Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современного образовательного процесса

Современный образовательный процесс имеет перечисленные ниже отличительные черты.

1. Индустриализация обучения означает компьютеризацию и сопровождающую ее технологизацию. П. Норман отмечает, что средства передачи информации способны влиять на формирование психических структур. Так, печатный текст строит дискурсивное, линейное, аналитическое, предметное, иерархическое, рациональное мышление. Аудио-видеосредства формируют гештальты, дают эмоциональную, инсайтную, иррациональную основу мышления. Электронная среда формирует склонность к экспериментированию, гибкость, структурность.

2. Идеи непрерывности образования существуют на протяжении всей жизни человека. Это получение нескольких специальностей, углубление специализации, повышение квалификации, поствузовское образование.

3. Переход от репродуктивной и продуктивной учебной деятельности-эвристичность учебной деятельности, что' характеризуется использованием в обучающем процессе все более активных методов.

.4. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащегося.

5. Гуманизация образования.

Сегодня, отмечают О. В. Долженко и В. Л. Шатуновский, становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся «разрывом между образованностью и обученностью» [12. С. 53]. Примат технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманистических принципов в образовательной среде

Таким образом, задачи современной школы существенно расширяются. Хотя еще П. Сорокин обращал внимание на то, что функция школы не может быть сведена только к «вливанию» знаний: «Функции школы заключаются не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли ученик часть учебников или нет, а в том, чтобы:

1) определить, кто талантлив, а кто нет, какие у него способности, в какой степени они социально и морально значимы;

2) устранить тех, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств из школы, закрыть для них пути продвижения по крайней мере в определенные области;

3) обеспечить продвижение способных учащихся на их социальные позиции, которые в наибольшей мере способствуют их свойствам» [55].

В. Б. Ольшанский отмечает, что современная наука выделяет пять социальных функций образования:

1) передача культуры общества;

2)воспитание новаторов для различных сфер общественной деятельности – технической, политической или художественной;

3)политическая функция, рассмотренная с двух сторон - как подготовка политических лидеров для всех уровней демократического общества и как воспитание населения в духе лояльности к существующему правительству;

4)функция социального отбора;

5) экономическая функция – поставка производству образованной рабочей силы в определенном количестве и определенного качества [39].

Ф.П. Филиппов выделяет три группы функций школы:

1) социально-дифференцирующие функции (школа борется с предрассудками и формирует новые способы классификации людей в обществе);

2)культурно – воспитательные (школа формирует гуманистический идеал и удовлетворяет духовные интересы);

3) социально-селективные (развитие интересов к конкретным видам труда и предпосылок его реализации) [58].

Таким образом, что функциями современного образования является как адаптивная (приспособление к социокультурной ситуации), так и гуманистическая (развитие потенциала, творчества, уникальности каждого человека).

Нам кажется, что идеологически эти задачи могут быть решены на современном этапе за счет многоликости типов учебных заведений, моделей образования, авторских программ существующих в настоящее время в отечественном образовании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы современной науки | Психологические методы исследования педагогической реальности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.