Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Психология работы с больными, испытывающими страх и тревогу




В практике психолога, социального и медицинского работника постоянно будут пациенты, испытывающие страх и тревогу. Разновидности страха и тревоги подробно описаны в лекции № 4.

 

В ситуации болезни, особенно в ее начале, человеком овладевают беспокойство, опасения, тревога: "со мной что-то происходит", "не бо-лен ли я?", "чем это кончится?" и т. д. В силу механизмов психологиче-ской защиты больной не всегда или не полностью делится своими опа-сениями с окружающими. Он сосредотачивается на своих ощущениях, размышляет о возможных причинах и последствиях болезненного со-стояния, фиксируется на этой теме в ущерб остальным видам повсе-дневной деятельности и социально дезадаптируется. Психолог, соци-альный работник, врач должны умело, чтобы не усилить опасений, вы-явить состояние тревоги у пациента.

 

Американские ученые Т. Дж. Мак Глинн и Г. Л. Меткалф (1989) выделяют шесть этапов диагностики тревожного расстройства:

Этап 1. Выслушивание (в первую очередь, не столько слов, а то-го, что эти слова значат для больного).

Этап 2. Расспрос (выслушав историю пациента и построив свои предположения, начинайте сбор дополнительных специфических данных о симптомах, отмеченных больным; выделяйте симптомокомплексы тре-воги, соблюдайте все правила клинического интервью; см. лекции 14 и 15).

Этап 3. Оценка (внешнего вида и поведения, настроения, темпа и содержания мышления и речи, состояния интеллектуальных функций, критичности к своему состоянию, степень потери трудоспособности и социальной адаптации).

Этап 4. Обследование (пульс, артериальное давление, лабораторные исследования).

Этап 5. Информирование (при наличии симптомов тревоги сооб-щите больному о возможном развитии у него тревожного расстройства и выясните его собственные убеждения и догадки на этот счет, инфор-мируйте пациента о сути симптомов тревоги и методах ее лечения).

Этап 6. Подведение итогов (исключите наличие другого заболе-вания, сопровождающего тревогой (алкоголизм, наркомания, депрессия и т. д.).

 

Особо следует выделить связь между информированностью и тре-вогой. Питательной почвой для тревоги является недостаток информации о болезни и ее лечении. Обучение больного составляет важную часть те-рапии. Оно может вселять в больного уверенность, способствовать вы-полнению им терапевтических рекомендаций и тем самым улучшать прогноз заболевания и социальную адаптированность пациента.

 

Психологу (социальному работнику) будет не сложно констатировать наличие тревоги у пациента, опираясь на жалобы и объективные легко фиксируемые вегетативные признаки, характерные для данного состояния. Перечислим эти признаки: ощущение удушья и "комка в горле"; учащенное сердцебиение; обильное потоотделение (потные ла-дони); ватные, "не свои" ноги; тошнота, понос; учащенное дыхание; чувство сдавления, дискомфорта в груди; слабость, головокружение; приливы жара или озноб; неспособность расслабиться; напряжение в мышцах; сухость во рту, учащенное мочеиспускание; повышенная пуг-ливость; трудности концентрации внимания; трудности засыпания и на-рушение ночного сна; раздражительность и нетерпеливость; страх смер-ти или того, что сейчас может произойти что-то ужасное.

 

Симптомы, характерные для тревоги, встречаются при различных расстройствах. Так, выделяют расстройство адаптации с тревожным настроением. Возникают после психосоциальных стрессов и сопровож-даются нарушениями профессиональной и социальной деятельности. Генерализированное тревожное расстройство характеризуется осознан-ной тревогой, сочетающейся с выше описанными соматическими сим-птомами и длительным течением (не менее 6 месяцев).

Паническому расстройству присущи неожиданные, беспричин-ные приступы тревоги, сопровождающиеся страхом смерти (от удушья, от остановки сердца) и бурной вегетативной симптоматикой. Длитель-ность приступов от 10 до 60 минут. Паническое расстройство часто сочетается с агорафобией – страхом нахождения в местах, где в случае приступа будет трудно оказать медицинскую помощь (в толпе, транс-порте, на улице и др.). Такие пациенты избегают указанных мест, порой полностью социально дезадаптируясь (оставляют работу, не ездят в транспорте, сидят дома, выходят на улицу только в сопровождении родных или медицинских работников).

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется посто-янными обсессиями (навязчивыми, тягостными мыслями, опасениями, сомнениями), которые осознаются больными как бессмысленные (имеется критика к ним) и компульсиями, непроизвольно совершаемыми действиями (ритуалами), для предотвращения возможных нежелательных последствий. Обсесии обычно провоцируют тревогу, которая нейтрализуется компульсиями. Обычно компульсиями становится мытье рук, перепроверки, прикосновение, счет и перекладывание предметов в определенном порядке и др.

 

Простой (изолированной) фобией называется постоянный, чрез-мерный, необоснованный страх чего-то конкретного (животных, мышей, высоты и др.) сопровождающийся тревогой и избегающим поведением. В случае социальных фобий эпизоды выраженной тревоги возникают при столкновении с ситуациями, в которых пациент опасается совершить что-то социально неодобряемое или в которых может пострадать его самооцен-ка (страх публичных выступлений, приема пищи и физиологических от-правлений на глазах у других и т. д.).

Посттравматическое стрессовое расстройство, развивающееся у части людей после серьезных психотравмирующих событий (участие в боевых действиях, нахождение в плену, изнасилование, катастрофы и др.), тоже включает симптомы тревоги. Необходимо также отметить час-тое сочетание тревожных и депрессивных расстройств с вытекающей из этого опасностью суицида.

Психолог (социальный работник) может оказать терапевтическое воздействие на тревожного пациента, используя различные методы.

 

К дидактическим методам относятся разъяснение больному при-роды его страданий, сообщение ему о широкой распространенности тревожных расстройств и достаточной эффективности их лечения. Та-кого рода просвещение успокаивает пациента. Наконец, после длитель-ного периода неопределенности подтверждает его статус больного из-вестным и излечимым заболеванием.

 

С учетом психогенной этиологии тревожных расстройств, психо-лог (социальный работник) оценивает стиль жизни пациента и дает со-веты по преодолению жизненных стрессов, правильной организации труда, отдыха и сна, режиму питания (исключению повышающих тре-вогу кофеина, алкоголя). Психотерапевтические методы также приме-нимы в практике коррекции тревожных расстройств. Психологу (соци-альному работнику) вполне по силам психотерапевтическая беседа, включающая элементы внушения в обрамлении дружеского участия, внимательного выслушивания, постоянного подбадривания с телесными прикосновениями. Систематическая десенсибилизация эффективна в терапии фобий. В соответствии с этой методикой пациент и терапевт составляют шкалу сцен страха, ранжируя их по возрастающей – от наи-менее до наиболее тягостных. Применяя приемы прогрессивной мы-шечной релаксации (дважды в день по 15–20 минут больной напрягает и расслабляет различные группы мышц) и представляя в состоянии рас слабления все более тягостные сцены, пациент значительно ослабляет и даже ликвидирует симптомы тревоги.

 

Социальные методы коррекции тревожных расстройств подразумевают в первую очередь работу с семьей пациента, в которой часто запускаются и поддерживаются механизмы тревожных нарушений. Психолог (социальный работник) помогает, выяснив обстановку, членам семьи тревожного пациента, осознать степень их участия в возникновении и поддержании симптомов тревоги, переноса своих собственных смешанных чувств по поводу недугов больного, стремится сделать их своими союзниками в деле лечения их родственника. Наряду с социаль-ными и психологическими методамив терапии тревожных расстройств применяются психотропные средства (транквилизаторы и антидепрессанты), назначаемые врачом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.