Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления




Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Вопросы темы:

Юридическую ответственность можно определить как неблагоприятные последствия, наступившие для субъектов права при совершении ими определенных действий, которые выражены в санкциях правовых норм.

Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение Конституции, законов, декретов, указов, собственных решений и других правовых норм.

Согласно ст. 64 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»:

п. 1. Органы местного управления и самоуправления несут ответственность за законность своих решений.

п. 2. Вред, причиненный организациям и гражданам в результате неправомерных решений, действий (бездействия) органов местного управления и самоуправления, их должностных лиц, подлежит возмещению соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В зависимости от субъекта, перед которым наступает юридическая ответственность, можно выделить ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами, перед государством.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в виде утраты доверия, т.е. в форме конституционно-правовой ответственности, ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает в результате нарушения норм действующего законодательства в форме гражданско-правовой ответственности, ответственность перед государством наступает в форме административной или уголовной ответственности.

В зависимости от вида юридической ответственности можно выделить конституционную, уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность.

К должностным лицам могут быть применены меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

2. Ответственность перед населением.

Органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение ими публичной власти.

Можно выделить следующие основания привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к конституционной ответственности:

1. невыполнение предусмотренных законом депутатских обязанностей

2. нарушение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь

3. совершение действий, дискредитирующих депутата.

Все эти действия и бездействия депутата согласно ст. 129 Избирательного кодекса подпадают под одно основание и понятие, которое именуется как «утрата доверия».

3. Ответственность органов и должностных лиц перед государством.

В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» очень расплывчато, в самом общем виде указывается на ответственность органов местного управления и самоуправления за свои действия или бездействия. Так, в ст. 64 Закона указывается, что «органы местного управления и самоуправления несут ответственность за законность своих решений. Вред, причиненный организациям и гражданам в результате неправомерных решений, действий (бездействия) органов местного управления и самоуправления, их должностных лиц, подлежит возмещению соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном гражданским законодательством».

Хотя, исходя из практики законодательства зарубежных стран, можно выделить три вида ответственности органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, их должностных лиц: 1) ответственность перед населением; 2) ответственность перед государством; 2) ответственность перед физическими и юридическими лицами. Эти виды ответственности подробно регулируются законами зарубежных государств, в том числе России и Украины, о местном самоуправлении. Представляется целесообразным, с точки зрения тенденций унификации права Республики Беларусь с правом зарубежных государств, усиления гарантий деятельности органов местного самоуправления, защиты прав и свобод граждан и организаций, следует подробно регламентировать данные виды ответственности в Гражданском процессуальном и Хозяйственном процессуальном кодексах Республики Беларусь, Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Согласно ст. 24 Закона о местном управлении:

1. Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены (роспуск) Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь по следующим основаниям:

1. систематического (более двух раз) или грубого нарушения Советом требований законодательства;

2. если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов Совета по неуважительным причинам;

3. если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии Совета не образовал свои органы.

Особенности субъекта ответственности, отношений, из которых она вытекает, санкций позволяет назвать эту ответственность конституционной.

Для законодателя во всех случаях важным является не вред, причиненный государству, иному субъекту, а сам факт нарушения законодательства, в том числе и бездействием местного Совета депутатов.

Цель института ответственности местных Советов депутатов перед государством состоит в контроле Совета Республики за законностью деятельности (бездеятельности), принимаемых нормативных правовых актов местными Советами депутатов.

Одной из форм ответственности перед государством является отмена незаконных решений местных Советов депутатов. Так, согласно ч. 2 ст. 122 Конституции «решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами». В Конституции, кроме данной статьи имеется ст. 98, посвященная полномочиям Совета Республики, которая в абзаце 1 п. 5 ч. 1 ст. 98 гласит: «отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству». Противоречий между данными конституционными нормами нет. Отменять решения местных Советов депутатов имеют право и другие представительные органы.

Согласно п.п. 1.27 абзаца 1 ст. 17 Закона о местном управлении в компетенцию Советов входит отмена не соответствующих законодательству распоряжения председателя Совета и председателя соответствующего исполкома, решения соответствующего исполкома, решения нижестоящего Совета и распоряжения его председателя. Возможность отмены вышестоящим Советом решения нижестоящего Совета закреплена и в ч. 3 ст. 59 этого же Закона.

Однако механизм (процедура) отмены незаконных решений местных Советов депутатов установлен только в ст. 33 Закона о Национальном собрании и применительно к Совету Республики.

Основанием для отмены решения местного Совета депутатов может являться несоответствие законодательству Республики Беларусь решения в целом либо отдельных его положений.

2. Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены:

2.1. по решению этого Совета - в случае самороспуска;

2.2. по решению вышестоящего Совета либо Президента Республики Беларусь - в случае изменения административно-территориального устройства в установленном законодательством порядке.

К должностным лицам могут быть применены меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Административная ответственность органов и должностных лиц местного управления и самоуправления за правонарушения при осуществлении местного управления и самоуправления.

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З сосредоточены все нормы, регулирующие все виды административной ответственности граждан и юридических лиц.

Уголовная ответственность должностных лиц местного управления и самоуправления. Уголовная ответственность регулируется Уголовным кодексом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З.

Уголовная ответственность носит личный характер, поэтому к ней не могут привлекаться органы местного управления и самоуправления. Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Должностные лица местного управления самоуправления могут привлекаться к уголовной ответственности за различные преступления.

Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного управления и самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. Законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность привлечения органов местного управления и самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного управления и самоуправления и должностных лиц местного управления и самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает, прежде всего, в судебном порядке.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц органов местного управления и самоуправления наступает в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». Согласно ст. 5 Закона «Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования». На основании п.п. 1.8 п. 1 ст. 7 действие Закона распространяется на лиц, которые занимают должности в «местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах».

В соответствии со ст. 57 Закона «за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. предупреждение о неполном служебном соответствии;

1.4. понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

1.5. увольнение с занимаемой должности в соответствии с настоящим Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами.

2. К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

4. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.