Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция «я-состояний» Э. Берна

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕМА № 6 УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1. Поведение личности в организации

2. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

3. Оплата труда персонала

4. Этика делового общения

5. Управление конфликтами

6. Безопасность, условия и дисциплина труда персонала

 

 

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 г. на 1Х Международном психологическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом.

Многие аспекты поведения субъектов, в том числе и делового, объясняет концепция «я-состояний» швейцарского психолога Э. Берна, разработанная в 1960-х гг.

«Я-состояние» - это система чувств, набор согласованных поведенческих схем. Оно обусловлено общим настроем людей и сознательным выбором модели поведения, преследующего определенную цель.

Э. Берн утверждает, что человек постоянно пребывает в одном из трех психологических «я-состояний»: «родителя», «взрослого» и «ребенка» с разной степенью готовности перейти в другое.

Каждое из состояний имеет свою специфику.

Состояние родителя внешне выражается в ироничной манере держаться; поучениях; попытках все запретить и наказать; поисках виновных; претензиях на правоту; озабоченности всем и вся; стремлении поддержать, помочь, утешить, покровительствовать. Родитель может проявляться прямо («Делай, что я говорю») или косвенно - применительно к требованиям.

Состояние взрослого характеризуется активностью, трезвым подходом к делу, учетом реального положения вещей, использованием опыта. Ему свойственны деловитость, поиск альтернатив, бесстрастность.

В состоянии ребенка люди действуют и чувствуют себя так, как в детстве - непредсказуемо, игриво, капризно, своенравно, строптиво и т.п. У незрелых людей поведение контролирует ребенок, у зрелых - взрослый.

Взаимодействие между людьми («трансакт» по Э. Берну), в какой бы форме оно ни происходило, всегда обусловлено теми состояниями (естественными или искусственными), в которых они в данный момент находятся.

Существует три варианта трансактов, три стиля взаимодействия, которые в течение короткого времени каждый человек может использовать попеременно:

-параллельный, когда участники общения находятся в одинаковом «я-состоянии». Он может продолжаться бесконечно, потому что люди прекрасно понимают друг друга и сообразно отвечают и ведут себя;

-перекрестный предполагает, что собеседники находятся в неодинаковых «я-состояниях» и играют разные роли. В результате они, пытаясь убедить в своей правоте, не понимают друг друга (или создают видимость этого), что приводит к нарушению коммуникаций;

-скрытый, встречающийся на каждом шагу и проявляющийся как недоговоренность, иносказание, критика с подтекстом, «двойным дном». Внешне он кажется обычным (параллельным или перекрестным) и закамуфлирован под ничего не значащий или означающий совершенно иное разговор.

Характер человека есть индивидуальная, отличительная, свое­образная особенность его поведения и отношения к окружающей действительности.

В быту иногда можно услышать, что у данного человека плохой или хороший характер. Но такие утверждения часто бывают необосно­ванными, ибо необходимо знать, кто дает такую оценку, в каких усло­виях находятся обсуждаемый и обсуждающий. В зависимости от этого проявляются те или другие черты характера, которые можно предста­вить данными категориями:

- трудолюбие — леность;

- общительность — замкнутость;

- принципиальность — беспринципность;

- хладнокровие — вспыльчивость;

- осторожность — рискованность и др.

Однако в жизни в чистом виде нет такого чело­века, который имел бы только положительные или отрицательные черты характера. У каждого есть и те и другие, задача состоит в том, чтобы не дать про­явиться нежелательным чертам характера, контролировать свое пове­дение, управлять собой.

Поведение человека в семье, в кругу друзей, на работе, в незнако­мом обществе определяется динамикой личности, типом темперамен­та. Темперамент - это характеристика человека со стороны его динамических особенностей и психической деятельности (темп, ритм, интенсивность психических процессов и состояний и др.).

Философ И. Кант систематизировал типы темпераментов в четыре основных вида: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Сангви­ник характеризуется живостью, быстрой возбудимостью и легкой сме­ной эмоций;

Холерик быстротой действий, сильными, быстро возни­кающими чувствами, ярко выражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик человек, склонный к депрессиям, грусти, подавленно­сти, обладающий повышенной впечатлительностью и относительно не­значительным внешним выражением своих чувств.

Флегматик мед­лительный, спокойный, со слабым проявлением чувств, граничащим с безразличием ко всему.

Каждый человек может характеризоваться не только каким-либо одним типом темперамента, но и иметь некоторые черты, свойственные другим типам.

Специалисты-психологи определяют несколько видов и форм про­явления поведения людей при одинаковых внешних условиях.

Работникам с повышенной активностью (гиперактивные) свойст­венны общительность, открытость, увлеченность, предприимчивость, доброжелательность, некоторая поверхностность в суждениях, слабая сосредоточенность. Для таких людей более все­го подходит живая общественная и организаторская работа. Им требуются большие усилия для занятия одно­образной, рутинной, кропотливой работой.

Лица, склонные к самосозерцанию, скрытные (аутистические, от греч. autos —сам), малообщительны, тяжело идут на контакт, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, обладают формально-дело­вой манерой поведения. Такие специалисты могут быть исследователя­ми, конструкторами, экспертами, консультантами и т.д.

Сотрудникам с неустойчивым настроением (лабильно-циклоид­ные, от лат. labilis —неустойчивый) свойственны перепады активно­сти и работоспособности, связанные с внешними обстоятельствами и внутренним состоянием. Они могут периодически входить в конфликт, для них сложна работа с постоянным размеренным ритмом.

Работники, некритически оценивающие свои возможности и поведе­ние (демонстративные), имеют стремление показать себя лучше, чем они есть на самом деле, приспосабливаются к обстоятельствам, а при возмож­ности манипулируют действиями коллег. Людям данной категории лучше всего заниматься рекламой или работать в представительских органах, или там, где демонстрация себя не играет негативной роли.

Властолюбивые, деспотичные, эгоистичные личности обычно не­терпимы к критике, упрямо, а иногда безосновательно доказывают свою правоту, помнят и надолго затаивают обиды, могут быть агрес­сивны. Работа с такими сотрудниками требует особого подхода и терпеливости.

Пунктуальные, педантичные работники отличаются высокой доб­росовестностью и достаточно глубокими профессиональными знания­ми. Вместе с тем им свойственны сомнения относительно выполнен­ной работы, они постоянно стремятся к ее совершенствованию.

Люди несамостоятельные, приспособленцы (конформные — от лат. konformis — подобный) часто бывают несобранны, мягки, теряют­ся в сложной и непредсказуемой обстановке, быстро уступают чужим мнениям и требованиям. Склонны сглаживать воз­никающие конфликты и разногласия. Как утверждают некоторые пси­хологи, из них вырастают незаменимые заместители руководителей.

Работники без твердых принципов и с неразвитым чувством долга, которые легковесно относятся к своим служебным обязанностям, увлекаются более «приятными» делами, мягки и тактич­ны в общении, имеют множество знакомых на службе и вне ее. Им больше всего подходит работа, где необходимо простое общение с по­сетителями, частая смена видов деятельности. За такими сотрудниками необходим тщательный контроль.

При таком множестве форм проявления характеров менеджер не должен спешить с окончательным выводом по поводу того или иного сотрудника. Иначе можно потерять ценных работников, важно найти им работу по интересам, способностям и типу темперамента.

 

 

Поведение человека в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей.

Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязан­ностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Достичь данной цели можно различными путями.

Первый - подбор людей с необходимыми качествами. Однако: во-первых, не всегда можно найти людей с необходимыми характеристиками, во-вторых, нет гарантии, что будет ожидаемое поведение, в-третьих, требования к поведению могут меняться со временем, входя в противоречие с теми критериями, по которым люди отбирались в организацию.

Второй - организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Чтобы устранить возможное противоречие между поведением человека и организационными нормами, необходимо знать, что определяет поведение человека, каким образом он реаги­рует на те или иные стимулирующие воздействия, от чего зависят его предпочтения.

Поведение человека в организации определяется его собст­венными (личностными) чертами, цели, которые он преследует, настроение, а также влиянием условий формиро­вания индивидуальной деятельности — особенностями окружающей его среды, условия, в которых находится, возможности и другие факторы.

Внутренние (субъективные) факторы

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, вос­приятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).

Любая личность характеризуется:

общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, ра­ботоспособность, организованность, общительность и пр.);

специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (восприни­мать, мыслить, учиться, работать);

элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критич­ность мышления и пр.);

сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), спе­циальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конст­руктивными, т.е. направленными на создание конкретных объ­ектов в тех или иных сферах деятельности);

подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);

направленностью (ориентированностью социальной актив­ности, возникающей под воздействием социальных моментов — интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

определенным складом характера;

биологически обусловленными особенностями (напри­мер, темпераментом);

психологическими особенностями: диапазоном деятельно­сти ("широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (ха­рактеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);

психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация, условия и дисциплина труда. В нашей компании запрещены любые управленческие инновации,- говорит один из опрошенных Национальным союзом кадровиков hr-менеджеров. - руководство считает | Основными движущими факторами поведения человека можно назвать следующие: мотивацию, восприятие, критериальную основу.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.