Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика индивидуального развития учащегося




Современная наука о человеке старается не заострять вопросов о при­оритетах врожденного и приобретенного, тяготея к центристским позициям. Конечно, соотношения эти изучаются, исследуются, уточняются, но уже не педалируются, так как ясно, что человек это сложное полисистем­ное «космо - био - социо - культурно - конкретно - историческое - духовно активное» существо [21. С. 91]. Для наблюдения, сопровождения и по­мощи человеку в его развитии необходимо учитывать весь спектр его по­тенциалов, возможностей, способностей и желаний. В целях успешного решения этой задачи педагогу и психологу необходимо ответить себе на ряд вопросов.

1. Что подлежит развитию, а что формированию в психическом строе человека.

2.Что уже заложено природой, а что - воспитанием?

3.Что следует развивать: то что проявлено или то в чем недостаток.

4.Насколько человек обладает ресурсом саморазвития.

5. Каковы механизмы воздействия на поведенческие и личностные
структуры для данного человека.

6.Насколько я как педагог владею инструментами воздействия на кон­кретного человека.

7.Каким меня видит мой ученик.

8.Какой я вижу перспективу собственного личностного роста.

9.Какие бы средства воздействия могли позитивно повлиять на меня.

10. Какова дефицитарная область моих профессиональных и личност­
ных возможностей.

Ответы на эти вопросы позволят выстроить объемную картину взаимо­действия учителя и ученика, четко сформулировать образовательные зада­чи для конкретного ученика. Кроме философских оснований планирования развития ребенка необходима еще и технологическая оснащенность этого процесса, т. е. необходима стандартизация параметров наблюдения.

Современная западная психология, стремясь интегрировать все много­образие знаний о человеке, использует параметры личностных черт, назы­ваемых «Большая пятерка». В нее входят:

1) экстраверсия;

2) склонность к сотрудничеству;

3) добросовестность;

4) эмоциональная стабильность;

5) восприимчивость к приобретению нового опыта.

Методологической основой разработки нашей диагностический карты явилась модель психики Б. Г. Ананьева. Человек рассматривается через призму видовых, социальных, психических и уникальных психологических черт. Индивид- представитель вида, носитель типичных природно обусловленных свойств. Совокупность этих свойств в обобщенной форме выступает в виде нейродинамических характеристик, особенностей метаболизма, конституциональных параметров, темперамента, задатков, органических потребностей. Личность - это человек как типичный представитель сформировавшего его общества. Здесь выделяются такие грани, как социальные роли, социальный статус, притязания, ценности, стили общения. Субъект - это человек как носитель видов человеческой активности. Диагностическими параметрами выступают эмоции, знания, действия, перцепция, способности, самосознание. Индивидуальность - это человек в своей неповторимости, уникальности. При учете этого аспекта мы оперируем такими характеристиками, как самочувствие, самооценка, потенциал самоактуализации. Данные характеристики явились базовыми параметрами предлагаемой нами карты учета индивидуального уровня развития не только учащегося, но и педагогических кадров. Карта может быть использована как психологами, так и педагогами, т. е. включать материалы специального психологического обследования или наблюдения (см. с. 21).

Резюмирующее замечание о том, что изучается нами все многообразие психической реальности развития ребенка с единственной, глобальной, на наш взгляд, целью. Это необходимо для обеспечения растущему человеку безопасной среды выращивания ему своей человечности.

Развитие собственной человечности предполагает открытость новому опыту, интерес к собственной возможности самоизменения, способность осознавать и расширять границы своей свободы и ответственности, способность быть в диалоге с Собой и Другим, гармонизировать внешний и внутренний мир, чувствовать себя одновременно микро и макрокосмом, адекватно оценивать себя, заботиться о себе и других, сохранять и преумножать свою целостность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.