Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Функции для работы со строками. 7 страница




Гипотеза – предположение о решении некоторой проблемы или задачи. Важнейшее требование к гипотезе её проверяемость, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, измерений и наблюдений. Хорошо удостоверенная гипотеза становиться теорией.

Концепция (понимание, система) – определённый способ понимания трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на предмет явления, руководящая идея для их системного освящения.

Теория (рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания, это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития теории – практика.

 

Диалектика как система

1. Основные формы диалектики. Диалектика и метафизика

2. Три закона диалектики, их основные категории

3. Категории диалектики (причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма)

 

1. Основные формы диалектики. Диалектика и метафизика

Первоначально под диалектикой понимали искусство спора, диалога. Сократ говорил, что диалектика – искусство обнаружения истины, путём столкновения различных или противоположных мнений. Платон понимал под диалектикой метод анализа и синтеза понятий, движения мысли от многообразных и конкретных значений к общим понятиям (идеям), выражающим истинно - сущее. Стоики рассматривали диалектику как умение рассуждать изощрённо.

Основные этапы развития диалектического метода:

1. Стихийная диалектика древности (Гераклит из Эфеса)

2. Идеалистическая диалектика Гегеля (диалектика как теория и система)

3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса и Ленина

Развитие – направленное и закономерное изменение материи и сознания, ведущее к возникновению нового качества. Учение о развитии – диалектика. Таким образом, диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания, а также метод творчески познающего мышление. Диалектика делиться на объективную диалектику (диалектику бытия) и субъективную (диалектику мышления). Диалектика – основной философский метод, рассматривающий явления в их связи и взаимодействии. Противоположностью диалектики как метода является метафизика, рассматривающая явления в статическом состоянии вне связи и развития. Существование диалектики и метафизики имеют своим объективным основанием существование таких состояний как движение и покой. Диалектика утверждает, что движение абсолютно, а покой относителен. С точки зрения метафизики, покой абсолютен, а движение – сумма состояний покоя. Диалектика как система представляет собой некое единство принципов законов и категорий.

Принципы – основополагающие идеи теории. Выделяют два основных принципа:

· принцип развития;

· принцип всеобщей связи.

Развитие – это изменение, связанное с появлением нового качества. Связь – это такое отношение, при котором изменение одного явления вызывает определённые изменения другого. Различают связи непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, функциональные и генетические. Генетические связи проявляются в наличии общего между родственными объектами.

Закон – существенная, необходимая, внутренняя, повторяющаяся и устойчивая связь явлений. Законы делятся на частные, всеобщие и общие. Частные законы характерны для определённой формы материи, для данной конкретной науки. Общие законы – законы, которые проявляют свои действия в большой совокупности объектов и явлений. Всеобщие законы – это законы диалектики, проявляющиеся в природе, обществе и мышлении.

 

2. Три закона диалектики, их основные категории

Три основных закона диалектики:

· единства борьбы и противоположностей;

· взаимного перехода количественных изменений в качественные;

· закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики. Во-первых, он характеризует источник и внутреннее содержание всякого движения и развития в природе, обществе и сознании. Во-вторых, этот закон обладает особой формой всеобщности, т.к. его действие пронизывает собой не только все явления материального и духовного мира, но и другие законы диалектики. Основными категориями данного закона являются тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество отражает относительную устойчивость, неизменяемость объекта. Различие фиксирует момент изменчивости явлений. Предельным случаем существенного различия является противоположность. Противоположности – это внутренние взаимосвязанные, присущие самим предметам и явлениям стороны и тенденции, которые предполагают друг друга и, в то же время, исключают друг друга, т.к. резко различаются между собой по своим свойствам, направлениям действия и выполняемым функциям. Противоречие есть форма взаимодействия противоположностей. Специфику противоречия определяет своеобразие процесса их возникновения, степень их организации, особенности их разрешения. Внутреннее противоречие – это взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы. Внешнее противоречие – это взаимодействие между различными системами.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Основными категориями данного закона являются: качество, свойство, количество, мера и скачок. Качество есть «тождественная с бытием непосредственная определённость», т.е. то, что отличает данную вещь от всех других, без чего ее не существует. Качество - это определённость вещей, которая обусловливает их целостность, устойчивость и специфический характер. Качество проявляется через свойства. Свойства, в свою очередь, проявляются через взаимодействия объектов и представляют собой способ проявления определённой стороны объекта по отношению к другим объектам. Количество – «снятое» качество. Количество отражает внешнее, формальное отношение предметов, их частей, свойств и связей, выражает число, величину, объём, степень проявления того или иного свойства.

Гесиод: «Меру во всём соблюдай и дела свои вовремя делай». Фалес: «Мера – это наилучшее». Демокрит: «Если перейдёшь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Августин: «Мера – это количественная граница данного качества». Мера – это интервал, в границах которого количественные изменения не приводят к изменениям качественным. Скачок – это переход от одного качества к другому. Существует классификация «скачков»:

· по времени протекания: медленные и мгновенные.

· по механизму осуществления: путём «взрыва» (качество меняется целиком) и постепенно.

· по глубине качественных преобразований: единичные (в границах основного качества) и общие (связаны с преобразованием самой основы вещей).

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие (по спирали). Гегель понимал отрицание как «снятие», как момент связи старого и нового, т.е. отрицание, как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предмета. Можно выделить два момента отрицания:

· уничтожение старого, отжившего, не отвечающего изменившимся условиям;

· сохранение нового положительного, соответствующее новым условиям.

Нужно отличать диалектическое понимание отрицания как момента связи старого и нового от метафизического понимания отрицания как полного уничтожения старого. Сущность закона отрицания отрицания выражает триада Гегеля:

1) тезис, или исходное утверждение;

2) отрицание тезиса (антитезис);

3) синтез (отрицание предыдущей ступни, т.е. отрицание отрицания).

 

3. Категории диалектики (причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма)

Категории – предельно широкие понятия. Причина – это явление, вызывающее к жизни другое явление. Следствие – результат действия причины. Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности явлений. Индетерминизм – учение, отрицающие всеобщую причинную обусловленность явлений. Необходимо отличать причину от повода. Повод – это явление, которое предшествует явлению, но не вызывает его. Механистический детерминизм отрицал причинность в микромире, т.к. там не проявляется детерминизм, характерный для макромира: зная импульс и координаты тела в данный момент времени всегда можно определить импульс и координаты тела в любой другой момент времени. Но в микромире действуют другие закономерности, которые описывает уравнение Шрёдингера. Причина и следствие не могут меняться местами, тем не менее следствие может быть причиной другого явления.

Необходимость и случайность – это философские категории, отражающие два вида связей материального мира: необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок и структуру. Необходимость есть то, что должно произойти в данных условиях. Напротив, случайность – это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность есть то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти иначе. Тем не мнение случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Жесткий детерминизм Демокрита проявлялся в том, что он утверждал, что раз все явления имеют причину, то они совершаются с необходимостью. Такое понимание данных категорий привело к сведению необходимости к случайности («Черепаха»). Согласно фатализму, все явления происходят по воле фатума, судьбы, рока, т.е. неизбежно. Волюнтаризм является другой крайностью. Волюнтаризм отрицает объективную необходимость и опирается на субъективную волю людей.

Сущность – это нечто сокровенное, глубинное, прибывающее в вещах, их внутренних связях и являющееся основанием всех форм их внешнего проявления. Сущность – совокупность фундаментальных законов и свойств предметов, определяющих тенденцию их развития. Она выражает внутреннюю, устойчивую сторону явлений. Явление – это конкретное свойство объектов, в которых обнаруживается сущность. Сущность – это общее, а явление – единичное. Сущность является, и явление существенно.

Содержание – это категория диалектики, обозначающая совокупность элементов, свойств и процессов, которые составляет данный объект. Форма – способ организации содержания.

 

Природа и общество

1. Антропосоциогенез. Диалектика взаимодействия общества и природы

2. Понятие коэволюции. Экологический кризис и его составляющие

Понятие биосферы и ноосферы

3. Географическая среда – предпосылка существования и развития общества. Критика географического детерминизма

4. Население – предпосылка и субъект исторического процесса

 

1. Антропосоциогенез. Диалектика взаимодействия общества и природы

Антропосоциогенез – это процесс становления человека и общества. Начало антропогенеза было одновременно началом социогенеза. Антропосоциогенез длился в течение 3,5 млн. лет, а 40 тыс. лет назад появился кроманьонец (современный человек). Антропосоциогенез зависит от характера взаимодействия природы и общества. Современные учения об антропогенезе основаны на следующих теориях:

· Теория происхождения жизни на земле на основе углеродных соединений (А.И. Опарин);

· Теория развития живых организмов на основе естественного отбора (Ч. Дарвин);

· Концепция направленного мутирования, т.е. закрепления определенных изменений в генах (А.С. Берг, В.П. Алексеев).

Все они доказывают естественное происхождение человека, т.е. то, что «человек – это детище природы».

Природа (в широком смысле слова) – это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний.

Природа (в узком смысле слова) – это материальный мир, исключая социальную форму движения материи.

Общество возникло из природы в результате ее длительной эволюции. Решающую роль в выделении человека из природы сыграл труд – производство материальных благ. Возникнув из природы, человеческое общество, в определенной мере, обособилось от нее и выступает как новое качество в историческом развитии объективного мира.

Значение природы в жизни общества:

1. Природа – необходимая предпосылка функционирования и развития общества.

2. Природа оказывает влияние на формирование и развитие общественного сознания. Она представляет собой неиссякаемый источник знаний.

3. Природные условия воздействуют на формы и темпы исторического процесса. Засухи, наводнения, землетрясения способны затормозить развитие общества. От природных условий зависит и производительность труда.

Природные условия в зависимости от их роли в развитии общества подразделяются на 2 разряда:

1) Естественные богатства средств существования (злаковые растения, дичь и др.).

2) Естественные богатства средств труда (металлы, уголь, нефть и др.).

Первый вид богатств играет большую роль на низших ступенях развития общества, второй - на высших.

Характерные черты воздействия общества на природу:

1) расширение пространственных границ освоения человеком природы;

2) дальнейшее освоение природы вглубь (открытие и промышленное использование новых элементов, свойств и процессов);

3) усиливается интенсивность использования природных ресурсов (ежегодно добывают примерно 100 млрд. тонн руды);

4) возрастает загрязнение природной среды (ежегодно в атмосферу выбрасывается более 200 млн. тон окиси углерода и других вредных веществ, что приводит к парниковому эффекту).

Загрязнение – это поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ и видов энергии в таких количествах, которые оказывают вредное влияние на человека, животных и растений как непосредственно, так и косвенным путем.

 

2. Понятие коэволюции. Экологический кризис и его составляющие. Понятие биосферы и ноосферы

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и окружающей средой.

В 70-ые гг. ХХ века складывается социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические аспекты ее охраны. В связи с проблемой экологии возникла проблема коэволюции – совместной эволюции человека и природы.

Понятие «биосфера» было введено в науку австрийским геологом Э.Зюссом в 1875г. Учение о биосфере, как активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного значения и масштаба создано русским ученым В.И. Вернадским. Биосфера - это целостная земная оболочка, охваченная жизнью и качественно преобразованное ею. Она включает в себя: «живое вещество»; «биогенное вещество», т.е. органо-минеральные продукты, созданные живым веществом (каменный уголь, торф, гумус); «биокостное вещество», созданное живыми организмами вместе с неживой природой (вода, атмосфера).

Термин «ноосфера» был предложен в 20-е годы 20 века французскими философами Э. Леруа и Тейяром де Шарденом, которые под сферой разума понимали выражение божественного духа. Научное понимание ноосферы было предложено В.И. Вернадским: «Ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в интересах Человека и его будущего.

Биосфера существовала до появления человека на земле и может существовать без него. Но человек вне биосферы существовать не может. Значит, обеспечение коэволюции биосферы и общества потребует от человечества известной регламентации в своих действиях, определенных ограничений, – в этом и состоит экологический императив нашего времени.

Экологический кризис – глобальный процесс неблагоприятных изменений естественных условий жизни (существования) биосферы и планеты в целом, грозящих подрыву ее динамического равновесия.

Составляющие экологического кризиса:

1. несовершенство современной технологии;

2. всеобщее загрязнение среды;

3. демографический взрыв;

4. прямое уничтожение генетического фонда планеты.

 

3. Географическая среда - предпосылка существования и развития общества.

Критика географического детерминизма

Понятие «географической среды» введено в науку во второй половине XIX века французским географом и социологом Э. Реклю.

Географическая среда – та часть природы (вода, атмосфера, земная кора), которая на данном историческом этапе так или иначе вовлечена в процесс общественной жизни и составляет необходимое условие существования и развития общества.

Географический детерминизм – учение, согласно которому географическая среда определяет развитие общества, исход тех или иных исторических событий. Представители: Ш.Л. Монтескье, Г. Бокль, Э. Реклю. Монтескье (1689-1755) в сочинении «О духе законов» писал: «Судьбу народов и государств определяет в конечном итоге климат. Власть климата сильнее всех властей». Однако в сходных географических условиях может быть различный социальный строй. Родовой строй имел место в разное время в Европе, Азии, Америке. Смена общественно-экономических формаций происходит быстрее, чем изменения в географической среде.

Природа оказывает действие на человека, влияет на него психику, что находит отражение в его быту, в некоторых эмоциональных особенностях. Учет этого влияния может иметь ценность для этнографа, врача, но при определении характера общественного устройства и направления его изменения, влияние природы на человека не имеет существенного значения.

Человек – это мощная геологическая сила (В. Вернадский), способная изменить глобальные процессы на земле. Он сдвинул цикл озона, изменил круговорот воды между океанами и материками, нарушил тепловой и магнитный баланс земли.

 

4. Население – предпосылка и субъект исторического процесса

Народонаселение – это совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Различают 3 вида движения народонаселения:

· Социальное

· Естественное

· Миграционное

Социальное – это перемещение людей из одной социальной группы в другую.

Естественное – это самообновление населения, смена поколений под влиянием процессов рождаемости и смертности.

Миграционное – это перемещение людей через границы тех или иных территорий навсегда или на длительное время.

Демографические процессы включают в себя естественное движение и миграцию. Социальное движение – сфера социологии.

Элементы демографического фактора:

1. Изменение в рождаемости и смертности;

2. Изменение в половой и возрастной структуре;

3. Изменение в средней продолжительности жизни и брачности;

4. Пространственное перемещение.

При натуралистическом взгляде рост народонаселения рассматривается как фактор, независимый от законов развития общества и даже определяющий его. При этом, одни (М. Ковалевский) социологи приписывают этому фактору положительную роль и рассматривают рост народонаселения как причину для поиска новых источников пропитания и, тем самым, толкающую вперед развитие производства. Другие (Т. Мальтус) видят в быстром росте народонаселения источник общественных бедствий. В своей книге «Опыт о законе народонаселения» Т. Мальтус утверждает, что средства существования растут в арифметической, а население - в геометрической прогрессии. Замедленный рост средств существования Мальтус обосновывал законом убывающего плодородия почвы, отсюда он делает вывод, что главная причина бедности вовсе не зависит от образа правления и формы собственности. Богатые не в силах предоставлять бедным работу и пропитание, поэтому бедные не вправе требовать этого. Мальтус предложил регулировать рост населения на уровне общества и государства, путем отказа от медицины и полового воздержания. Его последователи пропагандировали насильственные методы управления демовоспроизводством, вплоть до войны.

Проблемы народонаселения есть во всех странах мира. В экономически развитых странах - это «постарение» населения. Демографический взрыв – это резкое увеличение населения, прежде всего в развивающихся странах, на которые приходится 4/5 прироста мирового населения. Это явление вызвано изменением типа воспроизводства народонаселения, переходом от традиционного к современному типу. Традиционный тип господствовал в странах с аграрной экономикой и характеризуется высокой рождаемостью и высокой смертностью, невысокими темпами роста (0.1 –0.5 %). Современный тип возникает в Европе в конце XVIII века, связан с переходом к капитализму и характеризуется низкой рождаемостью и низкой смертностью.

 

Общество как развивающаяся система

1. Понятие общества

2. Существующие модели общества

3. Развитие общества как естественно - исторический процесс

 

1. Понятие общества

Необходимо различать термины «общность» и «общество».

Общность – форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом.

Общество – продукт целенаправленной и разумно – организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.

Латинское слово «socio» означает – объединять, соединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение общества – общность, союз, сотрудничество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество – это так или иначе самоуправляющаяся общность. Понятие «общество» следует отличать от понятий «нация», «народ», «государство».

Народ – форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением.

Государство – форма общности, основанная на праве и законе, это форма организации жизни народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации.

Философский смысл понятия «общество» состоит в определении специфики типа связи индивидов в единое целое. Основными типами таких связей являются:

1) духовные,

2) конвенциональные;

3) материальные, основанные на взаимодействии людей.

Философия общества – другая сторона философии человека, его роли в мире и отношения к Универсуму. Человек – это субстрат любой формы социальности: от простейшей общности до современных цивилизаций и политических суперсистем. Чтобы понять феномен общества необходимо уяснить феномен человека как социального атома, а также разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в единое целое (общественный организм).

 

2. Существующие модели общества

Выделяют 3 основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей:

1) Натуралистический подход состоит в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы в мире животных и космоса. Тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений, особенностями географической среды и природных климатических условий, спецификой человека, как природного существа, его генетическими, расовыми, половыми особенностями. Отсюда общество предстает как своеобразный эпифеномен (побочное, сопутствующее явление) природы, ее высшее, но не самое удачное и устойчивое образование. Этот эксперимент природы может привести к самоубийству человечества. Общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в космос и там начать новый виток своей эволюции (К. Циолковский и другие представители русского космизма).

2) Идеалистический подход. Согласно ему, людей объединяют идеи, верования и мифы. История знала немало примеров теократических государств (Ватикан), где единство обеспечивается единой верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы были основаны на единой государственной идеологии, которая выполняла роль «скелета» общественного устройства. Глашатаем этих идей выступал вождь нации. Эта модель общества переносит решение всех проблем в потусторонний мир, либо в отделенное будущее, ради которого нужно жертвовать настоящим.

3) Материалистический подход. Он связан с анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий характер. В рамках этого подхода возможен атомистический взгляд на общество, как сумму индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить себе достойное существование. Данная модель общества представляет общество как конгломерат индивидов, связанных условными связями. В органической модели общество – это определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводится. Человек реализовывает себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общественном процессе. Отношения людей определяются согласием членов общества, в котором учитываются объективные закономерности исторического развития.

 

3. Развитие общества как естественно - исторический процесс

К. Марксом была разработана концепция материалистического понятия истории, суть которого состоит в учении об определяющей роли способа производства в развитии общества. Способ производства складывается объективно, независимо от воли и желания людей. Связывают людей в единый организм не общая идея, или Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменение которых составляет основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс смены одной общественно – экономической формации другой.

Способ производства – это своего рода синтез ПС и ПО.

ПС = Человек +СП.

СП – средства производства.

ПС – производительные силы.

ПО – производственные отношения, т.е. отношения, возникающие между людьми в процессе производства.

 

Культура и цивилизация

1. Структура культуры и ее основные особенности

2. Структура цивилизации и основные этапы её развития

 

1. Структура культуры и ее основные особенности

Культура, в широком смысле слова, (от латинского cultura – возделывание, воспитание, развитие) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культура, в узком смысле слова, – это сфера духовной жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики определенной исторической эпохи, конкретного общества, нации, специфической формы деятельности.

В. Межуев дает деятельностно-динамическое определение культуры. Исходя из данного подхода, структура культуры включает в себя:

1) Деятельность по созданию ценностей

2) Материальные и духовные ценности

3) Саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.

Ж. П. Сартр: «Ку льтура – это зеркало, в которое смотрится человек». Культура – это саморефлексия человека и человечества, возникшая на основе творческой деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей, ведущих в своей совокупности к саморазвитию человека.

М. Хайдеггер: «Культура – реализация духовных ценностей, путем высших человеческих достоинств».

В.С. Степин: «Культура – этосовокупность информационных кодов, хранящих и транслирующих социально-духовный опыт человечества ».

Особенности культуры:

1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеческой единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Ф. Достоевский, В. Соловьев).

2) Культура – мера развития человечности. К. Маркс:«Только в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».

3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами.

4) Культура выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции. Г. Маркузе: «Культура выполняет репрессивную функцию по отношению к недостаточно обузданным действиям человека, чтобы защитить общество от деструктивных действий отдельных индивидов».

Среда культуры:

1) Экономический уровень.

2) Социальная развитость.

3) Уровень политической организации общества, отражающий меру свободы индивида.

4) Духовно-нравственная атмосфера общества.

Цикл культуры включает в себя следующие составляющие:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.