Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активность человека. Различают два вида направленности человеческого поведения: реактивное и активное

Различают два вида направленности человеческого поведения: реактивное и активное. Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей. Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности. В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек — это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми. С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой "психоло­гический аспект", так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей. С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. "общество, -логия"). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек. Такими общими потребностями и интересами являются:

· материальные условия жизни;

· интересная работа;

· социальная стабильность.

Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как? Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией. Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду -наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения - возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: 1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

Очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства личности.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.

Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает.

Классификация основных видов эмоций:

Аффекты – переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Страсть захватывает человека целиком. Испытывая страсть, человек является страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы.

Настроение – слабо выраженное эмоциональное переживание, отличающееся значительной длительностью и слабым осознанием причин, факторов их вызывающих. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

Стресс - это реакция организма на любое неблагоприятное воздействие. Реакция проявляется в срочной мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно реагировать на непредвиденную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. В зависимости от стрессора выделяют физиологический стресс (его вызывают физические воздействия: шум, повышение или понижение температуры и т.д.) и психологический стресс (изменение задания, дефицит времени и т.д.).

 

Чувства классифицируют на: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Интеллектуальные (познавательные) чувства - связанны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные (этические) чувства - выражают отношение человека к другим людям, к Родине, самому себе. К моральным чувствам относят: любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, совесть и т.д.

Эстетические чувства – возникают у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т.д. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах.

Все вышеназванные чувства бывают стеническими и астеническими.

Стенические – чувства, активизирующие деятельность человека, действенные. Например, от радости человек готов «горы свернуть». При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно.

Астенические – чувства, вызывающие пассивность. Астенические чувства расслабляют человека. От страха у него «могут ноги подкоситься».

Функции эмоций

Эмоции выполняют функцию оценки, что проявляется в оценивании значимости предметов и ситуаций для достижения цели и удовлетворения потребности.

Эмоции выполняют функцию побуждения: в зависимости от знака оценки

(положительная или отрицательная), действие может быть направлено либо на присвоение и овладение требуемым, либо на прекращение неуспешного действия.

Эмоции выполняют и регулирующую функцию, т.е. влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт (успешных или неуспешных действий) определяет выбор действий в текущей ситуации.

Синтезирующая функция – позволяет соединить, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты.

Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию, которая проявляется в выразительных движениях: мимике (движениях лица), пантомимике (движениях тела), вокализации (интонации и тембре голоса).

 

Воля - способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей, идти к намеченному, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Классификация волевых качеств личности ( по Рубинштейну):

Среди важнейших волевых качеств можно выделить инициативность, т.е. умение легко взяться за дело без внешней стимуляции, по собственному желанию и волевому влечению. Большую роль в инициативности играют интеллектуальные данные, обилие новых планов, идей, богатство воображения, активность.

Следующее качество, которое необходимо отметить – это самостоятельность и независимость. Человек, обладающий данными характеристиками не подвержен чужим мнениям, он не поддается внушению, и он не позволяет себя эксплуатировать.

Решительность - качество, проявляющееся в принятии решений. Решительность проявляется в быстроте, уверенности, с которой принимается решение, твердости, с которой оно сохраняется. Решительность может быть различной природы, в зависимости от импульсивности и обдуманности.

Энергичность. Большую роль энергичность играет в завершении волевого акта, т.е. это та концентрированная сила, которая вносится в действие и помогает его осуществить, претворить в жизнь.

Настойчивость проявляется при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими трудностями, препятствиями за достижение цели.

Важными качествами в достижении любой цели играют так же – самоконтроль, выдержка и самообладание.

 

ЛЕКЦИЯ 9

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рациональное познание | Активность человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.