Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность человека

1. Понятие деятельности

2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева

 

Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде. Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии. Действие – основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления. В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Распространив деятельностный подход на изучение психики животных и филогенеза психического, А.Н. Леонтьев выделил внутреннюю деятельность живых организмов, непосредственно связанную с поддержанием жизни (непосредственное биохимическое взаимодействие со средой), и деятельность внешнюю (собственно деятельность), непосредственно не связанную с поддерживающими жизнь ассимилятивными процессами. Жизнедеятельность первичных живых организмов была целиком внутренней: условия их существования не предполагали никакой внешней деятельности.

Необходимость во внешней деятельности появилась в результате расширения среды обитания живых организмов, приспособления их к условиям, в которых требуемые для поддержания жизни компоненты среды или источники энергии не даны непосредственно. Леонтьев выделяет понятие чувствительность (способность к ощущению). Чувствительность, по мнению ученого, есть способность отвечать на воздействие среды в двух сопряженных аспектах: психического отражения и соответствующей этому отражению внешней активности. Психическое формируется в виде триады:

4. Потребность (в поддерживающих жизнь процессах и соответственно необходимых для них компонентах или условиях среды).

5. Мотив (предмет потребности), выступающий, с одной стороны, как часть внешней среды, а с другой – как внутреннее, поскольку имеет потребностную значимость и представляет собой «опредмеченную потребность»

6. Психический процесс, выражаемый в пристрастном отношении к предмету потребности. Он и является непосредственной побудительной силой внешней активности, направленной на достижение предмета потребности.

В этой триаде особая роль принадлежит мотиву. Выступая одновременно и как часть внешней среды, и как компонент психического, мотив обуславливает жизненно необходимую связь организма со средой.

У человека внутренняя сторона деятельности представлена психическими образованиями, направляющими внешнюю активность. Внешняя активность и направляющее её психическое возникают и развиваются в неразрывном единстве друг с другом, как две стороны общей жизнедеятельности. Первичной всегда является внешняя активность. В процессе эволюции усложнение условий среды обитания обусловливало соответствующее усложнение внешней жизнедеятельности, что сопровождалось формированием отвечающих ей процессов психического отражения. В онтогенезе психики человека осуществляется переход от внешних, материальных, действий к действиям во внутреннем плане, т.е. внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности. Этот переход от внешних материальных действий к действиям во внутреннем плане получил название интериоризации. Таким образом, первичной всегда является внешняя практическая деятельность.

Операционный аспект деятельности связан с собственно активной фазой деятельности, наступающей после «опредмечивания» потребности (появления мотива). А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности действия и операции. Действия являются «основными составляющими» отдельной деятельности. Под операцией понимается способ выполнения действия. Согласно Леонтьеву, действием можно назвать процесс, подчиненный сознательной цели. По мнению ученого, операции появляются в структуре деятельности уже на перцептивной стадии, т.е. на уровне жизнедеятельности животных.

Цель может совпадать с мотивом. Например, при появлении жажды мы наливаем в стакан воду. Цель – это стакан воды, мотив – утоление жажды. В данном случае, совпадение цели с мотивом. Обычно цели не совпадают с мотивами. Пример с мальчиком, который хочет привлечь внимание понравившейся девочки (мотив), ставит перед собой различные цели и достигает их, получить хорошую оценку, написать любовную записку, дерзко вести себя на уроке и т.д. (цели). Однако мотив и цели в данном случае не совпадают, девочка не различными мотивами. Например, ребенок решает сложную задачу. Его цель получить положительный результат, т.е. решить задачу. Мотивы различны: заслужить похвалу родителей, не огорчать учителя, научиться арифметике и т.д.

Мотивация – базовая структура психологии личности, позволяющая выявить и описать аспекты человеческой психологии, связанные с побуждением субъекта к определенным формам активности. При обсуждении мотивации и мотивационной сферы подразумевают внутриличностные факторы поведения и деятельности. Единицей анализа мотивационной сферы личности служит потребность. Потребность - это первичный уровень живых существ, основная движущая сила их развития, направляет и организовывает познавательные процессы и поведение личности. Источником активности личности являются различные потребности. Потребности опосредованно реализуются и проявляются через мотивы или потребность может проявляться в виде мотива. Мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, формами, широтой и узостью, содержанием деятельности. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Существуют различные формы мотивов: побудительные и притягательные.

Побудительные: установки, влечения, желания

Притягательные: интересы, мечты, идеалы, убеждения

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Активность человека | Интересы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.