Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Естествоцентризм – естественный порядок всеобщей деятельности

Характеристика глобализации. Основные понятия и процессы. Социоцентрический характер глобализма. Основные пространства глобализации: технологическое, экономическое, ресурсное, социокультурное.

Тема 7. Глобализация как объективный исторический процесс

Глобализация — это объективный исторический процесс растущей взаимозависимости стран мира в результате трансграничных (проходящих через, сквозь) процессов экономики, политики, капитала, культуры, технологии.

Глобализация — это «неукротимая интеграция рынков, наций — государств и технологий, позволяющая индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достичь любые точки мира быстрее, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было прежде».

Многие исследователи утверждают, что данные процессы могут привести к созданию надгосударственного правительства мира с планетарным подходом земных проблем, а другие допускают, что существует кризис глобализации, но не как процесса, а как науки: «остается открытым вопрос о том, что есть глобализация — процесс, содержащий альтернативы и варианты, или же процесс однозначный, однонаправленный, императивный, ведет ли этот процесс к созданию разных идентичностей и разных компонент человечества».

«Глобализация выступает как одно из объективных явлений исторического процесса, имеет как положительные, так и отрицательные характеристики с точки зрения влияния на развитие человечества», — считает Х.А. Барлыбаев. Все чаще возникает вопрос, кому выгодны развитие глобализационных процессов? Получаемые эффекты будут оседать в странах «золотого миллиарда» или они будут работать на социальные интересы людей всего мира, на интеграцию культуры и природы?

Во всех случаях процесс глобализации в мире происходит с разными скоростями развития, и его можно отнести к ответу глобальной цивилизации на вызов среды обитания, которая интенсивно изменяет свои параметры. Человечеству не остается ничего, кроме как приспосабливаться к этим процессам через глобализацию, проводимую демократическим путем — в интересах эффективного социально-экономического развития государств, сохранения культуры народов и целостности природы.

Глобализация имеет свои характерные черты к которым можно отнести ряд определяющих тенденций:

демографо-экологические тенденции, связанные с ускоренным сокращением невосстанавливаемых ресурсов, разрушением целостности среды обитания человека в связи с ускоренным ростом населения мира, поэтому можно констатировать, что надвигается экологическая катастрофа.

экономические тенденции, которые сопровождаются интегральными процессами установления прочных связей между национальными экономиками, имеющими свои закономерности и механизмы функционирования и развития;

геополитические тенденции однополярного мира — моноцентричные устремления США, например, направлены на повсеместное распространение зон своих стратегических интересов, накрывающих целые континенты; однако появление многополярного мира неизбежно на волне естественного сопротивления незападных цивилизаций, так как военное столкновение цивилизаций чревато гибелью человечества;

социокультурные тенденции, уверенно перешагнувшие национальные границы: формируется непрерывное межнациональное образование, развивается международный обмен культурными ценностями, растет влияние массовой антикультуры, окрашенной межгосударственными тонами, размываются нравственные устои, расширяется обмен идеями которые не признают национальных границ;

информативные тенденции, которые стали основой для глобализационных процессов: информационные технологии и сети обезличенно опутывают весь мир.

В современном понимании в глобальной цивилизации происходят процессы смены векторов политизации. В национальную, государственную политику врываются вихри транснационального толка. Навстречу им выдвигаются плоды духовной, социальной, научной деятельности отдельных наций, которые вместе остановятся общеглобальным достоянием. В последнее время в СМИ все чаще повторяются слова: глобализм, глобальность, глобализация, глобалистика. Казалось бы, у них один корень — global (всеобщий, всемирный, охватывающий весь земной шар). Однако ученые дают различные толкования этих понятий.

Сложность глобализационных процессов породила ряд направлений по их исследованию и изложению теорий, прогнозов, ожидаемых результатов. Появились определения, характеризующие грани науки глобалистики, к которым можно отнести следующие категории (признаки, понятия).

Нооглобализм — наука о глобальном мире и его проблемах. Это новая интегральная наука о современном мире, новом мировоззрении, целостной форме мира с его сферами и закономерностями функционирования при частичном дрейфе социоцентризма в сторону космоцентизма.

В основу деятельности цивилизаций вновь выводят понятие ноосферичности — расширяющего роста сферы разума, духовности и интеллекта земной цивилизации, способных обеспечить максимально длительное ее пребывание в космических структурах. Нооглобализм исходит из одного важнейшего фундаментального положения: все в мире развивается коэволюционно, т.е. в приспособлении и сотрудничестве всех видов природных целостных образований, при одновременном обмене ресурсами со средой своего обитания.

Катастрофы, вплоть до деградации целостностей, происходят в период предельного несоответствия квазиравновесного обмена между ними. Глобальный мир, в развитии которого принимают участие все природные целостности, имеет свои принципы и закономерности. В связи с этим весьма ценным является рассмотрение основных принципов и закономерностей развития, описываемых глобалистикой.

В глобализации, отличающейся структурной сложностью, все же доминируют факторы политико-идеологического порядка. Глобальный уровень экономики и финансов всегда имеет переходный мостик к политике государств, транснациональных корпораций, а главное — затрагивает проблему экологических пределов их существования. В результате образуются политизированные и идеологизированные поля действий стратегического характера, сформировавшиеся в идеологию глобализма. При социоцентристском подходе идеология глобализма может вылиться:

• «в унифицированную и, надо сказать, своевременную замену двух сошедших со сцены либо существенно потесненных идеологий Нового времени — либерализма и коммунизма»;

• «в конгломерат воззрений, сводящих к подчеркиванию роли и значения глобальных начал в жизни современного человечества и видящих в этих началах исключительно или почти исключительно позитивное содержание. При этом остаются в стороне конкретные вопросы социально-политической организации, а также содержания таких начал; глобальное рассматривается как самоценность и средство решения накопленных в мире проблем».

И то и другое возможно, так как в основу мировоззрения кладутся субъективные суждения об опыте развития человечества с его возможной рефлексивностью (ошибочностью). Другое дело, если в основу идеологического выбора будет положен естествоцентризм с его объективными аспектами мироздания.

Глобализм, как считают многие ученые и как показывает опыт его применения, имеет свой идеологический адрес. «Адрес страны — изготовителя этой идеи хорошо известен — речь идет об американской версии американского либерализма». Нельзя отрицать того, что глобализм оказался инструментом, приносящим выгоду клубу «золотого миллиарда» — высокоразвитым странам мира.

Наиболее полную характеристику глобализма дали М.А. Мунтян и А.Д. Урсул: «Глобализм, идущий от эпохи Просвещения с ее интенцией

к формированию единого мирового пространства, основанного на универсалиях прогресса судьбы всех людей на планете:

• глобализм, правящих элит, которые, разным образом дистанцируясь от «национального эгоизма» и местных интересов, образуют консорциум мирового правящего меньшинства и работают над созданием такого мирового порядка, который был бы прозрачным для всех участников этого привилегированного клуба;

• глобализм, основанный на традиционной процедуре превращения одной державы, со всей ее национальной и местнической ограниченностью, в монопольного носителя мировой власти — однополярной глобальной системы».

Действительно, однополярность в мире существует и вызывает у жизни многие беды в виде военных конфронтаций, идеологических войн, терроризма и т.п. Глобализм создал каналы, по которым ценности и блага непрерывно переливаются из государств обездоленного клуба «пяти миллиардов» в привилегированный клуб «золотого миллиарда». Все перечисленные принципы глобализма полностью копируют ситуацию между социоцентризмом и естествоцентризмом.

Тем не менее есть надежда на лучшие перспективы для человеческой цивилизации: появилась и успешно развивается наука глобалистика, которая дистанцируется не только от существа глобализма, но и от его названия. Глобалистика открыла новые теоретические и практические горизонты в историческом движении интеграции народов мира. Однако намеченному устремлению мешает разобщенность теоретических концепций и научных воззрений, отсутствие общей платформы соизмерения множества моделей социоцентристского мира, которые находятся под влиянием сложившихся цивилизаций и фрагментарных направлений деятельности человека.

Пространство — это множество целостных образований (объектов), расположенных в среде обитания, между которыми установлены взаимоотношения типа «окрестности», «расстояния», «траектория движения», «преобразования структур» и «обмен ресурсами».

Социоцентристская концепция ограничивает пространство замкнутым объемом, в котором глобальная цивилизация осуществляет свою деятельность по схемам искусственного порядка, используя прямые связи со средой своего обитания и получая через них природные ресурсы, но одновременно отвергает обратные связи со средой путем исключения их из соизмерения эффектов и эффективности деятельности человека.

Нельзя уйти от объективного факта, гласящего, что природа выделила из своей среды наравне с многообразием всего живого и неживого человека как живой инструмент, способный при соприкосновении с природой самоорганизовывать свою внутреннюю структуру (биологическую, духовную, нравственную, разумную, интеллектуальную) и через нее самоорганизовывать природную окружающую среду.

Природа и человечество неделимы и взаимосвязаны условиями его зарождения и развития. Более того, это связь обусловлена совместным равновесным обменом ресурсами для того, чтобы квазиравновесием достигать максимальной длительности и целенаправленности самосохранения инструмента с приращением своей внутренней самоорганизации, получая через нее приращение самоорганизации среды обитания как источника высвобождения свободной энергии, используемой для интенсификации круговоротов обмена.

Для этого должны быть предопределены, адаптированы, согласованы, встроены друг в друга инструмент и среда, чтобы образовать целостную систему с идентичными и всеобщими естественными правилами их совместной деятельности по квазиравновесному обмену.

И здесь возникает вопрос: в какой степени можно достичь осуществления указанных условий при сочетании социоцентричных и космоцентричных принципов деятельности человека и среды обитания?

Эффективность нестационарного развития глобальной системы как совокупности ее естественного и искусственного порядков деятельности определяется двумя постулатами.

Во-первых, потребление постоянных и ограниченных ресурсов должно приводить к приращению самоорганизации внутреннего состояния социума — его духовного, нравственного, разумного и интеллектуального потенциалов. Это та часть потенциала, с которой связаны надежды великих русский мыслителей В.И. Вернадского и H.H. Моисеева на устойчивое развитие.

В.И. Вернадский отмечал, что человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Он возвещает о появлении Царства разума, меняющего коренным образом и облик и строение биосферы, т.е. ноосферы: «Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом».

«Человеку предстоит разумно использовать те потенциальные возможности, которые дала ему природа», — писал H.H. Моисеев.

Глобальная цивилизация сегодняшних дней, увлекаясь потреблением именно эти «потенциальные возможности» и не развивает, а ведь именно они являются магистральным путем, фундаментом развития ноосферы и нооглобализма. Следовательно, можно полагать, что активация второй части человеческого потенциала может улучшить структуру и качество результатов, получаемых на основе первой части потенциала.

Использование технологических систем, при помощи которых человечество развивает способ привлечения естественных производительных сил для удовлетворения своих быстро растущих потребностей, и распространение их в мире принято называть технологическим пространством.

За экономическое пространство глобализации можно принять весь земной мир, все государства, расположенные на нем. С образованием ТНК стали работать «дьявольские насосы», перекачивающие из одного района Земли в другой капиталы, квалифицированные кадры, технологии, а навстречу льются денежные потоки прибыли. Мощный инструмент научно-технического прогресса в виде ТНК стал служить с разных странах по-разному, т.е. различным целям.

Центральным, активизирующим и определяющим звеном, связанным с технологическим и экономическим ходом естественной и искусственной деятельности всего многообразия живого и неживого земного мира, является его ресурсное пространство. Перед всем живым и неживым при постоянных и ограниченных ресурсах постоянно сохраняется дилемма.

На экономические проблемы ресурсного пространства человечество обратило особое внимание, как считается, в 1968 г., когда группа ученых и бизнесменов основала Римский клуб. Уже в 1972 г. появилась книга «Пределы роста», в которой Донелла и Денис Медоуз, Йорген Рандес представили общественности проблему неконтролируемого роста населения с одновременной безжалостной эксплуатацией природной среды. В этом же году под эгидой ООН прошла первая международная конференция по окружающей среде и развитию. В 1997 г. многие страны подписали Киотский протокол по снижению выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, а позднее в Программе ООН внимание было обращено на сокращение биологического многообразия на Земле.

По мнению специалистов, варварское использование ресурсов Земли приведет к тому, что в ближайшие 30 лет из 22 млн видов биологических организмов исчезнет 7 млн видов, в том числе четверть млекопитающих и четверть птиц. Становится ясно, что необходима теоретическая и практическая модель сохранения ресурсного богатства Земли.

Культура характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, знания и умения, язык и искусство, технику и технологию, а также многие творческие сферы деятельности. «Именно культура с момента своего зарождения становится полем и ристалищем выработки предельных смыслов человеческого бытия, опробования и сопоставления различных образцов жизни, форм цивилизационного устройства.

Культура несет в себе животнотворящий, созидательный пафос той или иной цивилизации, выражает ее внутреннее беспокойство за свое существование и сохранение» [44]. Культура исходит из диалога, сотрудничества, взаимопонимания и отказа от исключительности и абсолютной истины при стремлении понять отношение человека к природе, обществу, экономике, экологии, политике и т.д.

Социокультурное пространство определяет внутреннее состояние человека, общества, цивилизации, а также человеческий потенциал, способный отражать в своем искусственном порядке деятельности естественный порядок всеобщей деятельности природы, среды в которой существует человечество.

С одной стороны, требуется самосохранять свою целостность, поскольку именно она дает объекту (например, человеку, обществу, цивилизации) возможность существовать во времени и в пространстве в определенной форме, и поэтому ее необходимо поддерживать всевозрастающим потреблением ресурсов (как функции нестационарности) через обмен со средой своего обитания.

С другой стороны, необходимо в противовес сказанному выше стремиться сохранить многообразие и целостность окружающей среды, так как она определяет стабильность сохранения параметров, приводящих к снижению потребления человека, общества и цивилизации, вызываемого процессами адаптации.

Получается, что самосохраняя и потребляя, необходимо разрушать целостность и многообразие своего окружения, а разрушая, следует компенсировать разрушение созданием структурированной искусственной среды, повышая тем самым вновь дополнительное потребление на адаптацию к среде окружения. Где же выход?

Иерархия вселенских структур показывает, что они носят слоисто-уровневое, вовлекающее и систематизирующее строение. Для человека как целостности внутренняя среда состоит из сочетания всех органов, вовлеченных и систематизированных в единый организм. Субъекты же общества и субъекты природы есть среда, его окружающая.

При рассмотрении высшего уровня иерархического строения, например общества, внутренней средой целостности становится общество, а внешняя среда — это глобальная цивилизация и субъекты глобальной природы. Если продолжить логические рассуждения, то внутренняя среда Земли, объединяющая совокупность целостностей, заключенных в ней, имеет внешнюю среду в виде Солнечной системы и т.д.

Самосохранение иерархической целостности требует обеспечения квазиравновесного обмена ресурсами на трех уровнях.

• на уровне квазиравновесного обмена между функционирующими в период самосохранения элементами целостности, образующими ее внутреннее состояние;

• на низшем уровне квазиравновесного обмена при формировании целостности;

• на высшем уровне квазиравновесного обмена ресурсами между целостностью и средой ее обитания.

Квазиравновесный обмен ресурсами при формировании целостности человека по линии наследственности, т.е. воспроизводства, управляется программой, заложенной в него природой (низший уровень). Квазиравновесный обмен ресурсами при формировании изменчивости внутренней структуры человека осуществляется при управлении природой через инстинкты и собственно человеком, который использует принципы нравственности, духовности, разумности и интеллекта (средний уровень). Квазиравновесный обмен ресурсами в процессе самосохранения человека определяется в большей степени его духовностью, нравственностью, разумностью и интеллектом, чем природной частью бессознательного в геноме (высший уровень).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Мир политики и экономические теории | Кризисы и устойчивое развитие. Самоорганизация и самосохранение. Экономическая составляющая самоорганизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.