Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория жизненного цикла товара




В середине 60-х годов американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой пытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе специфики этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Теория жизненного цикла товара исходит из того, что некоторые страны специализируются на производстве и экспорте технологически новых товаров, тогда как другие - на производстве уже известных товаров. Наиболее развитые страны, обладающие большими объемами капитала и квалифицированной рабочей силой, в состоянии инвестировать большие средства в технологические нововведения, производить на их основе новую продукцию, получая таким образом постоянное (динамическое) сравнительное 79преимущество перед другими странами.

В соответствии с данной теорией товар проходит пять стадий жизни в международной торговле.

1. Первая стадия называется стадией нового продукта. Новый продукт производится и потребляется в возрастающих масштабах только в той стране, где он был разработан. Обычно производство начинается с небольших масштабов и полностью ориентировано на внутренний рынок.

2. Вторая стадия называется стадией роста продукта. Товар совершенствуется, растут его продажи на внутреннем рынке, и начинается его экспорт за рубеж. Иностранной конкуренции пока нет, и страна имеет временную монополию в производстве и торговле данным товаром.

3. Третья стадия называется стадией зрелости товара. Технология товара отработана уже настолько, что становится неразумным его дальнейшее производство в самой стране, которая его разработала, с помощью ее рабочей силы. Куда эффективнее оказывается перенести часть уже стандартизированного производства в другие страны, где стоимость рабочей силы значительно ниже.

Другие страны начинают производить данный продукт по лицензии для своего внутреннего рынка.

4. Четвертая стадия называется стадией падения производства товара.

Используя более дешевую рабочую силу, имитирующая страна (страны) начинает не только поставлять товар на свой внутренний рынок, но и продавать его на рынке страны, разработавшей товар, вытесняя с него местных производителей. Конкуренция технологий переходит в плоскость ценовой конкуренции. Внутреннее производство в стране, разработавшей товар, быстро падает, и экспорт прекращается.

5. Пятая стадия называется стадией прекращения внутреннего товара. На ней имитирующая страна настолько опережает страну - разработчика товара, что последняя в итоге вынуждена вообще прекратить его внутреннее производство и насыщать внутренний рынок только за счет импорта из-за рубежа. Страна- разработчик в это время создает новый товар, который пока неизвестен зарубежным странам.

История научно-технической революции второй половины XX в. дает многочисленные подтверждения модели жизненного цикла товара.

Классическим примером прохождения товара через подобные этапы может быть история развития электроники. В течение первых лет после Второй мировой войны производители США доминировали на мировом рынке радиоаппаратуры, действовавшей на вакуумных трубках.

Япония, используя дешевую рабочую силу, оказалась в состоянии обеспечить производство более дешевых и не уступающих по качеству радиоприемников и других электронных приборов на вакуумных лампах. В свою очередь, США наладили производство транзисторных электронных приборов. Через несколько лет Япония догнала США и в этой области производства, захватив затем значительную часть международного рынка электронной продукции. Следующий "виток" жизненного цикла этого товара был связан с разработкой и производством в США интегральных схем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.