Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киевская Русь в X – начале XII в. Введение христианства и его значение

 

Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем киевским. Отдельные земли и области страны управлялись наместниками князя, назначаемыми либо из числа родственников князя, либо из числа его дружинников.

Княжеская дружина была постоянной военной силой и частью аппарата управления в древней Руси. Она делилась на старшую и младшую. Из старших дружинников (они именовались боярами, мужами) назначались воеводы, члены совета при князе (боярской думы) и наместники земель. Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Младшие дружинники (отроки, гриди) в мирное время исполняли обязанности сборщиков штрафов и судебных исполнителей, а во время походов были воинами. Князь делился с ними военной добычей и собираемой данью.

Значительную роль в жизни Киевской Руси играло народное собрание – вече. В некоторых городах оно собиралось постоянно (Новгород), в других – только в чрезвычайных случаях.

Все население страны облагалось данью, которую собирали двумя способами: или подвластные племена привозили ее в Киев (повоз), или князья сами ездили за нею по землям покоренных племен (полюдье). Попытки киевских князей увеличить дань встречали сопротивление населения. В 945 г. князь Игорь при попытке вторичного сбора дани был убит восставшими древлянами. Вдова Игоря княгиня Ольга, жестоко отомстив за убийство мужа, установила постоянный размер дани; ею же были определены места сбора подати – становища и погосты.

Для политики первых киевских князей – Олега (882–912 гг.), Игоря (912–945 гг.), Святослава (965–972 гг.), Владимира (980–1015 гг.) – были характерны следующие направления:

1. Установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Князья объединяли славянские земли как с помощью насилия, так и с согласия. Князь Олег присоединил насильно древлян, князь Владимир – радимичей и вятичей. Северяне же присоединились к Киеву добровольно.

2. Прокладывание и охрана торговых путей; создание благоприятных условий для русской торговли. Особо выгодной была торговля с Византией, и русские князья неоднократно совершали свои походы на Царьград (Константинополь): поход князя Олега и заключение торгового договора в 911 г.; походы князя Игоря в 941 и 943 гг.; походы князя Святослава в Болгарию в 968 и 969 гг.

3. Охрана русских земель от грабительских нападений соседей. Хорошо известны походы князя Святослава и его военные победы над Волжской Булгарией (964 г.) и Хазарией (965 г.).

Значительных успехов Киевская Русь добилась во время правления Владимира Святославича (980 - 1015 гг.). С именем этого князя связывают завершение объединения всех славянских земель под властью Киева; разгром кочевников-печенегов, ставших в конце X в. бедствием для южной части страны; постройку городов-крепостей по рекам Суле, Десне и Стугне. Однако самым значительным из деяний князя Владимира стало крещение Руси летом 988 г. и провозглашение православия государственной религией. Принятие христианства имело важные последствия. Была обретена идейная основа для единства древнерусского государства. Крещение укрепило связи Руси с Европой. Быстрое развитие получила письменность.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019–1054 гг.), превратившись в одно из сильнейших государств Европы. С именем Ярослава Мудрого связано укрепление государства путем массового строительства городов на востоке и западе страны, издания первого свода законов «Русская Правда», строительство церквей и общественных зданий.

После его смерти древняя Русь вступила в период княжеских усобиц, которые на время были приостановлены в годы правления Владимира Мономаха (1113–1125 гг.). Наступило время феодальной раздробленности на Руси.

Крупнейшим событием в политической и духовной жизни Древней Руси стало принятие христианства. Утверждение новой религии было обусловлено ходом исторического развития.

Причины, которые обусловили приятие Русью христианства:

ü во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от хрис­тианского мира Европы, тормозило развитие международ­ных связей и торговли;

ü во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

ü в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

ü в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

ü в-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность

Распространению знаний о византийской культуре и религиозных представлениях среди славян-язычников способствовали постоянно расширявшиеся внешнеторговые связи. Другие духовные верования - иудейское, мусульманское, западное христианское (католическое) - были знакомы русскому населению благодаря близости Хазарского каганата, Волжской Болгарии и проповедникам из Западной Европы. Однако все они были отвергнуты князем Владимиром Святославовичем, а православный (византийский) вариант христианства в 988 - 989 гг. стал государственной религией в Киевской Руси.

Существует несколько преданий о крещении Руси.

1. По рассказу летописца Нестора, князь Владимир беседовал с представителями различных монотеистических религий, а для большей объективности разослал своих послов в разные страны, чтобы удостовериться в преимуществах той или иной веры. Пышный обряд богослужения, нравственные нормы и философская глубина религиозного убедили его в преимуществах восточного христианства. Из многих религий князь Владимир выбрал лучшую и истинную веру. Летопись запечатлела вполне реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед русским государством, поскольку вера как духовная основа жизни общества определяет общее направление развития культуры, а также особенности политического и экономического строя той или иной страны.

2. Князь Владимир преследовал личные интересы, собираясь жениться на сестре византийских императоров Анне. Но христианка не могла выйти замуж за язычника. С этим браком были связаны и другие исторические события. Владимир помог византийскому императору подавить мятеж, однако этого оказалось недостаточно для соединения Владимира и Анны. Тогда киевский князь осадил один из главных византийских городов в Крыму - Корсунь (Херсонес), после чего императоры доставили невесту в Корсунь, где были совершены сразу два обряда - крещения Владимира и бракосочетания его с греческой принцессой. В основе этого летописного свидетельства лежат реальные исторические события, которые подтверждаются византийскими хрониками и источниками.

3. По церковной версии, крещение Владимира стало следствием глубокого нравственного переворота в воззрениях и жизни киевского князя, погрязшего в разврате и многочисленных злодеяниях. Он запятнал себя убийством полоцкого князя Рогволда и его сыновей, которые не воевали с ним, а его дочь, княжну Рогнеду (мать Ярослава Мудрого), взял силой, без ее согласия (известно, что Рогнеда даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и братьев). Не менее страшным преступлением Владимира стало убийство его собственного брата Ярополка, в результате чего он получил киевский престол и жену Ярополка, гречанку по происхождению. На его репутацию тяжким грузом легла корсунская авантюра. Кроме того, по словам летописца, у Владимира было пять жен и огромный гарем, где содержалось 800 наложниц. Именно этот грешник, услышав глас божий, принял новую веру и нравственно переменился. Согласно этой версии, князь Владимир крестился в 987 г. в Васильеве, под Киевом.

4. И, наконец, легенда об апостоле Христа Андрее Первозванном, который во время одного их своих путешествий из Византии в Балтийское море оказался у Днепра на том самом месте, где позднее был основан Киев. Он проповедовал среди местных жителей новую веру и в качестве памятного знака поставил на этом месте деревянный крест. В XVIII в. по проекту архитектора В.В.Растрелли здесь была построена церковь Андрея Первозванного. Широкое распространение легенда о Христовом апостоле получила в XV - XVI вв., в период упрочения Московского самодержавия. Царь Иван IV уверял посланника папы римского, что Русь приняла веру из рук брата апостола Петра Андрея Первозванного, когда тот приходил на эти земли по пути в Рим. Таким образом, пытались доказать, что православие возникло раньше католичества и шло от самого Христа.

Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духов­ную и культурную жизнь русского народа:

ü во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борь­бе за единство Руси, стояла во главе общерусского патрио­тического движения (Куликовская битва);

ü во-вторых, принятие христианства коренным образом из­менило международное положение Киевской Руси, урав­няло се с остальными европейскими государствами, при­вело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

ü в-третьих, церковь способствовала формированию и разви­тию княжеских и боярских вотчин, а также появлению круп­ного церковного и монастырского землевладения;

ü в-четвертых, принятие христианства способствовало ши­рокому проникновению византийской культуры и искусст­ва, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы /реками рус­ским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

ü в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, лето­писных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

ü в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесе­ние плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Отрицательное влияние крещение и как следствия создания института церкви. Церковь:

ü отстаивала интересы господствующего класса,

ü помогала закабалению свободных общинников

ü жестоко преследовала инакомыслие,

ü осуждала все фор­мы протеста угнетенных,

ü прикрывала темные дела отдельных феодалов,

ü регламентировала внутрисемейную жизнь,

ü требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Складывание феодальных отношений и их особенности | Социально-экономический и общественно-политический строй Древней Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.