Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы аудиторской проверки




Становление аудита в Российской Федерации

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ АУДИТА КАК ВИДА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Потребность в создании института профессионального независи­мого контроля возникла в результате развития предпринимательства, стремления растущих организаций к саморегулированию. Из истории аудита следует, что впервые его прообраз возник в Анг­лии в начале XIX в. В 1880 г. в Англии был создан Институт присяжных бухгалтеров, который проводил методическую работу и приступил к разработке аудиторских стандартов.

Стандарты аудита — это правила, которыми регулируется аудитор­ская деятельность, опираясь на которые, аудитор проводит проверку. В настоящее время Международная федерация бухгалтеров разработа­ла и утвердила 29 стандартов по аудиту и 4 сопутствующих стандарта, которые являются международными нормативами аудита.

В Российской Федерации становление института независимого ау­дита связано с объективной необходимостью саморегулирования эко­номической деятельности хозяйствующих субъектов в условиях ста­новления рыночных общественных отношений и построения правово­го государства, так как основная цель аудиторской проверки это уста­новление достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия хо­зяйственной деятельности нормативным актам.

В настоящее время организация государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ осуществляется комиссией по ауди­торской деятельности при Президенте РФ (положение о ней было принято распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г.). Это коллегиальный орган при Президенте РФ, который организует систему мер по государственной поддержке, становлению и развитию рынка аудиторских услуг в РФ, защиту интересов государства, эконо­мических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Основные направления ее деятельности:

- разработка на основе законодательства РФ проектов норматив­ных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ;

- содействие реализации правил аудиторской деятель­ности в РФ, утвержденных Правительством;

- предоставление разъяснений по вопросам применения правил;

- выдача генеральных лицензий на осуществление аудиторской деятельности;

- организация ведения реестра аудиторов, аудиторских фирм;

- организация публикаций о выдаче лицензий;

- осуществление контактов с международными организациями.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого, вневедомственного финансового контроля. Согласно п. 3 Временных правил аудиторской деятельности в РФ аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудито­ров по осуществлению независимых вневедомственных проверок бух­галтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документа­ции, налоговых деклараций и других финансовых обязательств эконо­мических субъектов, а также оказание других аудиторских услуг.

Основными принципами аудиторской деятельности являются независимость, обязательность, ответственность.

Независимость означает, что при проведении проверки и составле­нии заключения аудиторы, независимы от любых лиц (они имеют право самостоятельно определять формы и методы проверки, проверять в полном объеме документацию, наличие денег, товарно-материальных ценностей, получать дополнительную информацию от других органов, отказаться от проведения проверок в случае не предоставления прове­ряемым субъектом необходимой документации); обязательность предусматривает, что аудиторская проверка может быть как обязатель­ной, так и инициативной; ответственность может наступать как для проверяемою субъекта в случаях, установленных действующим зако­нодательством (например, уклонение от обязательной аудиторской проверки или непредоставление необходимой документации в случае инициативной проверки), так и для аудитора, в случае подачи ошибоч­ного заключения (аудиторский риск).

Аудиторская проверка может быть обязательной (например, ежегодно подлежит обязательной аудиторской проверке Центральный банк РФ) или инициативной.

Обязательная аудиторская проверка должна осуществляться либо в силу действующего законодательства, либо в соответствии с п. 10 Вре­менных правил аудиторской деятельности, когда при наличии санкции прокурора орган дознания и следователь, прокурор, суд и арбитражный суд вправе дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведе­нии аудиторской проверки экономического субъекта.

В соответствии с законом бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов под­лежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, например, по следующим критериям (системе показателей) деятельности:

- организационно-правовая форма - экономического субъекта. Под­лежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционе­ров) и размера уставного капитала; вид деятельности экономического субъекта. По виду деятельности у обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаим­ного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные ин­ституты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации обязательные отчисления, производимые юриди­ческими и физическими лицами, благотворительные и иные (не инвес­тиционные) фонды, источниками образования средств которых явля­ются добровольные отчисления юридических и физических лиц, дру­гие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральны­ми законами.

В остальных случаях аудит является добровольным (инициатив­ным), т.е. проводится в результате заключения гражданско-правового договора между заинтересованной стороной и аттестованным аудито­ром или аудиторской фирмой на оказание соответствующих услуг. Помимо проведения проверок, аудиторские фирмы и аттестованные аудиторы могут оказывать услуги по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета, составления деклараций о доходах, прово­дить анализ хозяйственной деятельности и т.д.

В соответствии с пра­вилами (стандартами) аудиторской деятельности результатом проведенной проверки является ^ Заключение аудитора, которое содержит - вводную, аналитическую и итоговую части. Заключения могут быть положительными, условно-положительными и отрицательными.

Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме и должна включать: название документа в целом— «Аудитор­ское заключение»; юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы; номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего ауди­торской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельнос­ти, а также срок действия лицензии; номер свидетельства о государст­венной регистрации аудиторской фирмы; номер расчетного счета ау­диторской фирмы; фамилии, имена и отчества всех аудиторов, прини­мавших участие в аудите.

Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, должна включать: название документа в целом — «Аудиторское заключение»; фамилию, имя, отчество и стаж работы в качестве аудитора; номер, дату выдачи и наименование орга­на, выдавшего аудитору лицензию на осуществление аудиторской де­ятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства аудитора; номер банковского счета аудитора.

Аналитическая часть - представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законо­дательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть должна включать: название данной части; кому адресована аналитическая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внут­реннего контроля у экономического субъекта; общие результаты про­верки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Итоговая часть должна включать: название данной части; кому адре­сована итоговая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность; распределение ответственности экономичес­кого субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым прово­дился аудит; изложение существенных обстоятельств, приведших к со­ставлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возмож­но, их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; дату аудиторского заключения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение ау­диторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности эконо­мического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и фи­нансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном аудиторском заключении мнение ауди­торской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономи­ческого субъекта означает, что за исключением определенных в ауди­торском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подго­товлена таким образом, что6ы обеспечить во всех существенных аспек­тах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчет­ную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный пе­риод, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономи­ческого субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его дея­тельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регули­рующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В случае не предоставления проверяемым экономическим субъек­том необходимой документации, не обеспечения личной безопасности аудитора и членов его семьи аудиторская фирма (аудитор) может отка­заться от проведения проверки и расторгнуть договор, заключенный ранее.

В настоящее время в Российской Федерации действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по ау­диторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г. (11 стандартов) и одобренные Комиссией по аудиторской деятельнос­ти при Президенте РФ 22 января 1998 г. (4 стандарта).

ТЕМА 6. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Понятие и назначение Счётной палаты Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию, осуществляющий свою деятельность для усиления контроля со стороны Федерального собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основным нормативным документом является федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение Счетной палаты — г. Москва.

2. Задачами Счетной палаты являются:

§ организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

§ определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

§ оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

§ контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

§ регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты:

§ осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с регламентом Счетной палаты;

§ представляет Совету Федерации и Государственной думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о ее работе;

§ представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.