Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Целенаправленность развития по приращению фундаментальной и вневременной ценности




Понятие всеобщей деятельности. Коэволюционные процессы и место в них человека. Системная ценность и цель в жизни человека. Проблема самосохранения человеческой цивилизации.

Доктрину самосохранения цивилизации нельзя описать, находясь в кругу традиционных представлений, ценностей и стереотипов. Требуется выработка новых научных подходов, методов, трактовок.

В действительном мире, в том числе и земном, сосуществование, взаимное приспособление различных видов деятельных целостностей (живой и неживой природы), а также длительность их самосохранения определяются их способностью вписываться своей деятельностью — через изменчивость своего внутреннего состояния — в изменяемое состояние среды своего обитания. Если такие действия рассматривать по отношению к жизнедеятельности человека и глобальной цивилизации, то необходимо к этому приплюсовать их умение осознать основные принципы естественного порядка всеобщей деятельности и отражать их в собственном искусственном порядке деятельности.

К основополагающим характеристикам естественного порядка всеобщей деятельности природы можно отнести: сущность всеобщей деятельности природы; устремление целостностей к экспансии; самоорганизацию внутренних структур как генератор самосохранения целостностей; целенаправленность развития по приращению бессменной вневременной ценности; информативность состояний сред.

Всеобщая деятельность — это включение всей совокупности элементов целостностей и сред природы в единый активный процесс преобразования вселенских структур, подчиненный совершенствованию их самоорганизации.

Нельзя отрицать того, что рыночные отношения есть фрагмент естественного саморегулируемого порядка в природном мире. Фрагмент не может характеризовать систему в целом. Поэтому рынок человека действует по правилам, отличным от рынка природы. В этом мы убедимся позже. Понятно, что нельзя устанавливать правила устойчивого развития, опираясь на фрагментарный, а не системный порядок, который следует вначале познать, а затем через принципы и законы всеобщей деятельности природы отразить в действиях людей.

Исследования показали, что самосохранение целостности системы и безопасность ее жизнедеятельности лежат в рамках длительных эволюционных процессов развертывания ее структур, в медленном изменении их путем согласования и естественного отбора параметров, устраивающих совместные динамические изменения среды обитания. Медленный, но верный темп эволюции всегда сопровождается гармоничностью и экономичностью взаимосвязанных преобразований, альтернативным выбором путей рационального развития при минимальном потреблении ресурсов, но при максимальном консенсусе в ассимиляционной области взаимодействия.

Эволюция исключает условия равновесия, но и редко допускает революционные разрушения связей. Практически все медленно создается и медленно деградирует. Поэтому нормальное жизнеобеспечение протекает там, где параметры взаимодействия изменяются по плавным коротким и длинным волнам. Так, в природе коэволюционизирует жизнь там, где колеблются температура и давление, обмен и концентрация, вращение и перемещение в пределах самосохранения, а жизнь гибнет там, где эти же параметры претерпевают резкие катаклизмы. И это правильно. Например, человека меньше в жизни беспокоят потери, связанные с постепенным окислением вещества, но сколько бед приносит этот же процесс при стремительном разрушении вещества во время пожара, тем более при взрыве

Безопасность жизнедеятельности и самосохранение в природе связаны с тактикой эволюционных преобразований и стратегией предвидения.

ВXX в. человек сделал для себя самое важное за существование цивилизации открытие: он открыл для себя окружающую среду и понял, что его жизнедеятельность зависит от взаимодействующих процессов, происходящих не только внутри его, общества, но и внутри среды его обитания. Из этого следует, что в новых условиях познания естественного мира принципиально по-новому следует анализировать проблему самосохранения человека и общества, проблему их целенаправленной деятельности. До сих пор человек выступал в роли наблюдателя и исследователя, причем отдельно по концепциям естествознания и отдельно по концепциям своего экономического и политического опыта. Открытие единой экосистемы заставляет человека перейти из роли наблюдателя в роль участника этой системной взаимосвязанной деятельности, которая регулируется законами экономики естественного мира с его единым естественным порядком деятельности.

Практически все указывает на то, что самосохранение невозможно при существовании общества потребления, поэтому необходима парадигма (идея) экономического и гармоничного развития системы «человек—общество—природа».

Для этого природные силы эволюционно выделили ряд системных инструментов с экономичной и гармоничной деятельностью по преобразованию структур, отвечающих спросу данности.

Кажущийся стихийным процесс, который окружает нас и сопровождает на протяжении всей жизни, проявляясь в стохастических преобразованиях (химических, механических, физических, биологических), и превращается в нашем сознании в оформленную взаимосвязанную целенаправленную всеобщую деятельность.

Таким образом, вектор самосохранения всех целостностей, включая человека, общество, цивилизации, приобретает системное управляющее значение, пронизывая иерархию вселенского строения, последовательно проходя и соподчиняя себе три точки квазиравновесия трех пар векторов, тем самым создавая единство и целенаправленность естественного порядка всеобщей деятельности.

Все в нашем мире находится под давлением и управлением могучих сил природы — сил расширения, движения, ускорения, экспансии. Экспансия — это расширение сферы действий, господства, влияния, распространение присутствия за первичные пределы.

Распространению влияния за первоначальные пределы подвержены все без исключения вселенские структуры: астрономические целостности вращаются, разбегаются в разные стороны с определенным ускорением. Любое живое существо растет и акселерирует во времени. Человеческая популяция, например, увеличивается по экспоненте. Потребности в увеличении потребления ресурсов остаются характерной чертой экспансии всего живого, т.е. ниша экспансии целостностей расширяется при наличии эффективного взаимодействия их со средой своего обитания.

Здесь следует еще раз отметить, что для достижения устойчивого развития экспансия проводится не вообще, а для достижения эффективности, когда деятельность дискретных образований и сред обеспечивает сохранение их естественной целостности. В этом случае скорость созидания повышает скорость деградации (энтропии), а принцип эффективности отвечает условиям эффективности Парето.

Решаема ли вообще такая задача, если плюс к этому в системе присутствуют дополнительные противоречивые случайности? При неограниченном завоевании потребностей (пространств) в процессе расширения системы в ней присутствует постоянное ограниченное количество энергетических и вещественных ресурсов. Это подтверждается законами сохранения. При таких сложнейших условиях система может сохранять себя при двух положениях: во-первых, если внутри нее будет действовать самоуправляемый процесс, а во-вторых, если она сможет выделить механизм перераспределения ресурсов и найти такую их комбинаторику, которая дает возможность сохранять взаимосвязь между вещественными телами, подверженными непрерывной экспансии.

Для того чтобы самосохранять единство образований, требуется перераспределение ресурсов в зависимости от возникающих состояний, вызывающих процессы экспансии.

Следовательно, внутреннее состояние целостности путем согласования и приспособления приведено в соответствие состоянию внешней среды обитания (Н = ПН). В этом случае они самосохранят свои структуры и уровень самосохранения переместится с УС на УС (см. рис. 7.2).

Здесь сразу возникает проблема. С одной стороны, прирост величины оккупируемого расширяющегося пространства требует для самосохранения прироста сил взаимодействия между структурами. С другой стороны, где и как можно раздобыть для этого дополнительные ресурсы, если их величины по массе, энергии, импульсам и моментам действий остаются постоянными и ограниченными в соответствии с законами сохранения.

Процесс нестационарности природной системы напоминает кусок дрожжевого теста в виде шарообразной формы, помещенного в тепло. Грибковые колонии, проходя циклы воспроизводства, увеличивают в несколько раз объем булки, при этом не теряя ее единства и целостности. Объем растет за счет перестройки приспособления, согласования внутренней структуры теста с силами нестационарности.

Для выделения внутренних резервов через самоорганизацию структур необходимо найти соответствующее им сочетание дискретных частиц, которые, объединяясь взаимосвязями, создавали бы определенный вид целостности. Достижение цели организует всеобщую деятельность по распределению, перемещению, отбору, обмену, соединению, разъединению природных частиц. Трудно даже представить, какую тяжелейшую работу нужно произвести природным силам, чтобы при их непосредственном управлении создать и эксплуатировать целостности, выделяя недостающую часть их внутренних резервов.

Для практической деятельности представляет интерес существование предельных значений вектора самоорганизации.

Добывая и используя ресурсы (всего в наши дни это около 55% всех вырванных из циклов природных преобразований) для своего жизнеобеспечения, люди идут по пути варварской эксплуатации природы, отбирая у нее те ресурсы, которые выгодны только для них. Тем самым человечество способствует процветанию множества (полиномизм) действий, не создающих системного единства и ведущих к неустойчивости собственного и системного развития.

Все духовные, научные, эколого-экономические и политические кризисы и революции в истории совершались под давлением необходимости сближения векторов самоорганизации человека, общества и природы. Вырабатывая пригодные для использования ресурсы, человек доводит себя до кризисного предела и под давлением самоуничтожения, неся чрезмерные потери, наконец, познает необходимые для выживания природные процессы и делает обычно только один шаг вперед, необходимый для разработки и использования нового слоя структурных ресурсов природы.

Борьба между природным монизмом и человеческим полимонизмом продолжается и, следует отметить, не в пользу человека и общества. Наша задача по созданию доктрины самосохранения (устойчивого развития) заключается в том, чтобы уменьшать ошибочность человеческих действий, вступающих в противоречие с единством деятельности природы, общества и человека. И чем раньше человек и общество станут использовать в своей деятельности законы природных сил, тем дольше они будут востребованы этими силами, тем дольше будут пребывать на Земле.

Ценность, по общепринятому определению, — это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Критерии и способы оценки этой значимости выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Итак, за ценность с позиции человека принимается то, что он особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный для него смысл, основанный на субъективных понятиях, на понятиях рефлективных действий. Поэтому можно уверенно утверждать, что это тактические ценности, которые отражают ситуацию определенного этапа жизненного цикла человека и определенного воздействия на него внешней среды. А если мы неустанно говорим о рыночных отношениях, рассматриваем жизнь человека и эффективность его деятельности через призму экономических отношений, то такие ценности не охватывают всех аспектов не только взаимоотношений между человечеством и природой, но и между личностью и обществом.

Дж. Сорос так характеризует рыночные ценности: «Принимаются в расчет только рыночные ценности; т.е. только те размышления, которые приходят в голову участникам рынка, когда те принимают решение, сколько они готовы заплатить другому участнику рынка». Из этого видно, что «включаются только индивидуальные предпочтения, в то время как коллективными интересами пренебрегают. Экономическое поведение — это только один тип поведения, а ценности, которые экономическая теория воспринимает как данные, не единственный тип ценностей, господствующих в обществе» [14].

В наши дни понятие ценность рассматривается как нечто, имеющее какую-либо пользу и способное удовлетворить ту или иную потребность человека, а также как идеал, как норму, как значимость чего-либо вообще для социальной группы, общности. Но с другой стороны, если принять для достижения цели ценности, которые превалируют в определенный момент времени и являются неподходящими в какой-либо другой момент времени, то они будут неадекватными. Более того, человек в своей деятельности практически не учитывает ценности окружающего его мира. Поэтому экономическую стратегию самосохранения человечества целесообразно прогнозировать, основываясь только на фундаментальных, системных ценностях.

Фундаментальная (системная) ценность трактуется как понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности, участвующих в самоорганизации объективного мира. Все многообразие мира может выступать в качестве предметных ценностей, т.е. рассматриваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения, а также природные явления, имеющие для человека и общества положительное значение и способные удовлетворять их многообразие потребности.

нравственности разума и интеллекта создавать стратегические интеллектуальные продуктивные технологии, социальные системы и политические программы, дающие достижение полезности.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, интересы социальной системы, в которую включаются интересы каждого человека и интересы самоорганизации окружающей среды как регулятора его действий. Этим определяется совокупность социального, личностного и природного интересов.

В виде общечеловеческой ценности должна выступать такая ценность, которая объединяет интересы личности, сообщества и окружающей их среды, которая, в свою очередь, представляет интересы всего человечества. Для человечества объективной ценностью может являться его жизненный цикл, обеспечивающий максимальнуюпродолжительность пребывания человечества на Земле, максимальное его участие в обменных виртуальных процессах.

Нельзя отрицать того, что человек не имеет никакой ценности для осуществления эволюции вне социального сообщества, вне макросистемы, которые определяют ориентированное развитие их структур, что подтверждает сущность генома человека. Самоорганизация внутри человека как системы ограничена его энергетическим состоянием, и ни один человек не обладает полным наполнением совокупности функционалов и не может достичь в одиночку системной ценности. В таком виде система представляет мало интереса для окружающего мира. Будущность организма, системы, в том числе человеческой личности, возможна только в сообществе с другими микросистемами, которые сообща могут обеспечить самоорганизацию мелких и крупных структур. А как уже неоднократно было показано выше, эффективность действий любой из систем зависит от уровня ее самоорганизации.

Рассмотрим функции деятельности человека именно с позиций экогармонизма. Вся эффективность кроется во взаимодействии и движении, в скорости их проявления, во взаимозависимостях и взаимообусловленностях, в причинно-следственных соподчинениях и в проявлении необходимости и случайности, в единстве и борьбе противоположностей, в переходе количества в качество и качества — в количество, в отрицании отрицания, т.е. во всех законах диалектики. Как говорилось ранее, движение всегда является повторением прошлого, прошедшего по кругу и преодолевшего часть определенного пути по спирали самоорганизации.

Эффективность действий человека и человечества определяется совокупностью их биологического, социального и экономического развития. В рамках данной концепции основные качества человека, такие, как мораль, свобода, агрессия, эгоизм и др., рассматривают в соотношении биологических и социальных факторов, влияющих на развитие человека. У человека как объекта биологического значения не может быть целей, возникающих вне его биологической природы.

Биологическая часть коэволюции формируется через наследственную основу, через генетическую конституцию, которую организм получает от своих родителей. До наших дней господствует точка зрения, что в генотипе наследуются не сами способности человека как таковые, а только их зачатки, которые проявляются в условиях среды. Все чаще возникает вопрос, какое будущее ожидает человечество с точки зрения развития вида? Иногда высказывается мнение, что все виды животных и растений постепенно вымрут вследствие деградации генома (генетической программы развития). Самая главная опасность состоит в нарушении принципов естественного обмена, в котором участвует человек, в том числе в большом загрязнении биосферы различного рода отходами, повышении уровня радиации в связи с авариями, увеличении мутационной опасности химических загрязнителей, варварском использовании ресурсов, нарушающем обменные процессы в природе.

Социальная часть коэволюции проявляется в среде, в которой человек функционирует. При этом процесс состоит из индивидуального и социального характера его развития. Индивидуально для человека фенотип как наследственная основа организма, как совокупность генной системы, локализованной в его хромосомах, является генетической конституцией, которая передается от родителей. На сегодняшний день господствует точка зрения, что фенотип — это не средства к действию, а только задатки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени в условиях окружающей среды. Поэтому генотип продолжается в фенотипе как совокупность всех свойств организма, сформировавшихся в среде в процессе индивидуального развития. При этом, что весьма важно, генотип, переходя в фенотип, несет в себе ограниченный генетический потенциал человека.

Индивидуальный потенциал генотипа весьма ограничен во времени, и если индивид будет развиваться вне социальной среды, то этот потенциал не успевает реагировать и угасает. Примером могут служить случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили несколько лет среди зверей. При возвращении в человеческую среду они не могли в полной мере развить речь, сложные навыки деятельности и человеческие психические функции. Кроме того, фенотип развивается в социальной, природной и экономической среде на основе сознания и мышления, т.е. развития умственных способностей. Часть свойств генотипа проявляется подсознательно, часть — сознательно.

Таким образом, теория коэволюции убедительно показала, что существуют взаимосвязи между ее биологической и социальной частями. То-

Философия сегодняшнего дня должна исходить из концепции объединения всех видов ценностей в интегральную синтезирующую ценность с экономической, социальной и природной ориентациями. Наступило время, когда общая задача философии должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-практическим способом соединить человека с миром, т.е. сделать человека реальным представителем, субъектом мира и окружающей его среды на основе экогармонизма.

Исходя из философских, естественных и экогармоничных представлений такой системной ценностью может стать максимальная величина пребывания человечества на Земле. Этой ценности можно достичь только при сочетании индивидуальных и социальных ценностей во времени на основе внутреннего бытия индивида, его внутренней структуры, структуры сообщества, в которые он входит, и при соответствии достигаемых им системных ценностей ценностям окружающего естественного мира. Такой гармонии, видимо, можно достичь, если обеспечить совокупное и полное наполнение функционалов. Многие философы отмечают существование не только исторической, но и индивидуальной и социальной динамики ценностей и их иерархии.

Так, полагают, что ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Но, кроме того, есть ценности сообщества, есть ценности окружающей человека среды. «Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество, которое ей противопоставляется, ведь это другие лица, которые могут быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу видеть в обществе, т.е. в других лицах, только средство для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т.е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей» [99].

Философия и антропология по-разному трактуют понятия смысла и цели жизни человека. Несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения на данную проблему, она и на сегодняшний день осталась открытой. Религии утверждают эсхатологически, что жизнь продолжается в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души в кущах рая, если при жизни на Земле рациональные действия человека превышали отрицательные, иррациональные. У философов преобладают суждения о бессмысленности человеческого существования, «как бессмыслен труд Сизифа». Ф. Ницше писал, что «тот, кто думает, зачем

• если больше критической, то пространство Вселенной оказывается римановым, и ее расширение на некотором этапе развития сменится сжатием.

Во всех вариантах развития Вселенной ее современный этап связан с самоорганизацией, упорядочением и усложнением структур. Из этого видно, что настоящий этап ее развития направлен по градиентам развития к получению объективной системной ценности.

Многие ученые в связи с этим задают вопрос о том, каково будущее человечества, к чему ведет его современная экономика: к краху или к новому процветанию? Один из виднейших философов XX в. А. Уайтхед таким образом выразил актуальную мысль сегодняшнего дня: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей». Академик H.H. Моисеев справедливо отмечает: «Мы действительно стоим на развилке цивилизованных путей.

Один — предельный эгоизм и индивидуализм, оперирование лишь сиюминутными категориями. Другой — возрождение древних традиций, призывающих жертвовать частью настоящего во имя будущего наших детей. Выбор другого пути дает человечеству шанс использовать дарованный природой разум». Последний путь указывает на необходимость изменения шкалы ценностей с переходом на объективную системную ценность и соответствующие ей цели и действия при сохранении субъективных и предметных ценностей человека в иррациональной части эффектов, в части его потребления. Философы говорят, каковы ценности, таково общество и личность. Не случайно проблема ценностей всегда выступает на первое место в критические периоды систем — как производственных, так и социальных.

При развитии перечисленных событий в настоящее время весьма тяжело прогнозировать наступление последующего этапа жизненного цикла Земли, который, возможно, начнется, как это ни печально, без участия живого мира, без участия человечества: интенсивное вмешательство людей в природные процессы вызывает всеобщую дестабилизацию. Предположим, что человечество ждет благополучный исход — оно проживет на Земле примерно 50 млн лет. Много это или мало? Если биологический животный мир Земли просуществует около 40% ее жизненного цикла, то человечество пробудет на ней на протяжении всего 6% этого цикла, или 5% жизненного цикла Солнечной системы и всего один миг в жизненном цикле нашей Галактики.

Уместно задать такой вопрос: нужно ли было появляться человечеству? И здесь не может быть иного ответа, как такой: человек появился на Земле в соответствии с саморазвитием природной системы как необходимый элемент, поэтому немыслимо, чтобы он исчез раньше полной выработки потенциала, таящегося в его деятельной конструктивной системе. Он должен найти рациональный путь развития. Если опыт естественного порядка всеобщей деятельности природы будет расшифрован и перенесен человеком в искусственный порядок деятельности, то можно с уверенностью говорить, что цивилизация самосохранит себя.

Результатом развития будет создание совершенного, разумного интеллектуала, чей потенциал обязан совершенствовать естественный механизм природы, который может работать в сложнейших условиях глубинной самоорганизации и выполнять экономичные и гармоничные преобразования ресурсов, соблюдая и обеспечивая квазиравновесие между естественной деятельностью природы и искусственной деятельностью человека, общества. Имеются ли у человека и общества предпосылки для обретения такого потенциала? А если да, то какие приоритеты они должны развивать в себе? Какими фундаментальными законами человек должен описать свою экономичную гармоничную деятельность?

Итак, единственно возможный путь самосохранения глобальной цивилизации — это не конфронтация с природой, не эксплуатация ее, а интеграция, сотрудничество с ней. Есть все возможности для перехода социоцентризма в естествоцентризм, не ликвидируя и уничтожая ресурсную базу самосохранения человечества, а развивая ее, вливаясь в законы природной нестационарности. Это путь трансформации до полного совпадения принципов, законов и соизмерений искусственного порядка человеческой деятельности с естественным порядком всеобщей деятельности природы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.