Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная кооперация




Международная кооперация труда может быть определена как основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью, она представляет собой совместные (на договорной или иной основе) торговые, инвестиционные, кредитные отношения в рамках международных организаций и межгосударственных соглашений в условиях глобализации, экономической интеграции и конкуренции.

Международная кооперация осуществляется, как правило, на долгосрочной контрактной основе, чтобы в долгосрочном и стратегическом плане были определены надежные партнеры, выдерживались сроки, количество и качество товаров. В ее рамках осуществляется координация хозяйственной деятельности предприятий-партнеров из разных стран в определенной сфере деятельности. Главные функции международной производственной кооперации труда – быть средством увеличения производства материальных благ при более высокой производительности труда, а также реализовывать принципиально новые задачи, которые трудно решить без объединения усилий производителей нескольких стран. Так она позволяет достигать намеченного общественно полезного результата в области производства, НИОКР, сбыта и т.д. при наименьших затратах труда по сравнению с теми, которые необходимы для достижения такого же результата при условии, если участники действуют порознь.

По современным оценкам, внутринациональные и международные кооперированные поставки достигают 50-60 % стоимости продукции многих отраслей промышленности индустриальных стран. Более 30 % товарооборота между этими государствами приходится на взаимные поставки в порядке кооперации. Формы международной кооперации в зависимости от конкретности условий формирования отдельных контрактов или контрактной сети различаются по ряду критериев (рис.4): по видам деятельности, по стадии жизненного цикла продукта, по структуре связей, по территориальному охвату, по формам организации. Остановимся более подробно на последней форме.

 

Рис. 4. Формы международной кооперации
Международная кооперация
По видам деятельности
Производственная, научно-техническая, инжиниринговая, в сфере сбыта и торговли, послепродажного обслуживания …
Стадия НИОКР, предпроизводственная, производственная, послепроизводственная, коммерческая
По стадии жизненного цикла продукта
По структуре связей
По формам организации
По территориальному охвату
Межфирменная, внутрифирменная, корпоративная, матричная, сетевая
Подрядное кооперирование, совместное производство, совместное предприятие, договорная форма (факторинг, аутсорсинг), стратегический альянс, транснационализация, картельные соглашения, институционально - территориальная близость субъектов и др.
Между отдельными странами, региональная, межрегиональная, всемирная

По формам организации выделяют подрядное кооперирование, совместное производство, совместное предприятие и договорную форму.

Подрядное кооперирование – заказ на выполнение определенной работы (например, поставка комплектующих в автомобилестроении. Так в японских концернах Тойота и Ниссан доля поставщиков комплектующих достигает 60 и более процентов).

Совместное производство – совместный выпуск продукции (например, производство пассажирского самолета «Аэробус»).

Совместное предприятие – создается, как правило, для совместного осуществления одного проекта.

Договорная специализация – лицензионные соглашения, аутсорсинг, операции комиссии (комиссионер, делькредере, индент), агентские соглашения (доверитель-поверенный, представительство, консигнация, фактор, франчайзинг), брокерство, операции перепродажи (диллерство, дистрибьютерство, джоберство), торговые дома (замкнутый рынок непосредственных заказчиков и поставщиков).

В современных условиях наиболее широкое развитие во всем мире приобретает такой специфический инструмент договорной специализации, как аутсорсинг (передача на договорной основе части определенных функций другим компаниям-аутсорсерам, которые специализируются в данной области. Основные передаваемые функции: обслуживание информационного центра, поддержка компьютеров, обеспечение справочной службы, администрирование локальной сети, обеспечение кадровой службы и т.д.). Он является инструментом повышения гибкости корпоративных структур, их адаптации к внешним условиям, снижения рисков. Его эффективность выше в новых технологических и информационных отраслях. Выгоды аутсорсинга состоят в возможности для отдельно взятой корпорации, либо отрасли, либо государства добиться высокой степени разделения труда, в наличии широкого выбора потенциальных партнеров и формировании унифицированной системы технологических и отраслевых стандартов.

Стратегический альянс – долговременный союз компаний различных размеров и форм собственности для достижения стратегических преимуществ на рынке (БЭЭ, 23); различные формы долговременной, устойчивой кооперации двух или более хозяйствующих субъектов, имеющих конкретные коммерческие цели и определенные ресурсы, объединение которых дает необходимый экономический эффект. Речь идет о партнерстве, идущем дальше простых торговых операций, однако не доходящем до полного слияния или поглощения.

По структуре стратегические альянсы совмещают, как правило, несколько организационных форм, включая совместные предприятия, лицензионные соглашения, долгосрочные контракты на поставку и закупку продукции, программы совместных разработок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, взаимное представление реализационных сетей.

По критерию собственности выделяются альянсы как без создания форм общей собственности (контракты с разделением риска и доходов и контракты без такого разделения), так и с участием в капитале (взаимный обмен акциями, совместные предприятия). Еще одним базовым критерием служит сфера общих интересов, в рамках которой рассматриваются преимущественно технологические (проведение НИОКР, передача технологий, нововведения) и преимущественно рыночные (маркетинговые, защита доли рынка, доступ к дешевым ресурсам) альянсы. По критерию механизма деятельности альянсы классифицируются в зависимости от характера связей (формальные контракты, неформальные связи) и взаимоотношений (двусторонние или многосторонние).

Примеры альянсов:

ИКТ (сетевые альянсы, связанные с производством компьютерного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения и предоставлением коммуникационных услуг, радикально меняют формы деловой активности в мировой экономике).

Автомобилестроение (высокая активность в создании альянсов связана с особенностями современных масштабов и концентрации производства, организацией маркетинга и сбыта автомобилей, со стремлением осваивать нововведения в зрелой отрасли, возможностями электронной коммерции).

Транспорт (развитие альянсов в этой сфере, прежде всего в авиаперевозках, обусловлено глобализацией экономики, создавшей предпосылки для возникновения международных транспортных систем. Отраслевые альянсы формируют глобальные сети авиаперевозчиков, которые дают возможность удерживать рыночную нишу и конкурентные преимущества компаний в зрелой отрасли с низкой прибыльностью и высокими барьерами входа).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.