Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Видовая категория




Педагогическая деятельность как центральная

 

Объективно-субъективной видовой категорией воспитания, вытекающей из родового понятия воспитания как объективного общественного феномена, является педагогическая деятельность. В отличие от родового понятия «воспитание», объективно порождаемого в социуме движением общественных отношений между поколениями, видовое понятие «воспитание как педагогическая деятельность, целенаправленное воздействие и взаимодействие», определяется человеческим сознанием, его субъективностью и произволом. Чем больше воспитательское, человеческое сознание в процессе взаимодействия с подрастающим поколением учитывает в своем мышлении и деятельности требования объективных процессов воспитания, состояния экономики, политики, культуры, форм сознания, тем больше в нем объективности и надежды на успех в деле воспитания детей. И наоборот, чем дальше воспитательское, педагогическое сознание и деятельность отходят от объективных реальных жизненно-воспитательных процессов, не учитывают их требований, тем меньше у него шансов добиться успеха в становлении детской личности, способной адаптироваться к окружающему миру и интегрироваться в социум.

Сущность. Воспитание как педагогическая деятельность представляет собой то объективно-субъективное общественное явление,: которое называют воспитанием в узком смысле слова. Оно представляет собой сознательное, на основе научных данных, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на детей, взаимодействие с ними, которое должно привести к Заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу, выраженному в форме цели сотворения личности. Поскольку назначение педагогической деятельности очевидно (оно — в осуществлении сознательной общественной функции воспитания детей), то в этой рубрике более разумно говорить о ее цели.

Цель педагогической деятельности. Цели педагогической деятельности можно подразделить на внутренние, индивидуально- личностные и внешние, обеспечивающие ребенку возможность вхождения в общественные отношения. В самой общей, абстрактной, идеальной форме внутренняя цель педагогической деятельности как сознательного целенаправленного воздействия на ребенка состоит в том, чтобы постепенно превратить его из существа, управляемого извне внешними воздействиями, конформизирующими влияниями, в нравственную, самостоящую личность, сознающую свои права и обязанности, самоуправляющуюся изнутри. Внутренняя задача и цель воспитания как педагогической деятельности в том, чтобы развить в ребенке духовно-нравственные начала, привести растущую личность в соответствие и гармонию в отношениях с самой собой, а также с природой и обществом. Внешняя же цель воспитания как субъективированной педагогической деятельности исходит из научно определенной необходимости развития всех сущностных сил индивида, позво-•ляющих ему достаточно легко интегрироваться в общественную жизнь, на основе общего и специального образования (или жизненного опыта), господствующей морали и права. Речь идет о том, чтобы обеспечить детям возможность реального включения в трудовую, социальную, культурную, творческую и иную общественно полезную деятельность. Конечно, очевидно и то, что существуют неоднозначные системы и возможности реализации воспитания как педагогической деятельности для отдельных групп и слоев, представляю щих различные страты социально-расслоенного общества.

Содержание. Воспитание как целенаправленная педагогическая Деятельность нередко наполняется особо содержательно-направленными педагогическими представлениями, отражающими интересы.различных социальных слоев общества. Вместе с тем, несмотря на социально-различные подходы к содержанию воспитания и обучения детей, в содержании педагогической деятельности есть нечто общее и обязательно-необходимое, чем должен владеть каждый педагог, независимо от исполняемого им социального заказа. В первую очередь речь идет об овладении педагогами общей культурой, научными знаниями, практически необходимыми умениями, навыками взаимодействия человека с человеком. Во вторую очередь, по счету, но не по значимости, необходимо сказать о владении педагогом собственно педагогической культурой и методикой. При отсутствии профессиональных знаний, умений и навыков невозможно решить задачу подготовки подрастающего поколения к жизни.

Механизмы и формы проявления. Что касается механизмов осуществления и действенности педагогической деятельности, то они тоже, как и воспитание в целом, основываются на трех китах: деятельности, отношениях и общении. Однако в том-то и заключается суть педагогической науки, что она, исходя из идеи необходимости разнообразия воспитывающей деятельности детей, из особенностей их возраста и личности, в отношениях и общении разрабатывает целесообразную,, ведущую к достижению цели систему методов организации детской жизни, взаимодействия и воздействия на воспитанников, способов и приемов совместной с педагогом учебной работы. К методам, как внешним механизмам реализации педагогической цели, приобщаются педагогом внутренние и дополнительные механизмы-стимулы. Речь идет, например, об использовании стремления ребенка к творческому самопроявлению и самоутверждению, а также самолюбия, честолюбия, желания добиться успеха и получить удовольствие. К этим внутренним стимулам примыкают, соединяются с ними такие внешние механизмы-стимулы педагогического воздействия, как поощрение, требование и др.

Критерии эффективности и действенности воспитания как педагогической деятельности. Эти критерии также могут быть внутренними и внешними. К внутренним относится обладание воспитанником духовно-нравственной свободой, личностностью и ответственностью; развитым сознанием необходимости нравственного и гражданско-правового поведения. К внешним — гармоничное вхождение в систему общественной жизни, т. е. в семейные отношения, в производственную деятельность, в образовательные учреждения, в общественно-государственные структуры, а также.приобщение к основным формам общественного сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.