КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативных актов во времени определяется двумя моментами: а) временем вступления в законную силу и б) временем утраты законной силы. По общему правилу нормативный акт вступает в силу: - со времени его принятия правотворческим органом; - с того времени, которое указано в самом акте; - по истечении определенного срока после опубликования. Законы Российской Федерации вступают в силу по истечении 10 дней. Акты Президента и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают по истечении 7 дней. Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации. Нормативные акты утрачивают силу: - по истечении срока действия, на который издан нормативный акт; - в результате отмены акта путем публикации решения об отмене в специальном перечне отменяемых актов; - в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний акт. Правило: Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключение составляют уголовные законы и нормативные акты административного законодательства, смягчающие ответственность либо устраняющие наказуемость деяния, а также нормативные акты или отдельные предписания, которым законодатель по необходимости придает обратную силу. Действие нормативных актов в пространстве зависит от иерархии государственного органа, издавшего нормативный акт: - акты федеральных органов действуют на всей территории федерации; - республиканские акты — на территории данной республики; - нормативные акты местных органов имеют силу лишь на подведомственной территории. Таким образом, нормативные акты в отношении территории могут иметь общее и местное действие. Следует иметь в виду, что в ряде случаев нормативные акты, издаваемые федеральными органами власти и управления, могут распространять свое действие только на определенную территорию, где в установленном порядке вводится чрезвычайное положение. Нормы, содержащиеся в Федеральных законах, могут иметь экстерриториальное действие, то есть применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан. Под территорией Российской Федерации понимаются суша, территориальные воды, воздушное пространство над ними и земельные недра в пределах государственной границы. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, трубопроводы, подводные корабли и другие объекты, принадлежащие России, которые находятся в свободном пространстве. Действие по кругу лиц означает, что действие нормативно-правовых актов распространяется: - на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства дня защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе); - распространяют действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, попавших под их действие. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц может не совпадать, если: - нормы обязательного на всей территории избирательного закона в части активного права не распространяются на некоторые категории граждан; -установленные законом льготы в пенсионном обеспечении распространяются на определенные категории лиц; -ряд законов адресован только гражданам России и не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.
ЛИТЕРАТУРА: Белкин А.А. Источники права и судебная практика в Российской Федерации// Ученые записки: Вып. 8. СПб. 2001. Бобылев А.И. Формы (источники) права// Право и государство. 2005. № 1. Богдановская И. Ю. Прецедентное право М., 1993. Бошно С.В. Прецедент, закон и доктрина (Опыт социально-юридического исследования)// Государство и право. 2007. № 12. Василевич Г.А. Конституционные аспекты субординации источников права // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. Волков К.А. Значение судебного прецедента для преодоления недостатков уголовного закона// Российская юстиция. 2010. № 1. Зыкин И. С. Источники права. М., 1985. Источники российского права: вопросы теории и истории/ Отв. ред. М.Н. Марченко. М. 2005. Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права// Известия вузов. Серия: правоведение. 2000. № 6. Канашевский В.А. Международные (межгосударственные) обычаи как регуляторы частноправовых отношений//Государство и право. 2008. № 7. Кросс В. Прецедент в английском праве. М., 1985. Мурашова С.А. Обычай в системе форм права: вопросы теории// Источники (формы) права: вопросы теории и истории. Сочи, 2002. Рашидов А. Проблемы признания судебного толкования источником права// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 1. Спектр Е.И. Судебный прецедент как источник права// Журнал российского права. 2003. № 5. Тихомиров Ю. А. Действие закона. М., 1992.
ГЛАВА 16. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |