• в отношении доходов в виде дивидендов или процентов по государствен­ным и муниципальным ценным бумагам.

Исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление налоговых платежей налоговыми агентами производится в установленном порядке, отличающемся от обычного.

Для обеспечения равномерности поступления налоговых доходов по налогу на прибыль организаций в бюджетную систему РФ в течение календарного года налогоплательщики обязаны уплачивать авансовые платежи. Законода­тельство предусматривает два способа исчисления суммы авансовых платежей:

1) в зависимости от авансового платежа за предыдущий отчетный период (при этом способе отчетным периодом является квартал);

2) исходя из фактической прибыли, полученной в отчетном периоде (при этом способе отчетным периодом является календарный месяц).

Основным способом является исчисление суммы авансового платежа в за­висимости от авансового платежа за предыдущий отчетный период. При выбо­ре этого способа налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по итогам каждого отчетного (налогового) периода исходя из ставки налога и на­логовой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода сумма ежемесячного авансового платежа определяется в следующем порядке:

 

Квартал Порядок определения суммы авансового платежа
Первый квартал текущего налогового периода Сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, под­лежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода
Второй квартал текущего налогового периода Сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый квартал текущего года
Третий квартал текущего налогового периода Сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансово­го платежа, рассчитанной по итогам первого квартала
Четвертый квартал теку­щего налогового периода Сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия

 

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового плате­жа отрицательна или равна нулю, авансовые платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

По желанию налогоплательщики имеют право перейти на исчисление еже­месячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастаю­щим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего ме­сяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет по окончании очередного отчетного периода, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. При переходе на этот способ уплаты ежемесячных аван­совых платежей налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Способ уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

Кроме этого в ряде ситуаций разрешено уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (без исчисления ежемесяч­ных авансовых платежей). Такой порядок действует в отношении:

• организаций, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реа­лизации не превышали в среднем 3 000 000 руб. за каждый квартал;

• бюджетных учреждений;

• иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство;

• некоммерческих организаций, не имеющих дохода от реализации товаров (работ, услуг);

• участников простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах;

• инвесторов соглашений о разделе продукции в части доходов, получен­ных от реализации указанных соглашений;

• выгодоприобретателей по договорам доверительного управления.

Организации, созданные после 1 января 2002 г., начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

Порядок и сроки уплаты налога

Сроки уплаты авансовых платежей, а также налогового платежа по исте­чении налогового периода установлены следующим образом:

Вид платежа Установленный срок уплаты
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода (определя­емые по данным предыдущего квартала) Не позднее 28-го числа каждого месяца это­го отчетного периода
Ежемесячные авансовые платежи по факти­чески полученной прибыли Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога
Авансовые платежи по итогам отчетного периода (квартала) Не позднее срока, установленного для пода­чи налоговых деклараций за соответствую­щий отчетный период (не позднее 28 дней после окончания отчетного периода)
Налоговый платеж по истечении налогового периода Не позднее срока, установленного для пода­чи налоговых деклараций за соответствую­щий налоговый период (не позднее 28 марта следующего года)

 

Суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчет­ного периода (квартала), засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Анало­гичный порядок действует в случае исчисления авансовых платежей по фак­тически полученной прибыли.

Особый порядок уплаты налога установлен:

• для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения;

• для налоговых агентов, выплачивающих доход иностранной организации;

• по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи ежекварталь­но, если выручка от реализации в течение квартала не превышала 1 000 000 руб. в месяц либо 3 000 000 руб. в квартал. В случае превышения этих ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи ежемесячно после ис­течения полного квартала со дня государственной регистрации.

 

Классификация доходов и расходов организации для целей налогообложения прибыли. Нормируемые расходы. Амортизация имущества. Определение даты доходов и расходов при применении метода начисления и кассового метода

Классификация доходов и расходов организации для целей нало­гообложения прибыли

К доходам относятся:

• доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав — доходы от реализации;

• внереализационные доходы.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на:

• расходы, связанные с производством и реализацией:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы;

• внереализационные расходы.

В системе налогового учета, формирующего необходимую информаци­онную базу для исчисления налоговой базы и определения суммы налога, подлежащего уплате, используется развернутая классификация доходов и расходов:

А. Доходы:

1) доходы от реализации;

2) внереализационные доходы;

3) доходы, не учитываемые в целях налогообложения.

Б. Расходы:

1) расходы, связанные с производством и реализацией:

• прямые расходы:

- материальные затраты

- прямые расходы на оплату труда

- амортизация основных производственных фондов

- прочие прямые расходы (к которым относится, например, единый со­циальный налог, начисляемый на прямые расходы на оплату труда)

• косвенные расходы:

- капитализируемые расходы

- резервы

- нормируемые расходы

- прочие косвенные расходы

2) внереализационные расходы

3) расходы, не учитываемые в целях налогообложения.

Нормируемые расходы

Нормируемыми являются расходы, принимаемые для целей налогообло­жения не в полном объеме, а в установленных налоговым законодательством пределах (нормативах). Для целей налогообложения прибыли установлены следующие нормируемые расходы (Не рассматриваются нормируемые расходы для банков, страховых организаций, него­сударственных пенсионных фондов).

Вид расхода Порядок определения величины расхода для целей налогообложения
Совокупная сумма платежей (взносов), выплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работ­ников, пенсионного страхования и (или) негосударствен­ного пенсионного обеспечения работников Не более 12% от суммы расходов на оплату труда
Взносы по договорам добровольного личного страхова­ния, предусматривающим оплату страховщиками меди­цинских расходов застрахованных работников Не более 3% от суммы расходов на оплату труда
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществлен­ные в целях создания новых или совершенствования при­меняемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата Не более 70% фактически осуществ­ленных расходов
Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и ме­жотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (действующая редакция от 29.12.2000, с изменениями от 24. 12.2002) В пределах 0,5% доходов (валовой выручки)
Расходы по обязательным видам страхования имущест­ва (установленным законодательством РФ) В пределах страховых тарифов, ут­вержденных в соответствии с законо­дательством РФ и требованиями меж­дународных конвенций (В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхова­нию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат)
Суммы выплаченных подъемных В пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ
Расходы на компенсацию за использование для служеб­ных поездок личных легковых автомобилей и мотоцик­лов В пределах норм, установленных Правительством РФ
Расходы на выплату суточных или полевого довольст­вия В пределах норм, утверждаемых Пра­вительством РФ
Расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов В пределах норм, утвержденных Пра­вительством РФ
Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление В пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке
Вид расхода Порядок определения величины расхода для целей налогообложения
Расходы на содержание вахтовых и временных посел­ков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществля­ющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях В пределах нормативов на содержа­ние аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельнос­ти налогоплательщика (Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налого­плательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объек­тов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам).
Расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недо­стающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках Не более 7% стоимости тиража соот­ветствующего номера периодического печатного издания
Потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков (морально устаревшей) продукции средств мас­совой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производст­во и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции Не более 10% стоимости тиража со­ответствующего номера периодичес­кого печатного издания или соответ­ствующего тиража книжной продук­ции
Представительские расходы Не более 4% от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготов­ление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы (кроме установленных видов рекламы), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода Не более 1% выручки от реализации, определяемой в установленном по­рядке
Фактически осуществленные расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социаль­но-культурной сферы, понесенные налогоплательщика­ми, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством РФ и в состав кото­рых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда и вышеуказанных объектов В пределах нормативов на содержа­ние аналогичных хозяйств, произ­водств и служб, утвержденных орга­нами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщи­ка (Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплатель­щики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действу­ющий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных ука­занным органам. В случае, если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муни­ципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов)
Отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) при уступке налогоплательщиком-продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров работ, услуг) срока платежа Не более суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с уче­том установленных требований по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты пла­тежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг)

 

 

Вид расхода Порядок определения величины расхода для целей налогообложения
Перенос убытка от операций с ценными бумагами на бу­дущее налогоплательщиками (включая банки), осуществ­ляющими дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг В пределах суммы прибыли, полу­ченной от осуществления предприни­мательской деятельности
Положительная разница между ценой приобретения второй части РЕПО и ценой реализации первой части РЕПО для продавца по первой части РЕПО По правилам, установленным для расходов на выплату процентов по долговым обязательствам
Отрицательная разница между ценой реализации второй части РЕПО и ценой приобретения первой части РЕПО для покупателя по первой части РЕПО
Перенос убытков на будущее Не более 30% налоговой базы за каж­дый отчетный (налоговый) период в течение 10 лет
Отчисления в фонд развития потребительской коопера­ции, начисляемые организациями потребительской коо­перации, осуществляющими свою деятельность в соот­ветствии с Законом РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потреби­тельской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (действующая редак­ция от 2 1.03.2002) До 4% выручки от реализации това­ров (работ, услуг) за отчетный (нало­говый) период

 

Кроме этого, при определенных условиях нормируемыми являются расхо­ды на выплату процентов по долговым обязательствам. Подробно порядок оп­ределения норматива и условия его применения рассмотрены в вопросе «Осо­бенности исчисления налоговой базы при использовании заемных средств».

Амортизация имущества

Налоговое законодательство допускает включать в состав расходов, учи­тываемых в целях налогообложения, амортизационные отчисления по сле­дующим видам имущества (амортизируемое имущество):

• имущество;

• результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллекту­альной собственности (нематериальные активы).

При этом амортизируемое имущество должно одновременно удовлетво­рять следующим условиям:

• находиться у налогоплательщика на праве собственности (за исключени­ем отдельных случаев);

• использоваться для извлечения дохода (относительно нематериальных активов допускается также использование для управленческих нужд ор­ганизации);

• стоимость имущества должна погашаться путем начисления амортизации;

• срок полезного использования должен быть более 12 месяцев, а первона­чальная стоимость — более 10 000 руб.(Если это условие не выполняется, стоимость имущества в полной сумме списывается на расходы в установленном порядке).

Не удовлетворяют вышеуказанным условиям и, следовательно, не подле­жат амортизации:

• земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие при­родные ресурсы);

• материально-производственные запасы;

• товары;

• объекты незавершенного капитального строительства;

• ценные бумаги;

• финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фью­черсные контракты, опционные контракты);

• не давшие положительного результата научно-исследовательские, опыт­но-конструкторские и технологические работы;

• интеллектуальные и деловые качества работников организации, их ква­лификация и способность к труду.

Кроме этого, в целях налогообложения налоговое законодательство не допускает амортизацию отдельных видов амортизируемого имущества.

Из состава амортизируемого имущества исключаются (на время или по­стоянно) следующие основные средства:

• переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

• переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

• находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему на­числяется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок по­лезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Важным фактором при исчислении амортизации, подлежащей включению в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения, является стои­мость имущества, которая определяется следующим образом:

Вид стоимости амортизируемого имущества Порядок определения
Первоначальная стоимость основного средства Сумма расходов на приобретение (В случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в установленном порядке оста­точной стоимости; информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком-получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором основное средство пригодно для использо­вания, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов
Восстановительная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных (со­зданных) до 1 января 2002 г. Первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок до 1 января 2002 г. (для переоценки ос­новных средств, произведенной по состоянию на 1 января 2002 г., предусмотрен особый порядок учета)
Остаточная стоимость основ­ных средств, введенных в экс­плуатацию до 1 января 2002 г. Разница между восстановительной стоимостью таких основных средств и суммой амортизации, определенных в порядке, установленном для опре­деления восстановительной стоимости

 

 

Вид стоимости амортизируемого имущества Порядок определения
Остаточная стоимость основ­ных средств, введенных в экс­плуатацию после 1 января 2002г. Разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амор­тизации
Первоначальная стоимость объектов основных средств собственного производства Стоимость готовой продукции, исчисленная в уста­новленном порядке, увеличенная на сумму соответ­ствующих акцизов для основных средств, являю­щихся подакцизными товарами
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериаль­ных активов Сумма расходов на их приобретение (создание) и до­ведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учиты­ваемых в составе расходов в установленном порядке
Стоимость нематериальных активов, созданных самой ор­ганизацией Сумма фактических расходов на их создание, изго­товление (в том числе материальных расходов, рас­ходов на оплату труда, расходов на услуги сторон­них организаций, патентных пошлин, связанных с получением патентов, свидетельств), за исключени­ем сумм налогов, учитываемых в составе расходов

 

Амортизируемое имущество принимается на учет (налоговый) по перво­начальной стоимости, определяемой в установленном порядке (за исключе­нием отдельных случаев). Первоначальная стоимость основных средств из­меняется в случаях:

• достройки;

• дооборудования;

• реконструкции;

• модернизации;

• технического перевооружения;

• частичной ликвидации соответствующих объектов;

• по иным аналогичным основаниям.

При этом смысл операций, приводящих к изменению первоначальной сто­имости основных средств, оговаривается особо.

Амортизируемое имущество (кроме нематериальных активов) распреде­ляется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования — периодом времени, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности организации, следующим образом:

Амортизационные группы Установленные сроки полезного использования для имущества, включаемого в данную группу
Первая группа От 1 года до 2 лет включительно
Вторая группа Свыше 2 лет до 3 лет включительно
Третья группа Свыше 3 лет до 5 лет включительно
Четвертая группа Свыше 5 лет до 7 лет включительно
Пятая группа Свыше 7 лет до 10 лет включительно  
Шестая группа Свыше 10 лет до 15 лет включительно  
Седьмая группа Свыше 15 лет до 20 лет включительно  
Восьмая группа Свыше 20 лет до 25 лет включительно  
Девятая группа Свыше 25 лет до 30 лет включительно  
Десятая группа Свыше 30 лет  
       

 

Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию каждого объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Действующая редакция от 08.08.2003)). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизаци­онных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объ­екта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения тако­го объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в кото­рую ранее было включено такое основное средство.

Определение срока полезного использования объекта нематериальных ак­тивов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым за­конодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответству­ющими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Основные средства, права на которые подлежат государственной регист­рации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответ­ствующей амортизационной группы с момента документально подтвержден­ного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Сумма амортизации для целей налогообложения определяется ежемесяч­но в установленном порядке и начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в экс­плуатацию, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта либо когда объект вы­был из состава амортизируемого имущества по любым основаниям.

Амортизация в целях налогообложения может начисляться одним из сле­дующих методов по выбору налогоплательщика:

Разрешенный метод начисления амортизации Установленные ограничения в применении
Линейный метод Отсутствуют
Нелинейный метод Не может применяться к зданиям, сооружениям, пе­редаточным устройствам, входящим в 8 — 10-ю амор­тизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов

 

Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в те­чение всего периода начисления амортизации по данному объекту.

Амортизация в целях налогообложения начисляется ежемесячно в следу­ющем порядке:

Метод начисления амортизации Формула для определения нормы амортизации1 Формула для определения суммы начисленной амортизации Установленные ограничения в порядке начисления амортизации
Линейный К • Первоначальная (восстановительная) стоимость  
Нелинейный   К— норма амортизации в процен­тах к первоначальной (восстановительной) либо остаточной стоимости объекта амортизи­руемого имущества; п — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.   К • Остаточная стои­мость   Начиная с месяца, следующего за месяцем, в кото­ром остаточная стоимость объекта достигнет 20% от первоначальной (восста­новительной) стоимости, амортизация исчисляется в следующем порядке: остаточная стоимость объекта амортизируемо- го имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов сумма начисляемой за один месяц амортизации определяется путем де­ления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта

 

Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреж­дена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии налоговым законодательством налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то аморти­зация начисляется с учетом следующих особенностей:

• амортизация не начисляется ликвидируемой организацией с 1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой органи­зацией — с 1-го числа того месяца, в котором в установленном порядке завершена реорганизация;

• амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реор­ганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.

Этот порядок не распространяется на организации, изменяющие свою ор­ганизационно-правовую форму.

Налоговое законодательство допускает применение при начислении амор­тизации следующих повышающих и понижающих коэффициентов:

 

Коэффициент Имущество, в отношении которого применяется коэффициент Ограничения в применении коэффициента
Не выше 2 Основные средства, используемые для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменно­сти Не распространяется на ос­новные средства, относящие­ся к 1 — 3-й амортизационным группам, в случае, если амор­тизация по данным основным средствам начисляется нели­нейным методом
Не выше 3 Основные средства, которые являют­ся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга)
Не выше 2 В отношении собственных основных средств Только для сельскохозяйст­венных организаций промы­шленного типа (птицефабри­ки, животноводческие ком­плексы, зверосовхозы, теп­личные комбинаты)
0,5 По легковым автомобилям и пасса­жирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответ­ственно более 300 000 рублей и 400 000 руб. (в том числе переданным или полученным в лизинг)  

 

По решению руководителя организации, закрепленному в учетной поли­тике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. При реализации амортизируемого имущества ор­ганизациями, использующими пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против установлен­ных норм в целях налогообложения не производится.

Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в упо­треблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с уче­том срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (меся­цев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного ис­пользования, определяемый классификацией основных средств, утвержден­ной Правительством РФ, организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Определение даты доходов и расходов при применении метода начисления и кассового метода

Глава 25 НК РФ допускает два способа определения даты признания до­ходов и расходов для целей исчисления налоговой базы:

1) метод начисления:

• доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;

• расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной фор­мы их оплаты (в том периоде, в котором они возникают исходя из усло­вий сделок);

2) кассовый метод:

• датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед на­логоплательщиком иным способом;

• расходами признаются затраты после их фактической оплаты (оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекраще­ние встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продав­цом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров, выпол­нением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Организации (за исключением банков) имеют право применения кассово­го метода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превы­сила 1 000 000 руб. за каждый квартал.

Помимо общих правил определения даты признания доходов и расходов каждым методом в НК РФ также указаны особенности применения методов относительно:

• отдельных видов доходов и расходов, связанных с производством и реа­лизацией;

• внереализационных доходов и расходов;

• доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам.

Применяемый метод признания доходов и расходов, принимаемый по ре­шению руководителя организации, должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

 

 

Особенности применения налоговой базы по отдельным видам операций: при реализации имущества, при использовании заемных средств, при передаче имущества в уставный капитал организации, при уступке права требования, при проведении операций с ценными бумагами, ГКО и ОФЗ

Особенности исчисления налоговой базы при реализации имущества

При реализации амортизируемого имущества организация вправе в целях налогообложения уменьшить доходы от таких операций:

• на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в установленном порядке;

• на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расхо­дов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации этого имущества, разница между этими величинами признается убытком налого­плательщика и учитывается в целях налогообложения в следующем порядке: полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщи­ка равными долями в течение срока, определяемого как разница между сро­ком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

При реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, про­дукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций:

• на цену приобретения этого имущества;

• на суммы расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (аналогично реализации амортизируемого имущества).

Если цена приобретения имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации этого имущества, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитыва­емым в целях налогообложения.

Особенности исчисления налоговой базы при использовании заемных средств

Глава 25 НК РФ устанавливает особый порядок определения расходов в виде процентов по долговым обязательствам. При этом под долговыми обя­зательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, зай­мы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независи­мо от формы их оформления.

Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательст­ву любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от сред­него уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчис­ление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях (т.е. выданным в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения). При оп­ределении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принима­ется во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образу­ется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погаше­ния) и ценой продажи векселя.

Существенным отклонением размера начисленных процентов по долго­вому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повы­шения или в сторону понижения.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной:

• ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформ­лении долгового обязательства в рублях;

• 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Особый порядок определения предельной суммы процентов предусмот­рен для долговых обязательств перед иностранными организациями, прямо или косвенно владеющими более 20% уставного капитала российской орга­низации, и в установленных аналогичных ситуациях.

При одновременном выполнении следующих условий:

• налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задол­женность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного капитала этой рос­сийской организации (контролируемая задолженность);

• размер непогашенных российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — бо­лее чем в 12,5 раз) превышает собственный капитал (разницу между сум­мой его активов и величиной обязательств) на последний день отчетного (налогового) периода.

Предельная величина признаваемых расходом процентов по контролиру­емой задолженности на последний день каждого отчетного (налогового) пе­риода исчисляется по формуле:

 

 

Предельная величина = Сумма процентов, начисленных

налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде

по контролируемой задолженности / Коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего

отчетного (налогового) периода.

 

Коэффициент капитализации = (Величина соответствующей непогашенной контроли­руемой задолженности / Величина собственного капитала, соответствующая доле прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном капитале рос­сийской организации) / З (Для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, полученное отношение делится на 12,5)

 

При этом при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются:

• суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сбо­рам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов;

• суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного нало­гового кредита.

В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолжен­ности, рассчитанные в соответствии с установленным порядком, но не более фактически начисленных процентов.

Положительная разница между начисленными процентами и предельны­ми процентами, исчисленными указанным образом, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и облагается налогом в соответствующем порядке.

Особенности исчисления налоговой базы при передаче имущества в уставный капитал организации

При размещении эмитированных акций доходы и расходы налогопла­тельщика-эмитента и доходы и расходы акционера определяются следующим образом:

• не признается прибылью (убытком) эмитента разница между номиналь­ной стоимостью размещаемых акций и стоимостью получаемого при размещении налогоплательщиком эмитированных им акций имущества (включая денежные средства) либо имущественных прав;

• не признается прибылью (убытком) акционера разница между стоимос­тью вносимых в качестве оплаты имущества либо имущественных прав и номинальной стоимостью приобретаемых акций.

При этом стоимость приобретаемых акций признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества либо имущественных прав, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собствен­ности на указанное имущество либо имущественные права, с учетом дополнительных расходов, которые у передающей стороны при таком внесении признаются для целей налогообложения.

При ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы акционеров ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества либо имущественных прав на момент их получения за вычетом фактически оплаченной (вне зави­симости от формы оплаты) соответствующими акционерами этой организа­ции стоимости акций.

При реорганизации организации независимо от формы реорганизации прибыль или убыток, учитываемые в целях налогообложения, у акционеров не образуются.

Аналогичный порядок действует в отношении долей в складочном капи­тале и паев.

Особенности исчисления налоговой базы при уступке права требования

При уступке права требования долга третьему лицу налогоплательщиком-продавцом товара, работ или услуг, осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, исчисление налоговой базы зависит от ви­да уступаемой задолженности (просроченная или нет) и производится в сле­дующем порядке:

 

 

Вид уступаемой задолженности Порядок определения налоговой базы
Активная (уступка права требования производится до наступления срока платежа, предусмотренного соответствующим договором о реализации товаров, работ или услуг) Отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и величиной уступаемой задолженности признается убытком налогоплательщика в размере, не превышающем суммы процен­тов, которую налогоплательщик уплатил бы по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты предусмотренного договором реализации платежа
Просроченная (уступка права требова­ния производится после наступления срока платежа, предусмотренного со­ответствующим договором о реализации товаров, работ или услуг) Отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и вели­чиной уступаемой задолженности признает­ся убытком по сделке уступки права требо­вания, который включается в состав внереа­лизационных расходов налогоплательщика следующим образом: 50% от суммы убытка подлежат вклю­чению в состав внереализационных расхо­дов на дату уступки права требования 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования

 

Указанный выше порядок применяется и к налогоплательщику-кредитору по долговому обязательству.

При дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщи­ком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от такой реализации оп­ределяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогопла­тельщику при последующей уступке права требования или прекращении со­ответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик уменьшает доход, полученный от реализации права тре­бования, на сумму расходов по приобретению этого права требования долга.

Особенности исчисления налоговой базы при проведении операций с ценными бумагами, ГКО и ОФЗ

Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам для це­лей налогообложения устанавливается гражданским законодательством РФ (гл. 7 Гражданского кодекса РФ) и применимым законодательством иност­ранных государств. Для целей исчисления налога на прибыль ценные бумаги делятся на две категории:

1) эмиссионные (порядок отнесения ценных бумаг к эмиссионным уста­навливается национальным законодательством);

2) неэмиссионные.

Если операция с ценными бумагами может быть также квалифицирована как операция с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация вправе самостоятельно выбрать порядок налогообложения такой операции.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется как раз­ность доходов и расходов по таким операциям.

Доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбы­тия (в том числе погашения) ценных бумаг определяются исходя из:

• цены реализации или иного выбытия ценной бумаги;

• суммы накопленного процентного (купонного) дохода (Под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги)), уплаченной по­купателем налогоплательщику;

• суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщи­ку эмитентом (векселедателем).

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из:

• цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение);

• затрат на реализацию ценной бумаги;

• суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной нало­гоплательщиком продавцу ценной бумаги.

При этом в доходы и расходы не включаются суммы накопленного про­центного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Важным фактором, влияющим на величину налоговой базы по операциям с ценными бумагами, является цена реализации ценной бумаги, которая оп­ределяется в следующем порядке.

Для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, фактичес­кая цена принимается в качестве рыночной, если эта цена находится в интер­вале цен. В целях налогообложения под интервалом цен понимают разность между минимальной и максимальной ценами сделок с этой ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на дату совершения сделки купли-продажи. Если сделки с данной ценной бумагой на интересующую дату совершались через двух и более организаторов торговли, выбирается тот организатор торговли, значения интервала цен у которого являются наиболее приемлемыми.

Если информация об интервале цен у организаторов торговли на дату совершения сделки отсутствует, используется интервал цен на дату бли­жайших торгов, состоявшихся до дня совершения сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

Для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, фактиче­ская цена реализации или иного выбытия принимается в качестве рыночной при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

1) если фактическая цена сделки находится в интервале цен по аналогич­ной ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на дату со­вершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня со­вершения сделки;

2) если отклонение (в любую сторону) фактической цены сделки находит­ся в пределах 20% от средневзвешенной цены аналогичной ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли по итогам торгов на дату заключения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения сделки.

В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным ценным бумагам фактическая цена сделки принимается в качестве рыночной, если она отличается не более чем на 20 % от расчетной цены этой ценной бумаги, определенной на дату заключения сделки с учетом:

• конкретных условий заключенной сделки;

• особенностей обращения ценной бумаги;

• цены ценной бумаги;

• иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета (например, стоимости чистых активов эмитента, при­ходящихся на соответствующую акцию — для акций или рыночной ве­личины ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответст­вующей валюте — для долговых ценных бумаг).

При размещении государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг процентным доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом, в виде процентной ставки к номинальной стоимости ценных бумаг, а по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, — доход в виде раз­ницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее пер­вичного размещения, исчисленной как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг в соответствии с установленным порядком признан размещенным.

При налогообложении сделок по реализации или иного выбытия ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.

Налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государ­ственной и муниципальной ценной бумаги на балансе налогоплательщика, осуществляется в установленном порядке. По государственным и муници­пальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включает­ся часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой.

 

Организация и ведение налогового учета для целей налогообложения прибыли

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруп­пированных в соответствии с предусмотренным порядком.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и досто­верной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйствен­ных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полно­той и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоя­тельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается орга­низацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков правила ор­ганизации системы налогового учета, а также обязательные формы докумен­тов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать:

• порядок формирования суммы доходов и расходов;

• порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогооб­ложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

• сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

• порядок формирования сумм с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.293 сек.