Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14

Домашняя самостоятельная работа учащихся начальных классов, требования к ее организации.

План:

1. Понятие и характеристика домашнего задания.

2. Дидактические правила определения содержания домашнего задания.

3. Проблемы, связанные с домашним заданием.

1. Понятие и характеристика домашнего задания.

Обучение - это специально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навы­ков самообразования.

Домашнее задание — составная часть процесса обучения, за­ключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после класс­ных занятий.

Выделяют шесть главных целей домашних заданий:

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.

6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

Домашние задания можно подразделить на три группы:

ü устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворе­ний, правил);

ü письменные (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т.д.);

ü учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изго­товление деталей, моделей).

Важным вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачи­вать различное время на выполнение домашних заданий. С учетом гигиенических и педагогических требований к орга­низации умственных занятий учащихся определено, что до­машние задания1 даются учащимся с учетом возможности их выполнения:

I класс — домашних заданий нет;

II класс — 1 час;

III касс — 1 час;

IVкласс — 1,5 часа.

 

2. Дидактические правила определения содержания домашнего задания.

Некоторые дидактические правила определения содержания домашних заданий:

ü в содержание домашнего задания входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это ука­зывает на то, что второстепенное, несущественное с точки зре­ния науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания;

ü очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В, этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. При таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с прак­тическими заданиями;

ü для повышения активности учащихся при выполнении, задания важно включать в содержание заданий некоторые новые дей­ствия.

ü успешное выполнение учениками домашних заданий во мно­гом будет зависеть от качества работы учителя.

Ему прежде всего важно понять, что ученики не смогут успешно справить­ся с заданием, если не будут знать, как его выполнить. Поэто­му каждое задание должно сопровождаться инструктажем, формы которого могут быть следующие:

ü простое указание выполнить задание тем способом, который применялся ранее;

ü объяснение задания на двух-трех примерах;

ü разбор в классе наиболее трудных сторон домашнего задания;

ü разъяснение требований к работе и методов выполнения заданий. Важно иметь в виду следующее: чем младше учащиеся, тем точнее и детальнее должен быть инструктаж.

 

3. Проблемы, связанные с домашним заданием.

В истории отечественной школы отношение к домашним за­даниям не было одинаковым.

Сразу после революции домашние задания были запрещены. Практика работы школы показала ошибочность этого подхода, и начиная с 30-х гг. в связи с общим упорядочением работы школы домашние задания вводятся как составная часть учеб­ной работы школьников.

Введение домашних заданий положительно повлияло на обу­чение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала посте­пенно возрастал и объем домашних заданий учащихся. Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомлен­ность многих учителей в вопросах детской физиологии и пси­хологии.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обучение осуществляется в определенных организационных формах. Вспомогательные формы организации обучения | Лекция 1. Радел 3. Теория и технология воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.