Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мусульманская правовая семья

Мусульманская правовая семья охватывает более пя­тидесяти государств, расположенных от западной оконечности Аф­рики до тихоокеанских островов, где проживает около 900 миллио­нов человек, исповедующих ислам (Сирия, Турция, Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Пакистан и так далее).

Мусульманское право сложилось в эпоху становления феодаль­ного общества в Арабском халифате в XII—XIII в.в. и представляет по своей сути религиозное право. В соответствии с догмами ислама, создателем мусульманского права является Аллах, который явил его верующим через своего пророка Мухаммеда. Мусульманское пра­во, которое берет свое начало в Коране, считается исламскими тео­логами плодом божественных установлений, данных человечеству раз и навсегда.

Характерные черты данной правовой системы:

- источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая, из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии (мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование). Данные комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме. Наиболее поздним источником мусульманского права является Кияс — правила применения шариата (норм мусульманского права) к новым случаям по принципу аналогий.

- мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и до сих пор сохраняет черты некоторой архаичности, казуистичности, отличается отсутствием писаных систематизированных норм. Так, согласно теории мусульманского права государство в лице суверена-монарха или же в более позднее время - парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен в исламистском понимании является не господином, а слугой права. Мусульманское право создается самим Аллахом и его посланником и пророком Мухаммедом. Что же касается суверена, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия. Подобные архаические черты сглаживается принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства. За последние два столетия мусульманское право восприняло идею кодификации. В конце XIX в. в Египте других странах Ближнего Востока были приняты гражданские кодек­сы западного образца. В первой половине XX в. законы о семейном праве были приняты в Египте, Судане, Турции;



- в современном мусульманском праве отсутствует деление пра­ва на частное и публичное: предписания имущественного харак­тера излагаются наряду с нормами, которые следовало бы отнести к уголовному праву. К числу основных отраслей относятся судеб­ное право, уголовное право и семейное право;

- судебная практика отличается простотой. Суд тоже осуществляется в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Аллаха. Иерархия судов в большинстве мусульманских стран отсутствует. Судья единолич­но рассматривает дела всех категорий. Исключение составляет Египет, отказавшийся от мусульманских судов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Мусульманская правовая семья

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.233.27
Генерация страницы за: 2.172 сек.