Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Нарушения интеллекта. Расстройства сознания




Интеллектэто интегративная, психическая функция, вклю-чающая всю совокупность познавательных процессов человека, основ-ным из которых является мыслительная способность.

Другими важными предпосылками интеллекта являются:

 

· внимание;

· память;

· воля.

 

Согласно Векслеру, "интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами".

 

Оптимальная адаптация человека к различным ситуациям, а также способность переделывать окружающую действительность под себя – непременный атрибут хорошего интеллекта.

 

В практике социального работника (психолога) жизненно необхо-димо оценить интеллектуальные способности пациента (клиента) для осознания его возможностей следовать терапевтическим и реабилита-ционным программам.

 

Определить примерный уровень интеллекта больного (инвалида) можно уже в результате целенаправленной беседы (интервью) на осно-вании богатства лексики, формулирования жалоб, учета ситуации, уровня знаний, понимания подтекста, юмора и т. д.

 

Задаваемые вопросы, советы и рекомендации, объяснение харак-тера заболевания должны соответствовать пониманию и знаниям паци-ента (клиента). Следует помнить, что человек с низким интеллектом за-частую не может правильно описать свои жалобы, проблемы, сформу-лировать просьбы. Нередко в силу непонимания он может акцентиро-вать свое внимание на второстепенных признаках.

 

В соответствии с умственным уровнем применяются дополни-тельные психологические тесты, позволяющие уточнить степень и ха-рактер снижения интеллекта. Необходимо конструировать задания так, чтобы для их решения использовались аналитико-синтетические опера-ции мышления – сравнение, противопоставление, обобщение, установ-ление аналогий, выделение существенного признака, последователь-ность суждений, абстракция, конкретизация. Применяются следующие психологические методики:

 

· исключения (даются карточки с изображением четырех предметов, один из которых, неподходящий по смыслу необходимо исключить);

· образование простых аналогий (испытуемому предлагается устано-вить логические связи в отношении двух понятий и подобрать тож-дественное по смыслу отношение из ряда данных);

· понимание сюжетных картин (выделяет ли исследуемый сущест-венные детали картины и определяет ли ее основное содержание);

· осмысливание рассказов (осмысливается ли сюжет рассказа, пони-мается ли его скрытый переносный смысл);

· установление последовательности событий по картинкам (для связного рассказа о событии);

· обобщение понятий и содержание обобщающих понятий (назвать разные предметы одним словом);

· противоположные понятия (предполагается дать противоположные по смыслу понятия, предложенные психологом);

· сходство и различия понятий (предлагается определить сходство и различия между понятиями и предметами);

· понимание переносного смысла (пословицы, поговорки, метафоры);

· классификация (образование групп однородных предметов).

 

Для интегральной оценки интеллекта применяются тесты Вексле-ра, Равена и др. Наибольшей популярностью пользуется методика Векс-лера, состоящая из 11 субтестов: 6 вербальных – общая осведомленность (30 вопросов); понятливость; арифметика; сходство; аналогии; словарь; повторение цифр и 5 невербальных – недостающие детали; последова-тельные картинки, кубики, сложение фигур, кодировка, лабиринт.

 

Результаты исследуемого сравниваются со средними результата-ми его возрастной и профессиональной группы и выражаются в процен-тах – так называемый коэффициент интеллектуальности (IQ). Нор-мальный средний уровень интеллекта находится в пределах 116–84 %. Коэффициент выше 116 % свидетельствует о высоком интеллекте, а ме-нее 84 % – о низком.

 

IQ менее 70 % свидетельствует об умственной отсталости (оли-гофрении).

Тест прогрессивных матриц Равена состоит из 60 заданий, рас-пределенных по 5 усложняющимся сериям (сетам). В каждом сете пред-ставлено 12 матриц с геометрическим фоном и пустым окном, в которое надо вставить один из 6 вариантов изображений, соответствующих гео-метрическому фону матрицы. Результаты оцениваются по количеству правильно подобранных недостающих фрагментов по каждому зада-нию. Выделяется пять степеней развития интеллекта по тесту Равена:

1 степень – более 57 баллов, т. е. более 95 % – особо высокий уровень интеллекта;

2 степень – от 45 до 57 баллов (65–94 %) – интеллект выше сред-него;

3 степень – от 15 до 45 баллов (25–74 %) – интеллект средний;

4 степень – от 3 до 15 баллов (5–24 %) – интеллект ниже среднего;

5 степень – менее 3 баллов (5 %) – интеллектуальный дефект.

 

Социальному работнику (психологу) придется иметь дело с людьми, у которых имеется недостаточность интеллекта. Среди населе-ния достаточно распространенным состоянием (до 3,5 %) является вро-жденная умственная неполноценность (олигофрения) – патология ин-теллекта, выражающаяся в недоразвитии главным образом мышления, носящая необратимый, постоянный на протяжении жизни характер. Мышление такого человека носит конкретно-образный характер, у него затруднено абстрагирование, поэтому умственно отсталые несостоя-тельны в понимании нюансов межличностных отношений, в обучении сложным навыкам, прогнозировании последствий своих действий т. д. Социальному работнику (психологу) следует учитывать особенности их мышления и при работе с олигофренами ориентироваться больше на показ, повтор необходимых операций для выработки социально пра-вильных стереотипов поведения.

 

По международным стандартам при IQ = 50–70 % имеет место легкая умственная отсталость (дебильность), при IQ меньше 50 % – средняя (имбацильность), а при IQ меньше 30 % – глубокая (идиотия).

 

Недоразвитие интеллекта встречается и при задержках психиче-ского развития вследствие психофизического инфантилизма, при кото-ром суждения, умозаключения, как и поведение в целом, незрелы и на-ивны; хронических истощающих заболеваниях; нарушениях развития речи; у слабо видящих и глухих; при семейно-педагогической запущен-ности. Эти задержки могут сглаживаться при медико-педагогической коррекции или оставаться в виде пограничной умственной отсталости.

 

Приобретенное вследствие болезней, поражающих головной мозг (инфекции, интоксикации, травмы и т. д.), слабоумие называется демен-цией. Начальные проявления деменции – психоорганический синдром – характеризуется заострением личностных особенностей (психопатиза-ция), неадекватностью эмоций, тенденцией к обстоятельности и кон-кретности мышления, прямолинейностью суждений, снижением крити-ки. По мере нарастания ослабоумивающих органических мозговых про-цессов расстройства интеллекта приобретают более грубый характер со снижением памяти, нарушением способности к ориентировке, трудно-стью фиксации внимания, нелепыми высказываниями, расстройствами навыков письма, счета, чтения, недооценкой своего дефекта.

 

Социальному работнику (психологу) следует помнить, что похо-жую картину снижения интеллектуальных функций могут дать обрати-мые депрессивные расстройства и истерические состояния псевдоде-менции в результате психотравмирующих обстоятельств.

 

Простейшим методом диагностики деменции является беседа с па-циентом, в которой выявляются его умственные возможности: способ-ность назвать число, месяц, год, свой возраст, адрес, членов своей семьи и т. д. Психологические тесты указывают на тенденцию к излишней конкретизации и детализации мышления, снижение уровня обобщения, нарастающую психическую истощаемость (увеличение времени выполне-ния заданий, числа ошибок), персеверативные ответы, соскальзывание на привычные ассоциации, забывание предыдущего результата, замена нужных ассоциаций случайными и др. Деменция является необратимым состоянием, свидетельствующем о несостоятельности индивида. Подоб-ные люди нуждаются в оформлении группы инвалидности через МРЭК и проведении социальным работником реабилитационных мероприятий с поддержанием остаточных автоматизированных навыков (умение оде-ваться, питаться, совершать гигиенические процедуры и т. д.).

 

Сознание – высшая форма активного отражения объективной действительности, как окружающего, так и самого себя. Сознание, как и интеллект, является интегративной психической функцией. Индивидуальное сознание – результат социального развития чело-века, усвоения им общественно выработанных представлений, понятий, взглядов и норм.

В структуру сознания, по классификации А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (1977), входят:

 

1) важнейшие познавательные процессы (ощущения, восприятие, запасы памяти, мышление и воображение);

2) способность различать субъект и объект (самосознание и соз-нание окружающего мира);

3) способность обеспечения целеполагающей деятельности (воле-вой, целенаправленной, критически оцениваемой);

4) отношение к реальной действительности, ее переживание.

 

Основными характеристиками сознания считают:

· степень его ясности (уровень бодрствования);

· объем (широта охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний);

· содержание (полнота, адекватность и критичность оценки исполь-зуемых запасов памяти, мышления, эмоционального отношения);

· непрерывность (способность осознавания и оценки прошлого, на-стоящего и будущего).

 

В психической деятельности участвуют и неосознаваемые про-цессы. Согласно В. Вундту (1862) выделяют три взаимодействующих уровня:

1) сознательный (осознаваемое активное содержание мыслей и переживаний);

2) подсознательный (содержание, переходящее в подходящий мо-мент на сознательный уровень);

3) бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессоз-нательное, неосознаваемая мотивация аффективных и других общих ре-акций).

 

З. Фрейд и его последователи в психической деятельности глав-ную роль отводят бессознательному, отрицая решающее значение ак-тивного сознания.

 

С философских позиций все состояния, искажающие отражение действительности, являются расстройствами сознания (например, не-достаток интеллекта). Однако с медицинской точки зрения к расстрой-ствам сознания принято относить лишь те нарушения, при которых в первую очередь страдает ориентировка в месте, времени и собственной личности.

 

В клинической практике для более полного определения патоло-гии сознания руководствуются критериями К. Ясперса (1913):

1) неотчетливость, затруднение, фрагментарность или полная не-возможность восприятия окружающего;

2) дезориентировка в месте, времени, ситуации;

3) ослабление и даже исключение способности к суждениям;

4) затруднение запоминания текущих событий и собственных пе-реживаний, отрывочность или отсутствие воспоминаний о периоде помрачнения сознания.

 

При всех острых, тяжелых и затяжных заболеваниях в той или иной мере изменяется деятельность сознания. Выделяют "простые", "количественные" нарушения сознания – оглушение и "качественные", "сложные" – помрачение.

Оглушенное сознание характеризуется повышением порогов раз-дражения, заторможенностью, неотчетливостью восприятия. Разновид-ностями (ступенями, стадиями) оглушенного сознания являются: обну-биляция, сомноленция, сопор, кома.

 

Под обнубиляцией понимают колебающееся по интенсивности легкое затемнение в сознании, с затруднением оценки ситуации, пони-мания смысла происходящего и чужой речи.

 

Под сомноленцией понимают сонливое состояние с замедленно-стью психических процессов (ответы после паузы, непонимание слож-ных вопросов, необходимость повышать голос).

 

При сопоре больной не отвечает на вопросы, но сохранены реф-лексы (болевой, зрачковый), а при коме рефлексы отсутствуют, наруша-ется дыхание и сердечная деятельность, страдает мозг.

Кома – критическое состояние, граничащее со смертельным исходом.

 

Социальному работнику необходимо владеть приемами доврачеб-ной помощи – искусственным дыханием "рот в рот", непрямым масса-жем сердца. В случаях констатации оглушенного сознания необходимо вызвать скорую помощь.

 

Помраченное сознание в отличие от оглушенного характеризуется наличием психотических расстройств (галлюцинаций, бреда), дезориен-тировкой в месте, времени, собственном "я", амнезией. Синдромы пом-рачения сознания (делириозный, онейроидный, аментивный, сумереч-ного расстройства сознания) подробно изучаются в курсе психиатрии.

 

При изучении медицинской психологии мы только кратко остано-вимся на приемах выявления нарушений сознания и тактике социально-го работника при их обнаружении. О наличии расстройства сознания говорит растерянность больного, мимика недоумения, неуверенные от-веты на вопросы, иногда вопросительные, прерывающиеся молчанием. Отмечаются спонтанные высказывания, теряется ориентировка в ситуа-ции (дома может совершать профессиональные рабочие действия, отда-вать команды). Поведение неадекватное: больной разговаривает с гал-люцинаторными образами, закрывает уши, куда-то пристально всмат-ривается, с опаской пробует пищу, принюхивается и т. д. Психомоторно возбужден, может быть агрессивен.

Состояние помраченного сознания больного может колебаться в своей интенсивности и временами больной как бы возвращается к пра-вильному пониманию окружающего, не совершает нелепых поступков. В такой ситуации для выявления скрытой галлюцинаторной активности могут быть применены пробы:

 

1. Липмана – при надавливании на закры-тые глаза спрашивают испытуемого, что он видит;

2. Ашафенбурга – больному предлагается разговаривать по отключенному телефону;

3. Рей-хардта – просят читать на чистом листе бумаги.

 

Больные с нарушением сознания социально опасны, их поступки непредсказуемы, определяются галлюцинациями, бредом, аффектами. Подобное состояние требует неотложной госпитализации в психиатрическую больницу путем вызова психиатрической бригады скорой меди-цинской помощи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.