Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Функции для работы со строками. 8 страница




 

социум

 


культурная жизнь СМИ

 

творцы ценности учреждения

культуры культуры культуры

 

2. Структура цивилизации и основные этапы её развития

Определения цивилизации:

1. Синоним культуры.

2. Общество на определённой стадии развития.

3. Уровень развития общества в целом.

4. Совокупность технологических достижений человечества.

Согласно теории Энгельса-Моргана, можно выделить три этапа развития общества:

1) дикость,

2) варварство,

3) цивилизация.

Этап цивилизации включает в себя:

а) рабовладельческое общество,

б) аграрно-феодальная цивилизация,

в) цивилизация буржуазного типа.

В теории Освальда Шпенглера (1880-1936), которую он изложил в своём знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своём развитии:

1) этап восхождения, связанный с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры».

2) этап нисхождения, связанный с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами и т. д. – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры. Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития:

1) рождение и детство,

2) молодость и зрелость,

3) старость и закат.

Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.

Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:

1. Египетская.

2. Индийская.

3. Вавилонская.

4. Китайская.

5. Греко-римская.

6. Византийско-арабская.

7. Майя.

8. Русско-сибирская.

Цивилизация–это системная характеристика общества в единстве его социокультурного развития, выражающая специфическое отличие данного общества от других этнических образований.

Структура цивилизации:

1) технологический базис,

2) экономический базис,

3) гражданское общество,

4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.).

Цивилизация – это степень реализации культуры во всех сферах жизни общества.

Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:

1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.

2) Промышленная революция 18 века и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.

3) 40-е -50-е гг. 20 века связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации.

На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.

Философские проблемы развития техники

1. Понятие техники. Амбивалентность техники

2. Этапы развития техники. Технология императив нашего времени

3. «Технологическая уязвимость человеческого рода»

4. Основные критерии инженерной деятельности

 

1. Понятие техники. Амбивалентность техники

Феномен техники приобрел в наше время поистине мистические очертания. «Демонизм» техники проявляется в том, что созданная человеком, она выходит из-под его власти и сама начинает определять его судьбу и судьбу человека. «Фаустовский договор» с НТП выражается в том, что нарастающая ущербность духовной жизни человека, нравственная и духовная деградация оказываются той ценой, которую вынужден платить человек за комфорт и различные удобства. В этом проявляется амбивалентность техники, которая, с одной стороны, облегчает жизнь человека, а с другой, – представляет реальную угрозу его существованию.

Греческое слово techne означает искусство создания нового, ранее не существующего.

Определения техники:

· искусство в широком смысле слова,

· навык, мастерство, многостороннее умение, то есть профессиональное искусство,

· знание в широком смысле слова (про-из-ведение, по М. Хайдеггеру),

· творчество, и, прежде всего, техническое творчество, – как изобретение технических систем,

· неорганическое тело человека, вторая природа,

· артефакт, то есть продукт человеческого труда,

· эффективная методологическая деятельность (Ф. Рапп),

· совокупность рационально выработанных методов (Ж. Эллюль),

· технические орудия – это проекции, продолжение и усиление человеческих органов.

Обобщая данные определения, можно сделать вывод, что техника – это искусственно созданные средства деятельности человека.

К. Ясперс: Техника – совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой. Гелен в «теории замкнутых контуров технических действий» утверждал, что все типы инженерной техники проектируются для расширений физических способностей человека. А. Хунинг утверждал: «Мы достигли зоологической стадии техники и приближаемся к поистине антропологической технике».

Различают пассивную технику и активную технику. Пассивная техника – это производственные помещения, железные дороги, мосты, каналы, телефон, радио, телевидение. Активная техника состоит из орудий или инструментов, машин и аппаратуры управления машинами.

Орудия труда делятся на:

1) орудия физического труда;

2) орудия умственного труда (компьютеры);

3) орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, протезы).

 

2. Этапы развития техники. Технология императив нашего времени

Техника в своём развитии проходит 3 этапа:

· орудия ручного труда,

· машины (на уровне механизации),

· автоматы (на уровне автоматизации).

В своем развитии человек проходит три этапа рабства (Н. Бердяев):

1) сначала он – раб природы,

2) затем он – раб государства, национальности, классов,

3) и, наконец, он становится рабом техники, машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек.

Механизация, автоматизация, связанная с ними массовизация производства лишают людей индивидуальности, создавая разновидности социальных роботов. Действительно миллионы людей встают примерно в одно и то же время, сообща направляются к месту работы, синхронно запускают машины, и чем сложнее техника, тем более стандартизированными, одинаковыми становимся мы. Подобная механизация жизни производит впечатление конца духовности в мире. Человек оказывается в плену «технологического блефа» (Ж. Эллюль). Уже не он является мерой вещей, а вещь становится мерой человека, всесильным господином и даже диктатором. Особенно это обнаруживается в случае военной техники, ибо часто именно она решает, что будет с отдельным человеком и человечеством. Производство становится анонимным. Дазманизм (М. Хайдеггер), т.е. обезличивание проявляется в том, что людям оказывается удобнее и проще жить, рассматривая себя как существа подобные другим, то есть как объекты, а не субъекты. Поэтому «человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины» (К. Ясперс).

Приход технократического «старшего брата» создает опасность всеохватывающей технократии. Развитие компьютерной и электронно-вычислительной техники создает опасность возникновения общего технократического контроля над личностью в виде собранных и скомбинированных данных, возникает угроза частной жизни, «тайне данных», использование личных данных в коммерческих и общественных целях. Технологический императив (нет границ для применения технического знания), пришедший на смену кантовскому императиву (долженствование незримо содержит в себе умение) становится опасен. Инженер с «инструментальным разумом» может действовать, как лишенный гибкого и нормального, человеческого интеллекта, робот, совершенно не считающийся с человеком, и подчиняющий все интересам техники и производства.

Постепенно из средства техника становится целью. Это проявляется в так называемой «некрофилии современного кибернетического человека», который предпочитает мертвое живому (Э. Фромм), например, любит свою машину (автомобиль) больше, чем собственную жену и детей.

Знание – сила, но сила может быть разрушительной. Отсюда возникает задача установления границ развитию техники. Мерой оценки знания и его дальнейшего применения должен стать сам человек, его жизнь и здоровье.

 

3. «Технологическая уязвимость человеческого рода»

Современное общество можно охарактеризовать как техническую цивилизацию, в которой человек является не только конструктором мира, но и сам становится объектом конструирования, так как техническое общество заранее планирует и определяет условия и смысл индивидуального и социального бытия человека. Таким образом, сам человек объектом технического преобразования. Это проявляется в следующем:

· растет число людей, которых затрагивают технические предприятия или их побочные явления. Так, телевидение вызывает у детей серьезные нарушения: отсутствие сосредоточенности, неустойчивость внимания и даже неграмотность;

· природные системы становятся предметом негативной человеческой деятельности. Нарушение или разрушение влечет за собой изменение климата, лучевое поражение, технологическую эрозию;

· возрастают возможности вмешательства и воздействия в области медико-биологических и экологических взаимосвязей. Встает проблема ответственности за нерожденных;

· сам человек становится предметом научного исследования, над ним проводятся научные и технические эксперименты;

· в области генной инженерии возникает возможность искусственного, евгенического изменения видов другой жизни и себя самого;

· человек превращается в объект техники: потенциального – с помощью генетических манипуляций, непосредственно – через фармакологические воздействия и массовые внушения, с помощью транквилизаторов и пороговых воздействий.

И. Калайков утверждал, что все данные явления свидетельствуют о «технологической уязвимости человеческого рода». Данное экосоциальное явление показывает, что человек еще не смог овладеть теми промышленными и научными силами, которые он создал, а также собственно природными силами.

«Технологическая уязвимость человеческого рода» отражает отрицательные стороны НТП:

1. Невозможность естественно-природного процесса исправления и коррекции человеческих ошибок.

2. Перспектива перехода экологического хаоса в экологическую катастрофу.

3. Угроза военного атома.

4. Ограниченность возможностей современного научного познания в создании модели экологически чистого производства.

Все это свидетельствует о превращении человека в «заложника НТР». Ж. Эллюль: «Чтобы преодолеть «техническую болезнь» нашего времени, личность должна опираться на собственный внутренний космос, свою собственную свободу, которая не есть фактор, захороненный в человеческой природе. Техника должна быть подчинена человеческому императиву, а не человек – техническому императиву». Ю. Хабермас: «Нужно найти путь назад, к самим себе, к саморефлексии». Человек должен действовать, исходя из категорического императива этики будущего: «Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с постоянством подлинного человеческого бытия на земле».

4. Основные критерии инженерной деятельности

Основные критерии инженерной деятельности:

· способность функционирования;

· эффективность использования;

· экономичность;

· благосостояние;

· здоровье;

· качество окружающей среды;

· качество общества;

· развитие личности.

Эти ценностные области взаимосвязаны между собой. Например, безопасность способствует здоровью, а экономичность – благосостоянию.

В своей деятельности инженер должен прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, но и к голосу собственной совести, к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить природную среду. Для этого необходимо изменить стиль мышления инженеров и проектировщиков, гуманитаризировать инженерное образование. Техника служит облегчению и освобождению, но создает новые тяготы и зависимости, она считается гарантом человеческого развития и социального прогресса, однако вызывает также бесчеловечные и разрушительные последствия. Техника – только средство, сама по себе она ни хороша и ни дурна, все зависит от того, что из нее сделает человек. Проблема техники – проблема социальной и экологической ответственности человека, создавшего ее.

 

Духовная жизнь общества

1.Сущность и структура общественного сознания

2.Общественная психология и идеология, диалектика индивидуального и общественного самосознания

3.Формы общественного сознания

 

1.Сущность и структура общественного сознания

Духовная жизнь общества есть отражение в сознании людей условий их бытия и тенденций их преобразования. Духовная жизнь не ограничивается только сферой духовного производства, но включает в себя общественно-личностные отношения субъекта исторического процесса, т.е. его духовную деятельность, потребности и формы общения. Духовность человека начинается с рефлексии. Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание, это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Как особая проблема, рефлексия стала предметом обсуждения ещё в древнегреческой философии. Сократ, например, выдвинул на первый план задачу самопознания, предмет которого – духовная активность в её познавательной функции. Поскольку духовная жизнь общества во всех её проявлениях сознательна, необходимо рассмотреть проблему общественного сознания, закономерность его формирования и социальной значимости.

Общественное сознание – это совокупность чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие. Под общественным бытием понимается исторически складывающаяся социальная практика людей, включающая в себя совокупность материальных общественных отношений. Вертикальный срез культуры общественного сознания представлен уровнями: обыденно-практический (общественная психология); теоретический (идеология). Формы общественного сознания: мораль, искусство, религия, философия, политика, право, наука. В рамках гносеологического соотношения обыденное сознание определяется как несистематизированное освоение личностью общественных отношений. Обыденное сознание – это первичная форма понимания общества, социального и природного мира. Теоретическое сознание – это сознание, опосредованное прошлым познавательным опытом и систематизированное в виде научных теорий, учений и идеалов, как обобщённых представлений о будущем. Данные уровни общественного сознания отличаются как низшее и высшее, что связано с различием их происхождения, качества, формы выражения (несистематизированное и систематизированное), по степени распространённости.

 

2.Общественная психология и идеология, диалектика индивидуального и общественного самосознания

Общественная психология – совокупность настроений, чувств, эмоций, привычек, особых черт характера, возникающих у определённых социальных общностей и групп людей в процессе их повседневной практической деятельности и на основе сходства социально-экономических условий их жизни. Общественная психология связана с чувственным уровнем отражения общественного бытия. Идеология – это систематизированное выражение политических, нравственных и художественных взглядов и принципов, определённых классов и социальных групп общества. Идеология впитывает в себя и перерабатывает составные элементы социальной психологии с помощью абстрактного мышления. В зависимости от носителей различают типы общественного сознания:

· индивидуальное,

· групповое,

· массовое.

Под индивидуальным сознанием понимают духовный мир личности, в котором своеобразно сочетаются общие черты сознания данной эпохи, особенные черты социальной группы и уникальные особенности сознания субъекта, обусловленные обстоятельствами его жизни. Общественное сознание не есть сумма индивидуальных сознаний, это индивидуально осознанная социальность, в которой выражено отношение личности и общества через многообразие других общественных образований. Диалектика индивидуального и общественного сознания:

1. Поскольку каждый человек является продуктом общественных условий жизни, постольку его сознание носит общественный характер.

2. Общественное сознание всегда создаётся и развивается отдельными личностями, поэтому теории и учения несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей тех людей, которые участвовали в их разработке.

Индивидуальное сознание обладает рядом особенных черт, которые не всегда присущи данному обществу. Групповое сознание обозначает сочетание общественных психологических и идеологических установок сквозь призму группового интереса. Массовое сознание обозначает такие формы осознания действительности, которые ориентированны на стандартизированность условий жизни, основаны преимущественно на стереотипах. Главным здесь является установка на социально значимые и престижные формы поведения и отношения людей друг с другом.

 

3.Формы общественного сознания

Многообразие форм общественного сознания обусловлено многообразием и противоречивостью общественного бытия. Они являются идеальным выражением разнообразных способов предметно - практической практики. Формы общественного сознания различаются:

· по предмету отражения;

· по способу отражения;

Философии свойственна логическая форма отражения общественного бытия. Искусство отражает действительность в чувственно воспринимаемых художественных образах. Мораль – в форме определённых принципов поведения людей, религия – с помощью определённых догм, принимаемых на веру. Моральное сознание является наиболее древней формой социальной регуляции людей, возникшей в силу объективной необходимости согласования из общежития в процессе трудовой деятельности. В ходе общественно-исторического развития в ней проявлялась борьба общечеловеческих и классовых человеческих ценностей. Рационально гуманистический момент морали состоит в том, что выработанные в ней представления о долге, добре, чести, составляют основу гуманизма, которые дополнялись и развивались в классовом обществе другими формами сознания. Нравственное сознание – форма общественного сознания, которая находит отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Правосознание – форма общественного сознания, в которых выражаются знания и оценка, принятые в данном обществе в качестве юридических законов, нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права. Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Особенностью политического сознания является то, что в нём отражаются коренные интересы борющихся классов, их отношения между собой, а также к государственной власти, другим обществам и государству. В политической идеологии формируются общие классовые цели, задачи и теории, реализуемые в политической борьбе. В культурно историческом процессе религия играет двоякую роль: она культивирует, как безусловно необходимые простые формы нравственности; она рассматривает человека как творение Бога, существо, подобное Богу. Сущность науки можно рассмотреть в трёх аспектах: как вид духовной деятельности; как социальный институт; как производительную силу общества.

 

Гражданское общество и правовое государство

1. Понятие гражданского общества

2. Отличительные признаки правового государства и его сущность

3. Основные признаки государства. Формы государства и политические режимы

4. Понятие власти и типы личностей в зависимости от отношения к власти

1. Понятие гражданского общества

Гражданское общество объединяет в себе несколько характеристик:

1. Это человеческая общность на определённой стадии развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества.

2. Совокупность негосударственных, экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и других отношений.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций граждан, ограждённые законами от прямого вмешательства со стороны органов государственной власти.

Гражданское общество формируется раньше государства, оно является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Оно успешно функционирует и развивается, когда для этого создаются благоприятные внутренние и внешние условия. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством. При авторитарном и тоталитарном – пребывает в пассивной или активной аппозиции государства. В развитом гражданском обществе функции государства сосредотачиваются на выработке общей стратегии развития, определении приоритета, стимулировании общественно-полезной деятельности граждан и защите их прав собственности и личного достоинства.

 

2. Отличительные признаки правового государства и его сущность

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом. Отличительные признаки правового государства:

1. Верховенство закона (Конституции)

2. Всеобщность права

3. Взаимная ответственность государства и личности

4. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной). Власть должна быть рассредоточена между различными ветвями власти, чтобы избежать деспотизма.

5. Незыблемость права личности

6. Контроль над соблюдением прав и законов гражданами.

Для становления гражданского общества и правового государства важно гармоничное взаимоотношение между политикой, моралью и правом, хорошо развития политическая культура.

 

3. Основные признаки государства. Формы государства и политические режимы

Государство – это основной институт политической системы классового общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом. Характерные признаки государства: наличие системы органом и учреждений, реализующих функции государственной власти; право; территория; народ; суверенность. Государство имеет собственный герб, флаг и гимн. Функции государства подразделяются на внешние и внутренние. Основные элементы государства: территория, население и власть. Территория составляет физическую материальную основу государства. Население – это совокупность людей проживающих на данной территории. Власть – способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам и личностям. Исторический тип государства определяется общественно экономической формацией. Каждому способу производства соответствует свой тип государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Форма государства складывается из: формы государственного устройства, формы государственного правления, политического режима. Формой правления называется организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших органов, должностных лиц и граждан. Основные формы правления: монархия и республика. Монархия – форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (короля, императора, шаха) и передаётся по наследству. Республика – форма правления, при которой глава государства является выборной или сменяемой должностью.

 

4. Понятие власти и типы личностей в зависимости от отношения к власти

Итак, власть – это способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам и личностям. Власть как потребность доминировать формируется наряду с другими потребностями субъекта.

 

Преобладающая потребность Отношение к власти Тип личности
1) Потребность быть личностью Власть – служение, людям, обществу Демократ
2) Потребность в самовыражении Власть как игра Авантюрист
3) Потребность в самоутверждении Власть как преобладание, господство Диктатор
4) Гедонистическая потребность Власть – источник благ, выгоды Конформист
5) Потребность в свободе Власть – стремление к независимости Нонконформист

Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

1. Сущность и критерии общественного прогресса

2. Современные концепции прогресса

3. Глобальные проблемы современности и пути их решения

 

1. Сущность и критерии общественного прогресса

Прогресс есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие, при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс называется регрессом. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному его состоянию.

Высшим критерием общественного прогресса являются производительные силы, т. к., во-первых, они объективны, во-вторых, составляют содержание способа производства, в-третьих, они динамичны, их темпы и уровень легко сравнимы.

Ряд ученых в качестве критерия общественного прогресса рассматривают развитие личности. Общий критерий следует использовать вместе с частными критериями развития отдельных сторон и сфер жизни общества. Такими критериями являются:

1) в науке – степень познания законов объективного мира и практического овладения ими;

2) в технике – рентабельность применения и эффективность использования;

3) в области здравоохранения – средняя продолжительность жизни, успехи в борьбе с заболеваниями.

 

2. Современные концепции прогресса

Три концепции общественного прогресса:

1) пессимистическая;

2) оптимистическая;

3) концепция общественного круговорота.

В античности пессимистическая линия была представлена в произведениях древнегреческого поэта Гесиода (8-7 в. до н. э.), который считал, что общество развивается по восходящей линии до так называемого «золотого века», когда люди были хотя и бедны, но равны. После него развитие приобрело характер регресса: «Счастье принадлежит прошлому и безнадёжно утеряно». В своей поэме «Труды и дни» Гесиод выделяет 5 стадий развития человечества:

· золотой век,

· серебряный век,

· бронзовый век,

· медный

· железный.

На этапе железного века люди проводят дни в трудах, заботах, печали, всюду царит зло.

Оптимистическая линия в античной философии связана с именами Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара. Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» выделяет следующие основные вехи в развитии общества: применение огня, открытие металла, образование семьи, возникновение искусства. В обществе наблюдаются постепенные, но необходимые движения вперёд.

В период феодализма господствующая религиозная идеология отвергала возможность осуществления человеческих желаний в земной жизни, была проникнута сожалением о безвозвратно утерянном рае, надеждами на будущею миссию-спасителя. Данный пессимизм связан был эсхатологическим учением о конце мира.

Идеологи зарождающейся буржуазии пропагандировали возможность прогрессивного развития общества. Наиболее ярко эти идеи выражены в работе французского мыслителя Ж. А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Кондорсе: «Способность человека к совершенствованию безгранична».

Немецкий философ И. Гердер видел реализацию общественного прогресса в утверждении более разумных форм человеческого общежития. Однако некоторые философы этого периода более осторожно относились к идее прямолинейного прогресса, например, Ж. Ж. Руссо отмечал, что научно-технический прогресс не только не всегда сопровождается прогрессом социальным и нравственным, но может служить импульсом негативных общественных изменений. Причину этого он усматривал в частной собственности. «Демон собственности заражает все, до чего касается». Он выдвинул лозунг: «Назад к природе».

И. Кант видел внутреннее основание этапов истории в движении к нравственной автономии личности. Его ученик Фихте говорил, что человеческий род на пути к цели своей земной жизни проходит 5 этапов, различающихся уровнем самосознания индивидов, фиксированного в степени развития человеческого разума:

1) инстинкт разума,

2) господство авторитета разума,

3) освобождение от господства авторитета разума,

4) наука разума,

5) искусство разума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.