Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость и основные методы управления финансами




Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему
отношений. Оно обусловлено их историческими экономическими и
политическими условиями и подчинено финансовой политике
государства. В соответствии с финансовой политикой опрёделяется объем
распределения и перераспределения национального дохода через
финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения,
в свою очередь зависит от роли государства в финансировании
социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как
источников производственного инвестирования научно-технического
прогресса.

Экономический строй или система хозяйствования определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно от государства и его органов. В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки. То есть происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. реализация финансовой политики.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых

отношений; субъектами - выступают те организационные - структуры, которые осуществляют управление.

Выделяют 3 группы объектов: финансы предприятий (учреждений, организации), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль,

В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляя возможности-увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми.

2. Управление финансами в Российской Федерации

Управление финансами – это процесс разработки и осуществления управленческого воздействия для достижения заданных целей управления.

Управление финансами представляет собой единство управляемой и управляющей системы. Управляемая система – это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формирование, распределение и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств. Управляющая система – совокупность финансовых институтов, осуществляющих управление финансами.

Процесс управления финансами включает в себя цель управления, а также субъекты и объекты управления. Целью управления является достижение финансовой устойчивости, профицита бюджетной системы, повышение финансовой значимости в международном сообществе. Объект управления представляет собой управляемую систему. Субъект управления - управляющая система, т.е.система специально созданных органов для управления финансами.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.

Управление финансами можно подразделить на общее управление и специальное управление. Общее управлениеосуществляют высшие органы государственной власти. Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, имеет право вето на введение федерального финансового законодательства, утверждает федеральный закон «О федеральном бюджете» и контролирует деятельность Правительства. Федеральное Собрание РФ регламентирует деятельность по установлению взаимоотношений всех хозяйствующих субъектов, утверждает федеральный закон «О федеральном бюджете» и финансовое законодательство. Правительство РФ выступает единым центром управления финансов, готовит проект федерального закона «О федеральном бюджете», играет роль центра оперативного управления финансами, реализует выполнение финансовых обязанностей по различным направлениям развития экономики.

Счетная Палата РФ осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «О Счетной Палате» от 11 января 1995 года № 4 – ФЗ (в редакции изменений и дополнений). Основными задачами Счетной Палаты РФ являются:

- организация и осуществление контрольных действий за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном Банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др.

Специальное управление осуществляет финансовый аппарат. Особое место здесь занимает Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство в финансовой сфере, основанное на единстве финансовой, денежно-кредитной и валютной политики РФ; координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет методологическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования различных отраслей хозяйства; организует разработку проекта бюджета и его исполнение; активно участвует в разработке балансов финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности; обеспечивает проведение мероприятий по расходованию бюджетных средств в соответствии с целевым назначением и т. д.

Субъекты управления используют в своей деятельности специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи общие приемы и способы управления.

Среди инструментов управления финансами можно выделить финансовое планирование и прогнозирование. Оно может осуществляться на государственном и муниципальном уровнях власти и управления, а также на уровне хозяйствующих субъектов. Финансовое планирование является составной частью экономического планирования и решает конкретные задачи организации финансов. Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность – это соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в распоряжении хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – это рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты налога по различным предприятиям, отраслям хозяйства и субъектам РФ.

Финансовое планирование основывается на системе финансовых планов. Основное место в системе финансовых планов занимает бюджетный план, в котором отражается движение бюджетных ресурсов, их состав и источники.

Доходы и расходы, отраженные в финансовых планах, составляют Баланс финансовых ресурсов страны. С ним тесно взаимосвязан другой синтетический баланс, который называется Балансом денежных доходов и расходов населения. Это финансовый план, в котором отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах, т.е. зарплата, доходы от различных видов деятельности, пенсии, пособия, доходы от обмена товарами между группами населения, оплата товаров и услуг, налоги, добровольные взносы, сбережения населения во вкладах и в других видах, кредиты, займы, сберегательное страхование и т.д. Баланс имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, для планирования налоговых поступлений и кредитных ресурсов.

Система финансовых планов выявляет объективные взаимосвязи и тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов, факторы, определяющие развитие тенденций в будущем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.