Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и мораль. Связь и соотношение права и морали – важная проблема любого общества, где существуют эти социальные регуляторы

Связь и соотношение права и морали – важная проблема любого общества, где существуют эти социальные регуляторы. Нормы права закреплены главным образом в актах государственных органов. Моральные нормы содержатся в сознании людей, в общественном мнении, находят отражение в литературе, искусстве, средствах массовой информации.

Для оценки поведения людей право использует критерии «правомерно-неправомерно», «справедливо-несправедливо», «имеет юридическое значение – не имеет юридического значения» и т.д. Критерии для оценки поведения людей, содержащиеся в моральных нормах, иные: «морально-аморально», «хорошо-плохо», «честно-нечестно», «похвально-постыдно» и др.

Реализация правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, соблюдение норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается нормами духовного воздействия и их нарушение пресекается при помощи общественного порицания.

Если право – одно, и всеобщая обязательность его норм возникает с момента вступления в силу соответствующего правового акта, то моральные нормы, свойственные каждому классу общества, различны. Любая социальная группа имеет свои специфические интересы, различные представления о справедливости, морали. Общеобязательность той или иной моральной нормы определяется степенью ее усвоения групповым сознанием.

Если право (система норм) отличается от правосознания (правовых взглядов, идей), то в морали не существует четкой границы взглядов и норм. То, что для одного является моральной нормой поведения, для другого оказывается возможной, но необязательной оценкой. Вместе с тем выделяется общественная мораль, включающая нормы и принципы, которые признаны обязательными в обществе на определенном этапе его развития. Среди них наиболее важны нормы, выражающие социальные качества человека в его отношении к другим людям (милосердие, благожелательность, дружелюбие, честность, правдивость, порядочность, трудолюбие и др.).

Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование действий и отношений осуществимо лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государства. Выходя за эти пределы право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже. Однако мораль безразлична к некоторым отношениям, регулируемым правом (например, к процессуальным).

Исторически сложилось, что правом регулируются отношения, связанные с организацией государства, с применением государственного принуждения, с охраной и регулированием собственности и товарных отношений. Мораль также регулирует ряд из этих отношений, но оценивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль опосредует множество личных, бытовых и других отношений, подверженных лишь косвенному и отдаленному воздействию со стороны права.

Взаимодействие морали и права может проявляться через их оценку друг друга. Моральная оценка соотношения законодательства и практики его осуществления может быть положительной, если одно соответствует другому, и отрицательной, если право граничит с декларативностью, а закон при его применении искажается по произволу чиновников. Мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям, и порицает нарушение правопорядка. Это порицание относится и к тем случаям, когда нарушаются так называемые морально безразличные правовые нормы.

Право содержит немало норм, к содержанию которых неприменимы моральные оценки (нормы о структуре организации, сроках предъявления претензий, порядок оформления сделок и др.). Однако, если выполнение этих норм входит в чьи-либо обязанности, их нарушение влечет моральное порицание.

Ряд правовых норм непосредственно закрепляет моральные положения и подкрепляет их юридической санкцией. Это относится к нормам уголовного права (оскорбление, клевета), административного, трудового права и т.д. Некоторые дела невозможно решить без учета моральных норм, конкретизирующих правовые нормы (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением работы – основание для увольнения).

Между нормами права и морали иногда возникают противоречия, когда право требует одно, а мораль предписывает прямо противоположное (например, ранее в уголовном процессе в качестве свидетелей преступления допрашивались родственники обвиняемого, священнослужители относительно сведений, ставших известными на исповеди, за отказ от дачи показаний они могли привлекаться к ответственности. Впоследствии норма права была сформулирована таким образом, что данные лица нее могли быть допрошены по делу, даже если они хотели дать показания, которые способствовали бы оправданию своего родственника).

В качестве причин противоречия права и морали часто называют несоответствие законодательства общественному развитию, дифференцированную правовую оценку одинаковых с точки зрения морали ситуации, либо уравнивание ситуаций, различных с моральной точки зрения.

Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав и свобод человека, ценности и достоинства человеческой личности. Развитие цивилизации сблизило золотое правило нравственности «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» с правовым предписанием гражданского общества «осуществление прав и свобод одного человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц».

Представления о правах и свободах человека, не всегда зафиксированных в текстах законов, содержатся в моральном сознании, нередко предлагающем коррективы законов. На этом основана одна из современных концепций права – этическая (нравственная), согласно которой закон, противоречащий нравственным ценностям общества, не является правовым. Эта концепция исходит из того, что 1) права и свободы человека принадлежат ему от природы, поэтому законодательство обязательно должно быть ориентировано на их закрепление и охрану; 2) практика применения и толкования закона должна быть направлена на максимальный учет моральных критериев или, по крайней мере, не должна допускать противоречий между этими критериями и юридическими решениями; 3) нравственные ценности, отраженные в общественном сознании и не получившие закрепления в законах, приравниваются к тем, которые обрели юридическую силу, тем самым содействуя укреплению их авторитета.

В целом повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка, уменьшению правонарушений, т.е. благоприятствует развитию самого права.

В странах с исторически обусловленным низким уровнем правосознания и правовой культуры, мораль нередко выполняет функции права, конкурируя с ним и препятствуя его утверждению. Для таких обществ свойственны призыв «судить по совести, а не по закону», пренебрежительное отношение к процессуально-правовым требованиям, порицание юридического формализма. При таком противостоянии право и морали создаются условия для произвола и коррупции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие социального регулятора. Место права в системе социальных регуляторов | Право и религия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.