Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1 Социально-психологичсекие закономерности общения




Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Учебное пособие для вузов. – М., 1999.

4. Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии. //Вестник ЛГУ. – Л., 1959. - № 11.

5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

6. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000.

7. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии. //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984.

8. Основы социально-психологической теории: Учебное пособие. /Под ред. А.А.Бодалёва, А.Н.Сухова. – М., 1995.

9. Пайнс Э., Маслая К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000.

10. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

11. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. - М., 1972.

12. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. /Под ред. Г.М.Андреевой и др. – М., 1984.

13. Социальная психология в трудах отечественных психологов. /Сост. А.Л.Свенцицкий – СПб., 2000.

14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.

15. Шибутани Т. Социальная психология. – М., РнД., 1999.

16. Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург, М., 2000.

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Во многих сферах профессиональной жизни, в управленческой особенно, уровень компетентности работника зависит не от того, насколько он «технически» подготовлен, а от умения общаться, связанного с особыми коммуникативными способностями. Подготовка специалистов в области коммуникативных умений опирается на психологию общения, некоторые основы которой будут описаны далее.

Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, к оммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построенияэффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения — это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение — это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения (см.табл.9.1).

Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.

В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.

Таблица 2

Эффективное и неэффективное поощрение при педагогическом общении

 

Эффективное поощрение Неэффективное поощрение
1. Осуществляется постоянно 1. Осуществляется от случая к случаю
2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения 2. Делается в общих чертах  
3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося 3. Учитель проявляет минимальное, фор­мальное внимание к успехам учащегося
4. Учитель поощряет достижение определенных результатов 4. Учитель отмечает участие в работе вообще
5. Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов 5. Дает учащемуся сведения о его дости­жениях, не подчеркивая их значимость
6. Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов 6. Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование
7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижении учащегося 7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других
8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям 8. Поощрение независимо от усилии, затраченных учащимся
9. Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями полагая, что та кои успех может быть достигнут и впредь 9. Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств
10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы учащийся с удовольствием выполняет задание либо потому, что оно интересно либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получить удовлетворение от самого про­цесса обучения 10. Учитель опирается на внешние стимулы учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т. д.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.