Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Государственная политика принимающей страны по стимулированию иностранных инвестиций. Инструменты гос. регулирования иностранными инвестициями

Лекция 2. Особенности регулирования иностранных инвестиций. на двусторонней основе и основные положения двусторонних договоров о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций.

Международные договора являются приоритетными и являются частью правовой системы (ст.15 Конституции РФ).

По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:

1) двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений;

2) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

В конце 1990-х годов в мире насчитывалось 1150 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенные между 84 государствами, причем 2/3 части соглашений были заключены в 1990-х годах (первое в 1981г.). В основном, участниками двусторонних соглашений являются, с одной стороны – развитые страны, и с другой - развивающиеся страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

1. Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций – это соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих в ходе инвестиционного процесса.

Главная цель: создать более благоприятные условия для взаимных капиталовложений по сравнению с предусмотренными специальными нормативными актами или по сравнению с другими странами.

Основные положения:

- фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества;

- указано, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством принимающей страны;

- гарантируется полная и безусловная правовая защита;

- иностранным инвесторам может предоставляться: национальный режим инвестирования, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями); режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами третьих стран; режим справедливого и равномерного обращения, предусматривающий равные условия для иностранных инвесторов между конкретными странами (как вы к нам, так и вы к нам).

Кроме того, в двусторонних соглашениях содержаться гарантии от экспроприации (проводимые государством принудительные, безвозмездные или возмездные изъятия, отчуждения имущества) инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгод.

Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала, запрет несправедливой конкуренции и т.д. Двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.

2. Соглашение об избежании двойного налогообложения (более 70 договоров, предусмотрено ст. 232, 311 НК).

Цель: достижение между гос-ми соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях.

Сферы применения соглашений:

- доходы, получаемые физ. и юр.лицами,

- имущество и доходы от его реализации,

- доходы и имущество в сфере международных перевозок,

- доходы от авторских прав, лицензий, интеллектуальной собственности.

Соответственно договора РФ регулируют отношения по таким налогам:

- налог на доходы физ.лиц,

- налог на прибыль,

- налог на имущество.

Основное содержание положений и соглашений:

1. перечисление видов налогов, регулируемых соглашением;

2. определение круга лиц, на кот. распространяется соглашение;

3. определение и установление условий налогообложения и видов доходов;

4. определение способов избежания двойного налогообложения:

- освобождение от налогообложения (в одной из стран-сторон),

- зачёт налоговых требований,

- предоставление ин.налогового кредита.

5. установление порядка выполнения соглашения сторонами.

 

 

Система национального регулирования иностранных инвестиций включает ряд элементов:

1) законодательная база, включающая в себя две группы законов:

- законы общего характера, регулирующие процессы осуществления предпринимательской дея-тельности (Конституция, законы и кодексы);

- специальные нормативные акты об иностранных инвестициях (Конкретно по России – это ФЗ от 09.07.1999 №160-ФЗ «Закон об иностранных инвестициях в РФ»)

2) определение режима иностранного инвестирования. В мировой практике существует три основных режима:

- национальный режим инвестирования, при котором условия для иностранных инвесторов являются такими же, как для отечественных инвесторов;
- режим наибольшего благоприятствования, при котором условия для иностранных инвесторов не могут быть хуже, чем режим инвестирования для инвесторов третьих стран;

- режим справедливого и равноправного обращения предусматривает равные условия для иностранных инвесторов между конкретными странами (как вы к нам, так и мы к вам)

3) система гарантий иностранным инвесторам:

- гарантия собственности предусматривает положение, по которому иностранная собственность не может быть национализирована или реквизирована без определенных компенсаций (в России компенсации установлены в ФЗ №160-ФЗ статьей №8).

Имущество может быть национализировано на основании федерального закона только при условии предварительной и полной компенсации инвестору причиненного убытка.

Реквизиция инвестором имущества возможна по решению органов государственной власти или местного самоуправления (статья 242 ГК РФ – эпидемия, война, наводнение, эпизоотия, экономическая катастрофа) при условии компенсации стоимости изъятого имущества).

- гарантии на результаты деятельности предусматривают свободный и беспрепятственный перевод средств и доходов, результатов инвестиций на родину или в третьи страны (статьи 11-12 ФЗ №160);

- гарантии на результаты инвестиционных споров, т.е. право рассмотрения споров в арбитражном суде, либо в международном арбитражном суде (статья 10 ФЗ №160);

- гарантия стабильности законодательства («дедушкина оговорка») предусматривает сохранение стартовых условий инвестиционной деятельности на протяжении всего срока окупаемости проекта (но не более 7 лет) при неблагоприятных изменениях законодательства. На примере России данная гарантия распространяется только на приоритетные инвестиционные проекты, т.е. проекты, суммарный объем иностранных инвестиций, в которые составляет не менее 1 млрд. руб. по курсу, и минимальные вклады иностранного инвестора в которые составляют не менее 100 млн. руб.

4) гос.меры, стимулирующие отток или приток ин.ин:

1. меры, связанные с созданием предприятий с ин.инвестициями, в т.ч:

- запрет ин.ин. в отдельных отраслях или секторах экономики,

- количественное ограничение числа зарубежных компаний,

- участие иностранцев в процессах приватизации запрещено,

- ограничения, связанные с формой инвестиций (слияние и поглощение - запрет),

- требования к ин.инвесторам следовать нормам нац.безопасности, внешней политики, общественной морали.

2. меры, регулирующие вопросы собственности и контроля:

- установление предельных долей в уставном капитале (в РФ нет),

- создание совместных предприятий с обязательным участием гос.компаний (в РФ нет),

- регламентация типов акций,

- ограничения на приобретение земли и недвижимости,

- требование об обязательном участии в управлении нац.кадров,

- право гос-ва налагать вето на определённые решения.

3. меры, связанные с осуществлением ин.ин, в т.ч:

- условие найма рабочей силы,

- доступ к источникам сырья,

- экспорт/импорт инвестиций – ограничения на фин.операции, репатриацию прибыли, рекламную деятельность, требования морали.

4. общеэкономические меры, в т.ч:

- налоговые,

- кредитно-финансовые,

- валютные,

- таможенные и т.д.

Политика стимулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно. В практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно-развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся стран с переходной экономикой - фискальные и налоговые средства стимулирования.

Развивающиеся страны при реализации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних ресурсов.

 

Лекция 4. Общая характеристика закона «О соглашениях о разделе продукции». Участники по соглашению о разделе продукции.

 

Соглашения о разделе продукции чаще всего используются при освоении месторождений полезных ископаемых. Закон был принят 30декабря1995г. (с дополнениями 1998г.). Он касается всех потенциальных инвесторов, но отдельные его положения рассчитаны только на ин.инвесторов. Закон был введён из-зи нехватки финн.ресурсов для самостоятельной разработки недр, поэтому понадобилось привлечь средства со стороны.

Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и ин.ин., поиски, разведку минерального сырья на территории РФ, а так же на континентальном шельфе (или в пределах исключительно эк.зоны РФ на условии соглашения о разделе продукции).

Этот закон позволяет использовать для расчётов с инвесторами часть производимой продукции, которую называют «затратной» или «компенсационной».

В соглашениях о разделе продукции российская сторона может быть представлена только гос-вом:

- Правительство РФ,

- орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории кот. расположен предоставляемый в пользование участок недр или др. уполномоченные ими органы,

Партнёрами могут быть:

- российские и ин.граждане,

- российские и ин.юр.лица,

- объединения юр.лиц (товарищества), не имеющие статуса юр.лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности.

Гос-во закл. соглашение с инвестором только на конкурсной основе. Закон устанавливает следующие принципиальные условия такого соглашения:

- временный и возмездный характер уступки гос-вом прав пользования недрами,

- исключительный характер предоставляемых прав, означающий, что без согласия инвестора никто, вкл. само гос-во, не вправе осуществлять на территории действия соглашения деятельность, право на кот. предоставлено инвестору,

- право пользования недрами не даёт инвестору права собственности на недра, кот. безусловно сохраняется за гос-вом.

Возможные споры между сторонами соглашения о разделе продукции разрешаются в соответствии с условиями соглашения в судебном порядке, в арбитражном или третейском суде, в т.ч. и в международных арбитражных судах.

 

 

Лекция 5. Условия выполнения работ в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции».

 

1. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (далее - работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.

2. Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства РФ, а также при соблюдении утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окр.природной среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:

- предоставлению российским юр.лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;

- осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния указанных работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния;

- страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду;

- ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.

Стороны должны предусматривать в соглашениях условие, что не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки (если предусматривается соглашением), закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Российской Федерации.

3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей, инвестор обязан принимать все необходимые меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

4. Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляется по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать создаваемые инвестором для этих целей на территории РФ филиалы или юр.лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юр.лица, а также ин.юр.лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные действия.

5. По завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья инвестор обязан возвращать участки территории, переданной ему в пользование в соответствии с условиями соглашения. Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются соглашением.

6. Геологическая и технико-экономическая информация по объектам, на которых проводятся работы по соглашению и намечается добыча полезных ископаемых, должна быть представлена на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами может быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются соглашением. Создание управляющего комитета должно предусматривать равное участие со стороны государства представителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Лекция 6. Раздел продукции в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции».

 

Соглашение о разделе продукции, закл. между инвестором (пользователем) и гос-вом, определяется в законе как гражданско-правовой договор, кот. обладает некот. особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не явл. обычным общераспространёнными товаром или вещью. Необходимость получения лицензии на право пользования недрами при этом сохраняется, но эта процедура носит регистрационный характер.

Соглашения о разделе продукции – это соглашения, по которым все расчёты между гос-ом и инвестором ведутся путём раздела произведённой продукции.

Общая доля инвестора в разделе продукции включает:

- компенсационная продукция (75% от недр, 90% от шельфа),

- чистая доля в прибыли;

Общая доля гос-ва в разделе продукции состоит из:

- выплаты инвестора за использование недр,

- доли гос-ва в прибыли,

- налоговые поступления:

1. определяется общий объём продукции;

2. определяется компенсационная продукция;

3. раздел прибыли;

4. передача инвестором части продукции гос-ву;

5. получение инвестором своей доли продукции.

Раздел продукции выгоден инвестору, т.к. освобождает его от необходимости платить многочисленные налоги (в России более 200). Гос-ву – получает справедливую плату за использование инвестором нац.природных ресурсов, причём той их части, к эксплуатации которой собственными силами гос-во не могло бы приступить в обозримом будущем.

Закон такую возможность предоставляет благодаря сохранению рентных платежей (регулярный доход с капитала, имущества, земли/недр), не требующий от получателя осуществления предпр.деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткий курс лекций. Лекция 1. Сущность и классификация иностранных инвестиции | Лекция 7. Технико-экономическое обоснование создания совместного предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.