Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СССР в системе международных отношений: от «холодной войны» к разрядке




 

Приоритетная задача во внешней политике 60-70 гг. — укрепление и расширение социалистического лагеря (чаще его стали назы­вать социалистическим содружеством) и распространение влия­ния СССР на новые регионы путем поддержки антизападных дви­жений и режимов, в том числе военными методами. Зоны геополитического влияния СССР теперь включали не только исто­рически традиционные для России регионы в Европе и Азии, но и ряд стран Африки и Латинской Америки. Вмешательство СССР в дела стран социалистического содружества усилилось. Руководство Чехословакии весной 1968 г. предприняло попытку выйти из зоны влияния СССР, внедрить рыночные механизмы в экономику и демократизировать общество — реализовать идею «социализма с человеческим лицом». Однако попытки реформ были останов­лены извне. По инициативе советского руководства в августе 1968 г. в страну были введены войска СССР, Польши, Болгарии, Венгрии и ГДР (стран-членов ОВД). Произошла смена руковод­ства Чехословакии, опасный прецедент был ликвидирован, но он обострил проблемы во взаимоотношениях СССР и стран социали­стического содружества. В отношении этих стран стало приме­няться понятие «государства с ограниченным суверенитетом».

Гонка вооружений, военное соперничество Востока и Запада достигли запредельных масштабов. Запад ставил целью не только обеспечить первенство в военном отношении по сравнению с СССР, но и измотать его экономически. Однако к началу 70-х годов СССР ценой огромных усилий догнал США по количеству ядерных за­рядов. Было достигнуто примерное равновесие ядерных потенциа­лов двух сверхдержав. Паритет в военно-стратегической области стал основой для некоторой разрядки международной напряжен­ности между Востоком и Западом. Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое проходило в Хельсинки в 1973-1975 гг. с участием США и Канады, определи­ло основные принципы взаимоотношений между странами (хель-синские соглашения).

В ходе «холодной войны» были накоплены такие огромные арсеналы средств массового уничтожения, что можно было уничтожить все человечество. Наращивание военного потенциала становилось бессмысленным и крайне опасным для жизни на Земле. Поэтому между СССР и США были заключены договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1, ОСВ-2).

Колоссальные усилия и средства тратил Советский Союз на поддержку «дружественных» режимов, революционных и нацио­нально-освободительных движений. В течение более десяти лет (1964-1975) масштабная помощь оказывалась Северному Вьетна­му в борьбе против американской агрессии. С июля 1967 г., с на­чалом арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР за­нял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только большое количество оружия, но и военных спе­циалистов. СССР оказывал поддержку движениям за освобожде­ние от колониальной независимости в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау. Их борьба закончилась победой в середине 70-х годов, но в этих странах начался длительный этап внутренних конфликтов, в которых СССР также принимал участие, помогая группировкам промарксистской ориентации. Просоветски ориентированным силам оказывалась поддержка в ходе гражданских войн в Эфио­пии и Никарагуа.

Результативность внешней политики СССР во многом обеспечивалась министром иностранных дел А. А. Громыко, который возглавлял МИД 28 лет, его влияние на государственную жизнь возрастало по мере старения Брежнева.

Наиболее крупной и долговременной акцией был ввод совет­ских войск в Афганистан (1979). СССР оказался втянутым в граж­данскую войну в этой стране на многие годы, что принесло ощути­мые материальные, человеческие и политические потери. По официальным данным, в этой необъявленной войне погибло око­ло 14 тыс. советских военнослужащих, ранено 35 тыс., пропало без вести или попало в плен более 300. Мировое сообщество отри­цательно отнеслось к этой акции советского руководства. Боль­шинство стран-членов ООН осудили Советский Союз. На Западе [была развернута масштабная антисоветская кампания. В 1980 г.!выл объявлен бойкот XXII Олимпийским играм в Москве, ни одна западная страна не прислала на них своих представителей. К СССР были применены международные санкции. Доступ в страну из-за рубежа лучших образцов техники и наукоемких технологий фак­тически прекратился.

По германскому вопросу Л. И. Брежневу удалось добиться ряда важных соглашений, стабилизирующих обстановку в центре Евро­пы. Договор с ФРГ (1970) предусматривал отказ от применения силы и признание границы по Одеру — Нейсе. ФРГ признавала также послевоенные границы Польши. Между великими держа­вами было подписано соглашение о гарантиях свободного доступа в Западный Берлин, расположенный на территории ГДР. Ранее из-за этого имели место серьезные конфликты. В декабре 1972 г. ФРГ и ГДР взаимно признали друг друга. СССР имел в этот пери­од колоссальное влияние в мире. Зоны геополитического влияния существенно расширились.

Внешнеполитический курс СССР в годы перестройки обеспе­чивал благоприятные условия для реформ внутри страны. В его основу легла доктрина, получившая название «новое политичес­кое мышление». Она исходила из идеи многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Такое понимание международной реальности делало невозможными попытки решать спорные воп­росы силовыми методами. Вместо баланса сил на мировой арене провозглашался баланс интересов, исходивший из признания при­оритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Сами по себе эти идеи не являлись новыми, но заслугой советского руко­водства во главе с Горбачевым было то, что оно сделало практичес­кие шаги П9 их реализации.

Основные задачи внешней политики во второй половине 80 — начале 90-х годов:

ü нормализация отношений по линии Восток-Запад, ограниче­ние вооружений;

ü разблокирование региональных конфликтов;

ü установление тесных экономических и взаимовыгодных поли­тических контактов с различными странами.

Первым и наиболее значимым результатом явилось подписа­ние 8 декабря 1987 г. исторического соглашения между СССР и США об уничтожении ядерных ракет среднего и ближнего радиу­са действия. Впервые от переговоров об ограничении ядерных во­оружений две сверхдержавы перешли к практическим действи­ям по их уничтожению. Были также достигнуты договоренности с США и другими западными странами о развитии гуманитарного сотрудничества и экономических отношений. Важным внешнепо­литическим шагом стал вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. Усилия советских и западных дипломатов позво­лили разрешить длительные конфликты в Эфиопии, Никарагуа, Анголе, Мозамбике, в Юго-Восточной Азии. СССР отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке, а во время кризиса в Пер­сидском заливе летом 1990 г. впервые выступил в поддержку политики Запада по отношению к агрессии Ирака против Кувейта.

Новая ситуация в КНР и СССР позволила урегулировать отно­шения между двумя странами и нормализовать их. Уже в начале 80-х годов сложные и неоднозначные процессы обозначились в странах Восточной Европы. Под влиянием перемен в СССР эти процессы приобрели широкий демократический характер. В 1989-1990 гг. под давлением массовых выступлений, но без воо­руженных эксцессов, пали коммунистические режимы в Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, Монго­лии. Этот процесс получил название «бархатных революций». На путь рыночных реформ вступил Вьетнам. В июле 1990 г. СССР дал согласие на объединение двух германских государств ФРГ и ГДР. В связи с этими событиями прекратили существование Орга­низация Варшавского договора (ОВД) и Совет экономической вза­имопомощи (СЭВ).

Однако, несмотря на происходившие изменения, острые соци­ально-экономические проблемы внутри страны, СССР продолжал поддерживать «дружественные режимы». С 1986 по 1989 г. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составил почти 56 млрд инвалютных рублей, т. е. свыше 1% валового националь­ного продукта. 67% этой помощи приходилось на долю Кубы.

Некоторые инициативы СССР имели ярко выраженную пропаган­дистскую направленность, например предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. Тем не менее внешняя политика кар­динально изменилась.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.