Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема критериев истины в педагогике




Лекция 7. Логические и эстетические критерии истинности педагогического знания

 

 

Проблеме истинности, результативности и эффективности педа-гогоческого знания в научной педагогике уделяется недостаточное внимание, практически отсутствуют исследования на эту тему.

Такое положение дел обусловлено прежде всего трудностью вычленения результатов собственно педагогических действий из общей массы воспитательных влияний социальной среды. Сказывается также слишком абстрактное и общее определение целей воспитания, отсутствие детального, конкретного целеполагания в педагогическом процессе, неодинаковость воспитательных ожиданий в различных структурах государства и социальных слоях общества.

Нередко сомнительные педагогические новации с их поспешными и поверхностными выводами оцениваются и рекламируются общественностью как научно достоверные и истинные. А проверенные практикой, теоретически обоснованные требования к обучению и воспитанию детей, но не отвечающие идеологической и педагогической моде, вопреки положительной практике квалифицируются как устаревшие и негативные. Это тем более нетерпимо, что общественное мнение родителей, педагогов о научных подходах к воспитанию и обучению детей — один из существенных факторов обеспечения доверия к педагогическому знанию.

Опираясь на общественное мнение, педагогическая наука использует общенаучные, а также разрабатывает свои собственные конкретные критерии, которые дают ей возможность избегать субъективизма в практике, обнаруживать объективно достоверное знание, строить на его основе субъективную педагогическую деятельность.

Безусловно верным общенаучным мерилом истины является общественно-историческая практика. Все другие критерии истинности научного знания сходятся, перекрещиваются и заземляются в ней. Такие абсолютные истины педагогики, как обязательное присвоение подрастающим поколением социального опыта старших; обусловленность содержания образования потребностями развития общества и человеческой личности; становление личности в процессе деятельности, отношений и общения, неоднократно проверены и подтверждены общественно-исторической практикой. Однако конкретно-исторический процесс воспитания подрастающих поколений, основываясь на истинах абсолютных, на общих и вечных законах, движется, изменяется, совершенствуется за счет истин относительных, действующих в конкретном обществе, отражающих его требования, удовлетворяющих его потребностям. Так, относительно истинными, опирающимися на общие законы воспитания, были педагогические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического обществ. Критерием относительной ивтинности различных педагогических систем является их соответствие, адекватность конкретно-исторической ситуации, их способность удовлетворять основные жизненные потребности развития данного общества и человека, живущего в нем.

Вместе с тем в рамках абсолютного критерия истины общественно-исторической практики возможны и необходимы частные критерии, которые обеспечивают проверку истинности педагогического знания в конкретном педагогическом процессе. В исторически обусловленной экономической, политической, социальной, культурной, духовно-нравственной ситуации необходимо знание о способности и готовности педагогической системы к решению задач по удовлетворению потребностей общества и личности, о достоверности и обоснованности содержания образования и обучения, о корректности форм и методов учебно-воспитательного процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.