Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государственного и муниципального кредита, их характеристика




Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Сущность и значение государственного и муниципального кредита

Лекция 7. Государственный и муниципальный кредит

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита

2. Формы государственного и муниципального кредита, их характеристика

В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса РФ государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Обеспечением государственного долга Российской Федерации полностью и без условий является все имущество, находящееся в федеральной собственности и составляющее государственную казну.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

По субъектам заемных отношений различают:

· займы, размещаемые центральными органами управления;

· займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

· внутренние;

· внешние.

3.По возможности обращения на рынке:

· рыночные;

· нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков).

3. По сроку:

· краткосрочные (до года) (векселя);

· среднесрочные (от 1 до 5) (облигации);

· долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

4. По обеспеченности долговых обязательств:

· закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

· беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

5. По способу выплаты дохода различают:

· выигрышные облигации;

· процентные;

· с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

6. В зависимости от метода определения дохода:

· долговые обязательства с твердым доходом:

· с плавающим доходом.

7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

· обязательства с правом долгосрочного погашения;

· без права долгосрочного погашения.

8. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

· погашение единовременным платежом;

· частями, в том числе равными долями, возрастающими и снижающимися долями.

 

 

 

По срокам образования и погашения различают:

- капитальный государственный долг, под которым понимаются все непогашенные долговые обязательства государства, включая начисленные проценты;

- текущий государственный долг, под которым понимаются долговые обязательства, включая начисленные проценты, срок погашения которых наступает в текущем периоде.

По валюте займа различают:

- внешний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства государства в иностранной валюте;

- внутренний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства в национальной валюте.

По юрисдикции кредитора различают:

- внешний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства перед кредиторами, находящимися под юрисдикцией другой страны;

- внутренний государственный долг, под которым понимаются совокупные долговые обязательства перед своими гражданами и предприятиями.

Внутренний долг Российской Федерации складывается из:

- основной номинальной суммы долга по государственным ценным бумага Российской Федерации;

- объема основного долга по кредитам, полученным Российской Федерации;

- объема основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерации от бюджетов других уровней;

- объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации.

Внешний долг Российской Федерации складывается из:

- объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

- объема основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг как внешний, так и внутренний возникает вследствие займов. Государство может осуществлять заимствования в форме:

- эмиссии государственных ценных бумаг;

- несекъюритизированных кредитов и займов (заключение кредитных договоров или соглашений о займе).

В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков:

- по праву эмиссии выделяют займы, размещаемые центральными и местными органами управления;

- в зависимости от обращения на рынке бывают рыночные и нерыночные займы. Рыночные свободно продаются и покупаются, нерыночные не могут менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке;

- по типу инвестора различают займы среди физических лиц, среди
юридических лиц, универсальные займы;

- в зависимости от способа начисления дохода займы могут быть процентные (процентный доход), выигрышные (доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций), с нулевым купоном;

- по срокам погашения - краткосрочные займы (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

- по оформлению выделяют облигационные займы (сопровождаются эмиссией государственных облигаций), безоблигационные (оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств).

Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты; еврозаймы; кредиты международных финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур. На международном рынке государственных долгов наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций.

Составной частью финансовой политики любой страны является управление государственным долгом. Оно представляет собой взаимоувязанный комплекс обслуживания долгов, т.е. погашения основной суммы и выплаты процентов кредиторам; изменения условий выпущенных займов, конструирования условий новых займов, мониторинга показателей объема и уровня долга, их сопоставление с показателями государственных финансов; взаимоотношений с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставления новых кредитов; реструктуризации долгов; рефинансировании долгов и др.

Управление государственной задолженностью предполагает использование следующих методов:

- конверсия - изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;

- консолидация - увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);

- унификация — обмен облигаций нескольких ранее выпущенных займов на облигации нового займа;

-аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;

- реструктуризация задолженности.

К административным методам относятся: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, аннулирование долга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.