Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Характеристика процесса обучения

Характеристика процесса обучения

 

План:

1. Сущность процесса обучения, цель задачи.

2. Функции процесса обучения.

 

1. Сущность процесса обучения, цель задачи.

 

Обучение - это специально организован­ный, целеполагаемый и управляемый про­цесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), научного мировоз­зрения, развитие умственных сил и закрепление навыков самообразования.

Обучение возникло в человеческом обществе на ранних стадиях его развития.

Ццель обучения в широком смысле – прогрессивное развитие общества, в узком – получение человеком системы ЗУН с целью осуществления эффективной жизнедеятельности в обществе.

Цель обучения реализуется в следующих задачах:

ü передача социокультурного опыта

ü систематизированном преподавании научных знаний умений

ü создании базовой платформы для дальнейшего обучения на более высоких уровнях

Для процесса обучения в современном понимании характерны следующие признаки:

ü двусторонний характер

ü совместная деятельность учителя и ученика

ü руководство со стороны учителя

ü целостность и единство

ü соответствие возрастным закономерностям развития учащегося

ü управление развитием и воспитанием учащегося.

Движущая сила учения — борьба противоречий.

Главные из них проявляются:

ü между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать;

ü тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить;

ü тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.

 

2. Функции процесса обучения.

 

Обучение призвано реализовывать 3 основные функции: образовательную, воспитывающую и развивающую.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Воспитывающая функция. Данная функция перекликается с образовательной, поскольку призвана пробуждать мотивацию и формировать внутренний стимул к получения образования.

В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

Обучение подразделяется на 2 взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Преподавание — это деятельность учителя по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся.

Преподавание складывается из нескольких сторон:

ü знания учителем своего предмета

ü умения организовывать учебно-воспитательный процесс

ü знания современных методов обучения

ü знания путей формирования личностных качеств ученика.

Учение — это деятельность ученика по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков; самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Учение представляет собой активный процесс в котором проявляется и формируется умственные силы ученика, моральные и волевые черты характера. Свойства личности и темперамента.

Преподавание и учение выступают как 2 стороны единого учебно-воспитательного процесса в школе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о дидактике, ее научные основы, связь с частными методиками | Структура процесса обучения. Основные этапы овладения знаниями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.