КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этическое воспитание специалиста идет по четырем направлениям
Теория социальной работы учит специалистов подходить к решению проблемы человека с т.зр. реализации его потребностей, ценности каждого индивида для социума вне зависимости от его экономических возможностей.
Для того чтобы теоретические знания проявлялись в повседневной деятельности специалиста, необходимо развивать этическую восприимчивость за счет вовлечения практических социальных работников в обсуждение моральных и этических проблем их практической деятельности, ха счет акцентирования внимания на нравственно-этической стороне профессиональных действий. Гуманизм должен стать не только теоретическим аспектом, но и практическим содержанием деятельности.
Изучение данной дисциплины при подготовке специалистов является обязательной, однако автоматическое запоминание основных этических норм для специалиста мало. Мораль и нравственность должны стать основой личности специалиста. Свою деятельность соц. работник должен строить согласно принципам морального поведения, изложенным в этическом кодексе.
Решение, которое принимает соц. работник должно быть не только эффективным, т.е. ведущим кратчайшим путем и с наименьшими затратами к выбранной цели, но и соответствовать этическим принципам и нормам. Бесспорен и тот факт, что педагог, воспитывая социального работника в духе морали и нравственности должен в первую очередь сам обладать этими качествами, иначе он противоречит себе.
4в. Оказание социальных, психологических и социально-бытовых услуг населению.
Наиболее распространенный вид социальной работы – оказание социально-бытовых услуг. Приступая к социально-бытовому обслуживанию клиента, соц. работник обязан ознакомить его с перечнем тех услуг, которые клиент может получить от данной организации, а также с порядком их предоставления. Принимая от клиента заявку на доставку продуктов и других товаров, необходимо уточнить, что именно и какого качества хотел бы получить клиент. При этом рекомендуется вести записи (под роспись клиента) о его пожеланиях и заявках, а также примерных их цен, чтобы в последствии не возникло разногласий между клиентом и специалистом. При оказании услуг, касающихся соблюдения личной гигиены соц. работник не должен демонстрировать отвращение к внешнему виду клиента, неприязнь и т.п. он должен понимать, что это часть его профессии. Отношения соц. работника с близкими клиента должны быть доброжелательными, дружескими, направленными на единую цель – помочь человеку. Если же сами близкие выражают недовольство по отношению к клиенту, соц. работник должен с ними провести работу, выяснить причину и постараться помочь им. Когда же пребывание клиента дома невозможно, соц. работник должен оформить его в пансионат или другое стационарное учреждение. Первые пол года являются трудными для клиента, поэтому соц. работник помогает ему адоптироваться, чтобы он не чувствовал себя брошенным и не нужным. В обязанности соц. работника входит также оказание ритуальных услуг, бывает что соц. работник единственный, кто провожает клиента в последний путь. Существует ряд этических норм и правил, которые должен соблюдать в своей деятельности специалист: - работая с людьми соц. работник несет ответственность не только за свое поведение и деятельность, но и за поведение, условия жизнедеятельности и здоровье своего клиента;
- деятельность соц. работника включает в себя непосредственное общение с клиентом и его окружением, что требует сил и отдачи; - соц. работнику необходимо в своей работе учитывать особенности жизни и индивидуальные черты личности каждого из клиентов; - соц. работник имеет дело не с одной из сторон жизни человека, а с ее целостностью и многообразием, что необходимо учитывать в своей работе; - результаты работы специалиста сложно оценить, они зависят не только от соц. работника, но и от клиента, от его усилий и желания помочь себе, а также от деятельности всей соц. службы и системы соц. защиты населения. 4в. Участие в социальной политике Одним из важнейших этических вопросов социальной работы является вопрос, может ли социальный работник, будучи представителем и государства и клиента, публично выступать с критикой государственной политики и отдельных ее решений, т.е участвовать в политической деятельности не как гражданин, а как представитель своей профессии и гос. структуры. С одной стороны соц. работник как представитель государства должен лояльно к нему относиться, он призван нивелировать все негативные явления социальной жизни, способствовать реализации прав своих клиентов. С другой стороны, соц. работник постоянно сталкивается с несовершенством политической системы, несоблюдением прав клиентов за счет ограниченности выделяемых средств, как на оплату оказываемых услуг, так и на оплату зарплаты работников. Необходимо сочетать эти два подхода через активное участие в формировании основных направлений социальной политики и разработки социальных программ, а также организацию актов протеста мирного характера на основании действующего законодательства. Принимая участие в политической деятельности, соц. работник должен четко представлять чьи интересы он отстаивает – свои, клиента, социальной службы. Также соц. работник принимает участие в формировании соц. политики. Он ведет учет клиентов и выявляет их потребности в конкретных услугах и видах помощи. Эти сведения обобщаются, что позволяет планировать мероприятия, направленные на решение самых типичных и актуальных проблем клиентов. Определяя приоритеты, необходимо оценить не только остроту проблемы, которая требует немедленного разрешения, но выявить причины ее появления, а также возможные последствия не только для клиента, но и для всего населения.
Участие в разработке социальной политики требует от специалиста не только профессиональной подготовки в области социальной работы, но и глубокого знания политики, экономики, социологии, психологии и др. отраслей знания и социальной практики, а также этических основ этих видов деятельности.
Деонтология – (с греч. - должный), учение о долге. Термин введен в 18в. англ. философом И. Бентамом, первоначально означавшее религиозно-нравственный смысл, имея ввиду долг и обязанности верующего перед Богом, религией. Затем оно обозначало должное поведение, поступки и действия личности или специалиста. Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном, выступающие как определенные требования к поведению специалиста, как его профессиональный долг и обязанности. Профессиональный долг включает: - функциональные обязанности специалиста - ответственность специалиста перед коллегами, обществом, профессией и клиентом ДОЛГ – одна из важнейших категорий, обозначающая превращение нравственного императива в личную заинтересованность конкретного человека, продиктованную социальным статусом, совестью и т.д. Чувство долга побуждает специалиста соизмерять свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали и этики. Отличия: - профессиональная этика раскрывает сущность профессионального долга - деонтология выявляет специфику реализации профессионального долга в конкретных видах взаимодействия. Профессиональный долг в отличие от профессиональных обязанностей воспринимается не как нечто навязанное из вне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.
Долг тесно связан с ответственностью ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с т.зр ее возможностей.
Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющее собой сознательное отношение к профессиональному долгу. Ответственность связана с творчеством. ДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ -это комплекс норм, предписаний и постановлений о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, своей профессией, коллегами, клиентом. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ – категория, выражающая нравственные обязательства специалиста и является отражением внутренней моральной необходимости следования своим обязанностям, определенным линиям поведения. Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, специалист поступает: - свободно, т.е. у специалиста есть право выбора форм оказания помощи, исходя из личных убеждений - сознательно, т.е. выбор делается не спонтанно, а руководствуясь наибольшей выгодой для клиента - добровольно, согласно собственным убеждениям и представлениям, а не исходя из оказываемого давления или принуждения. Деятельность социального работника постоянно оценивается окружающими и выражается через отношение к специалисту. Соответственно, социальный работник хочет, чтобы его деятельность оценивалась высоко, т.е. испытывает потребность в признании и уважении, которые стимулируют деятельность. Авторитет – это признание коллегами, обществом, клиентом его высокие качественные ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности, высокая объективная самооценка. Он формируется годами, а может потеряться за один миг. Деонтология социальной работы строится на следующих принципах: - личной ответственности за порученное дело, как в правовом, так и в моральном отношении - компетентность специалиста - рациональный подход к решению поставленных задач - соответствие полномочий и ответственности - правовая регламентация деятельности - подотчетность - инициатива и творческий подход - организованность и дисциплина - контроль и проверка исполнения - критический подход к оценке деятельности и др.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |