Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни сформированности действий контроля




Уровни сформированности учебных действий

 

Уровень Стадии Критерии
Низкий А. Нулевая Выполняет лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копирует внешнюю форму действий
  Б. Начальная Эффективно работает при поопера­ционном контроле
Средний А. Неадекватного переноса Усвоенный способ применяет «сле­по», не соотнося его с условиями задачи
  Б. Адекватного переноса Может правильно сделать перенос только при помощи учителя
Высокий А. Самостоятельного по­строения учебных действий Только в рамках учебного курса
  Б. Обобщенных учебных Создает новые способы решения.
  действий выходя за рамки курса

Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением (табл. 20). Контроль заключается в отслеживании хода выполнения учебных задач, в установлении нарушений и их коррекции. Контроль может быть внешним, т. е. со стороны учителя, и внутренним, со стороны самого ученика. Одна из целей учебной деятельности - научить ученика самоконтролю.

Таблица 20

 

Уровень Стадия Критерии
Низкий А. Нулевая Учебные действия не контролируются, ошибки не замечаются
  Б. Начальная Предугадывает правильное направление действий; зачастую допускает одни и те же ошибки; сделанные ошибки исправляет неуверенно
Средний А.Потенциально Соотнесение проделывает ретроспективно,
  го контроля ошибки исправляет и обосновывает
  Б. Актуального Допущенные ошибки обнаруживаются и ис-
  контроля правляются самостоятельно
Высокий А.Потенциально Известные задания выполняет правильно, в но-
  рефлексивная вых делает ошибки
  Б. Актуально Успешно контролирует не только соответствие
  рефлексивная выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи


Полный цикл законченной деятельности возможен только при адекватной оценке сделанного. Оценка выполняет функцию подведения итогов. В. Д. Шадриков считает, что динамика развития самооценки должна быть следующей. «Постепенно у ученика должны формироваться навыки самооценки, прежде всего с нравственных позиций, затем по отношению к учебной деятельности и ее результатами, наконец, самооценка своих способностей, своей индивидуальности» [64. С. 144]. Если итоговая оценка положительная, она завершает действие, если отрицательная, побуждает вернуться к проблеме. У различных учеников особенности действия оценки различны (табл.21). Различия состоят в том, испытывает ли ученик по­требность в оценке (если да, то в какой - во внешней, со стороны учителя, в самооценке); может ли осуществить ее самостоятельно; носит ли она ха­рактер потенциальной, актуальной или ретрорефлексивной.

Таблица 21

Уровни сформированности действия оценки

 

Уровень Стадия Критерии
Низкий Средний   Высокий А. Нулевая   Б. Начальная   А. Адекватной ретроспективной оценки Б. Неадекватной прогностической оценки А. Потенциально адекватной прогностической оценки Б. Адекватной прогностической оценки Ученик не испытывает потребности в оценке своих действий, ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий Критически относится к отметкам учителя (в том числе и к завышенным); не может оценить свои возможности перед решением новой задачи   Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности отно­сительно ее решения, но безуспешно   С помощью учителя может оценить свои возможности перед решением задачи   Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои воз­можности в ее решении.

В педагогическую психологию из общей пришла аксиома, она, в свою очередь, была многократно подтверждена в психофизиологических экспе­риментах) о том, что прочное усвоение возможно только при условии встречной активности учащегося. Поэтому в любую педагогику (традиционную и инновационную) широко входят активные методы обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.