Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства массовой информации

Здравоохранение;

Социальная деятельность;

Наука;

Религия.

Экономика;

Политика (государство, право, армия);

Семья;

4) образование:

В современном мире к важнейшим институтам добавляются:

Внешне каждый тип института представлен совокупностью социальных групп и организаций, осуществляющих конкретную социальную функцию:

— в политическом институте можно выделить государство, юстицию, политические партии, конгрессы, парламенты, монархии, исполнительную и законодательную власти, внешние отношения;

— в институт образования входит система учебных заведений, профессиональные кадры, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и т.д.;

— в институт религии входит монашество, епископат, церковь как организация и многое другое;

институт армии составляют сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия;

институт средств массовой информации представляют такие организации, как телевизионные сети, радиостанции, издательства.

Внутри фундаментальных (главных) институтов складываются менее крупные образования, которые называют неглавными, или неосновными, институтами (их называют также социальными практиками или обычаями):

— в фундаментальный экономический институт входит институт собственности, рынка, организации и оплаты труда, денежной системы и т.д.;

— в институт семьи и брака -институт воспитания подрастающего поколения, институт развода, институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т.д.;

Итак, каждый тип социального института характеризуется наличием:

· цели своей деятельности;

· конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели;

· набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

 

7. Процесс институциализации. Условия формирования социальных институтов.

Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах:

— в возникновении новых институтов;

— в совершенствовании сложившихся социальных институтов.

Этот процесс (рождение и развитие социального института) называется процессом институциализации.

Как происходит возникновение и развитие социальных институтов? Процесс институализации можно представить в следующей схеме.

1) Люди пытаются реализовать свои потребности и ищут для этого различные способы.

2) Они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно превращают в обычаи и привычки.

3) Со временем эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением и узакониваются.

4) Для них разрабатывается система санкций.

Например, институт семьи связан с потребностью выбора партнера. Эта потребность рождает, в частности, обычай назначать свидание и – в общем - такой элемент, как институт ухаживания.

Таким образом, институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Например, институт семьи удовлетворяет потребность в

— воспроизводстве людей

— формировании отношений между полами

— воспитании детей

— связи поколений и т. д.

Для институционализации необходимы следующие условия:

особый тип регламентации (довольно жесткий, обязывающий характер);

четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия внутри института (невыполнение обязанностей ведет к применению санкции);

обезличенность требований к тому, кто включен в деятельность института (то есть не допускающие преимуществ требования должны предъявляться ко всем носителям определенного социального статуса);

разделение труда и профессионализация выполнения функций, что обеспечивает высокую эффективность институтов;

учреждения, в которых организуется деятельность институтов (например, семья связана с так называемыми загсами, женскими консультациями и родильными домами, больницами, школами, собесами, нотариальными конторами, в которых оформляются дела о наследстве и т.д.).

Институты являются символами порядка и организованности в обществе. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью.

 

3. Явные и латентные функции-дисфункции социальных институтов.

Функция (от лат. functio - исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт, это та польза, которую социальный институт приносит обществу.

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Свидетельством дисфункции института является неясность его целей, падение авторитета и престижа, вырождение его отдельных функций в ритуальную деятельность К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, функция превращается в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение.

Выражением дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Это означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц. Для нормального функционирования института необходимым является соблюдение принципа деперсонализации (т.е. функционирование института не должно зависеть от личных особенностей тех, кто должен выполнять задачи данного института). Институт государства, например, во многом зависит от входящего в него института юстиции, в котором главное – уважение к закону. Равная ответственность перед законом исключительно всех членов общества – важнейшее условие прочности государства и существования в тнем справедливости. Там, где действие закона приобретает субъективный характер («Вот приедет барин – барин нас рассудит», говоря словами Некрасова), там рождаются дисфункции в масштабах государства.

Основной функцией любого института является удовлетворение определенных социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует.

Однако каждый институт выполняет некоторые общие функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это, прежде всего, следующие функции.

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения людей, членов социальных групп.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Но при этом каждый институт выполняет свою основную социальную функцию:

семья - регулирование рождаемости, социализацию и защиту детей;

религия – стремление преодолеть смерть, обсуждение загробной жизни;

право - поддержание социального порядка;

политика - установление иерархии власти;

экономика - производство и распределение товаров и услуг;

образование - передача знаний и навыков из поколения в поколение;

наука – отражение, теоретическое освоение окружающей среды;

здравоохранение - излечение больных, уход за умирающими;

армия - защита от врагов, отстаивание национальных интересов;

средства массовой информации - распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий.

Функцию характеризуют два момента:

— сознательно сформулированные цели (функция как задача);

— объективные последствия деятельности данного института (функция как реальный результат).

Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий. Поэтому различают явные (формально заявленные) и латентные (реально исполняемые) функции социальных институтов (впервые такое различение сделал Р. Мертон).

Явные (осознаваемые, признанные) функции социального института:

— формируются и декларируются в кодексах, записаны в уставах, формально заявлены;

— являются ожидаемыми и необходимыми;

— наиболее формализованы и подконтрольны обществу;

— легко распознаются как часть признанных целей института;

— закреплены в системе статусов и ролей общества;

— в каждом обществе им сопутствует строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.).

Латентные, скрытые функции социального института (те, которые осуществляются на самом деле):

— осуществляются непреднамеренно;

— могут быть непризнанными;

— часто неосознаваемы;

— не запланированы заранее, появляются в качестве побочного эффекта деятельности социального института.

Латентные функции могут быть:

позитивными ( не наносят вреда, но показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую, нежели об этом официально заявляется);

негативными (т. е. дисфункциями).

Только с помощью изучения латентных функций институтов можно определить истинную картину социальной жизни. Например, социолог Т. Веблен писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный "кадиллак" потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа.

Таким образом, явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные - о том, что из этого получилось.

Например, институт высшего образования имеет функции:

явные (подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии);

неявные (закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования).

Иногда явные и латентные функции совпадают, но чаще между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение. Явные функции, формально заявленные обществом, реально могут и не исполняться. В таком случае говорят о потенциальной нестабильности общества.

Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, наступает институциональный кризис, т. е.падение авторитета данного института, снижение доверия к нему, появление его дисфункций. Например, в 80-е годы отечественные социологи начали говорить о кризисе в стране института семьи. Он выражается в резком росте разводов, неправильном распределении ролей между мужем и женой, неэффективной социализации детей.

Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования - учить детей, медицины - лечить людей, семьи - укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются.

Следствие такого кризиса - перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в России наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу, причем сразу же появились репетиторы - институт посредников.

8. Институт семьи

Институт семьи считается базовым в любом обществе, поскольку именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Это свидетельствует о том, что семья является основой всех социальных институтов.

В социологии принято разграничивать понятия «брак» и «семья».

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

— упорядочивает и санкционирует их новую жизнь:

— устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Таким образом, понятием «брак» фиксируют социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Типы брака.

1. По процедуре заключения брак может быть:

— гражданским,

— церковным.

2. По правовому статусу брак бывает:

— юридический,

— фактический.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка), члены которой связаны общим бюджетом, общностью быта, интересов, чувств и стремлений, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Формы организации семьи (типы семей).

1. По характеру распределения семейных обязанностей и по решению вопроса о лидерстве социологи выделяют три типа семей:

A. Традиционная, или патриархальна я семья. Под одной крышей обычно существуют три поколения семьи и лидером является мужчина. В традиционной семье:

— женщина экономически зависима от мужа;

— четко распределены мужские и женские обязанности;

— признание мужского авторитета в вопросах жизни семьи.

B. Нетрадиционная семья (социологи называют такой тип семьи эксплуататорским):

— традиционное лидерство мужчины и разграничение семейных обязанностей на женские и мужские в ней сохраняются, но уже без необходимых экономических оснований;

— женщина, наравне с мужчиной участвуя в общественном труде, выполняет к тому же всю домашнюю работу.

C. Эгалитарная семья. Это семья равных, для которой характерны:

— справедливое распределение семейных обязанностей;

— совместное принятие решений;

— эмоциональная насыщенность отношений.

2. По структуре семьи различают такие типы:

нуклеарная, или супружеская семья - муж, жена и их дети;

расширенная, родственная семья (основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников).

Формы брака.

  1. Экзогамия и эндогамия:

экзогамия - ограничение выбора партнера в браке, разрешение выбирать его только вне определенной узкой группы;

эндогамия -выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы (кастовая, клановая, деревенская или племенная эндогамия - в примитивных обществах; расовая эндогамия или эндогамия сословная, когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества, - возможна в современном обществе).

  1. Моногамия и полигамия:

моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время);

полигамия (существование одновременно более одного партнер в супружестве); возможны три формы полигамии:

Ø групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (сейчас, например, на Маркизских островах);

Ø полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей (некоторые общества Южной Индии и Тибета, где считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе);

Ø полигиния, или многоженство (н аиболее распространенная форма полигамного брака, однако даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными; только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены).

Функции семьи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.