КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная работа с женщинами
Основные понятия - Равноправие - Занятость, безработица - Социальный статус женщины в России - "Городская", "сельская" женщина - Система ценностей женщины - Здоровье матери и ребенка - Роль женщины в семье - Женщины пожилого возраста, инвалиды - Прочие аспекты СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В основу социальной работы с женщинами России положены научно-теоретические подходы, методы, принципы, которые дополняются общими критериями мирового практического опыта в сфере социальной политики. В законодательном порядке определены позиции и ответственность органов социальной защиты за организацию и развитие этого направления. Уже создана и действует достаточная широкая сеть социальных услуг, предоставление которых определенной своей частью ориентирована на практическое решение социальных проблем женщин. В нестабильной обстановке специалисты социальной сферы помогают адаптироваться женщинам к окружающему миру. Но одних усилий со стороны социальных служб недостаточно. Для полной реализации социальных функций женщины требуется и активное участие их самих. Женские организации являются неотъемлемой частью социальной структуры. Перестройка стимулировала появление независимых женских организаций, сфера деятельности которых охватывает спектр о профессиональных, творческих, деловых, коммерческих, предпринимательских до благотворительных организаций взаимопомощи и самоподдержки. Министерство юстиции зарегистрировало около 300 неправительственных женских организаций, среди них 5 - имеют международный статус, 2 -федеральный, 14 - республиканский. Наиболее влиятельно и по-прежнему остается Союз женщин России.
Такое практическое взаимодействие социальных служб, как внешний фактор и участие изнутри в работе собственно категорию предполагает вовлечение в работу людей и все иерархические структурные подразделения. Яркой характеризующей чертой этого взаимовыгодного сотрудничества является и то, что современное положение женщины в России предполагает (как основной) вариант максимального совмещения "домашней" и общественной работы используя при этом весь арсенал форм и методов социальной работы. Тем не мене анализ современного социального статуса женщин определяет ряд проблем перед социальными службами: - происходит изменение количественных и качественных демографических характеристик населения (в 1993 году средняя продолжительность жизни в России у женщин 73 года и мужчин 60 лет) - общество оказывается отброшенным на 20 лет назад. Среднее число рожденных детей на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет в 1990 году составило 55.3. в 1992 году -43,9, т.е. снизилось на 20,6%; - снизился уровень доходов, по состоянию на 1994 год реальное содержание денежных доходов населения составило половину дореформенного уровня, а т.к. женщины, как правило, ведут домашнее хозяйство в семье, то во всей полноте ощущают разрушительные тенденции жизненного уровня семьи. Резко возросли бытовые нагрузки на женщин; падает объем услуг сервиса. Так сельские услуги уменьшились втрое. Увеличивающаяся безработица (70% женщин, 54,9% имеют детей) порождает падение уровня материального благосостояния, в отдельных типах приводит к отметке "бедность". Женщины испытывают большие морально-психологические и физиологические перегрузки, ущемляются в профессиональном росте. Анализ социальных тенденций в стране показывает, что решить проблемы женщин можно проводя политику, основанную на идее создания общества, способного практически реализовать равные юридические, социальные, политические и экономические возможности для граждан обоего пола. Эффективность процесса зависит от активизации общественной деятельности женщин, вовлечение их в процессы социальных реформ, создание реальных условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, обеспечение широкого участия в процессах принятия и реализации решений. Учитывая имеющуюся региональную специфику женщин предполагается разработка и внедрение эффективных обучающих программ, новых гибких форм занятости, создание условий для развития альтернативных форм приложения труда - семейных предприятий малого бизнеса и т.д.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Работники социальной сферы, где главным образом заняты женщины, обладают широкими возможностями для просветительской деятельности среди женщин. Характер работы особенно благоприятствует повышению уровня информированности женщин об имеющихся у них правах. Исследовательская деятельность является одним из важных средств улучшения положения женщин, причем работники социальной сферы обладают необходимыми возможностями для осуществления такой деятельности. В целях обеспечения эффективности и согласованности принимаемых мер работникам социальной сферы следует объединить усилия с женскими неправительственными организациями на местном, национальном и международном уровнях и, в частности, постоянно привлекать внимание руководящих органов всех уровней к проблемам женщин. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Основные международные договоры, связанные с проблемой защиты прав женщин: Всеобщая декларация прав человека (1948 год), Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год). Найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин (1985 год), конвенции/рекомендации МОТ. РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ - Кодекс РФ "О семье" (М.. 1996 г.) - Конституция РФ (М., 1993 г., ст. 19 п. 3) - Кодекс законов о труде Литература для углубленного изучения темы 1. "Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин и детей" (Основные правовые нормы, М., "Луч". 1993)
2. Материалы Национальной конференции "Женщины и развитие: права, реальность; перспективы" (М. 1994) 3. Конституция РФ (Ст. 19, п. З) 4. "Интеграция женщин в процесс общественного развития" (М.. 1994) 5. ШинилеваЛ.Т. "Женщина в трансформирующемся обществе" (М., "Союз", 1995) 6. Национальный доклад к IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (М.. 1994)
ТЕМА 7. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. Основные понятия - Социальная помощь - Социальная реабилитация - Пожилой возраст - Старый возраст - Модель социального обслуживания - Социальное обслуживание на дому СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Социальная работа с пожилыми людьми как социальной группой может рассматриваться как на макро-, так и на микроуровнях. Макроуровень предполагает меры, принимаемые на уровне государства и отношение к пожилым как к части общества. Сюда входят формирование социальной политики с учетом интересов пожилых людей, разработка федеральных программ, создание пенсионных и других фондов поддержки пожилых людей, формирование системы социального страхования, создание комплексной системы социального обслуживания пожилых людей, включающую медицинскую психологическую, консультативную и другие виды социальной помощи. Кроме того, подготовку в государственных масштабах специалистов для работы с пожилыми людьми. Если же рассматривать проблему на микроуровне, здесь большое значение имеет личность каждого пожилого человека, живет ли он в семье или один, болен он или здоров, его возраст, окружение, "сеть" поддержки, пользуется ли он услугами социальных служб и даже личность того социального работника, который с ним непосредственно работает. В жизни совершенно очевидно оба эти уровня переплетаются и взаимодействуют. Их можно и нужно рассматривать в единстве, т.к., например, даже при наличии хорошо отлаженной системы социального обслуживания, т.е. обеспеченности потребностей пожилого человека на макроуровне, с конкретным пожилым человеком работает социальный работник, который некомпетентен, груб и т.д., т.е. если происходят какие-то сбои на микроуровне, они могут весьма снизить эффективность социальной работы. Все это следует учитывать в повседневной социальной работе с пожилыми людьми.
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться пожилым людям, связана с их выключением из активной жизни. Отношение к пожилому возрасту традиционно, за исключением некоторых стран, является негативным. Наблюдаемое во многих странах постепенное разрушение традиционных семейных устоев, строившихся на принципах расширенной семьи, привело к тому, что пожилые люди уже не занимают доминирующее положение в семье, как это было раньше. Нынешний кризис обусловлен увеличением продолжительности жизни, а также процессом перемещения населения из сельской местности в города. Этот кризис, среди прочих причин, усугубляется такими факторами, как низкая самооценка пожилых: их относительная бедность, отсутствие высоких требований к уровню услуг в соответствующих заведениях и напряженные отношения с представителями младших поколений. Существующие проблемы имеют многосторонний характер. С одной стороны потенциал пожилых людей с нормальным здоровьем еще недостаточно признан и недостаточно используется, с другой стороны пожилые люди нуждаются в большом количестве услуг. Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в обществе. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что в настоящее время пенсии и пособия в Российской Федерации получают 35,5 млн. человек. И если в 1957 году на 1000 человек населения приходилось 89 пенсионеров, то в 1993 году - 239 человек. А на нужды социального обеспечения в 1955 году, например, расходовалось менее 5 процентов национального дохода страны, в 1990 году - 13,5 процентов, в 1993 году - на выплату пенсий было израсходовано 9,7 трл. рублей или каждый 4-й рубль от фонда заработной платы поступал в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше - к долгожителям. В нашей стране, например, лица в возрасте 60 лет составляли в 1939 году - 6-8%% населения страны, в 1959 - 9,5%. в 1970 - 11,8%. в 1989 - 14.2%. По прогнозам ученых к 2000 году население старше 60 лет в СНГ составит 18%. Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества, особенно сейчас, в условиях перехода к рыночной экономике. В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье, в организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над пожилыми людьми и т.д. Нельзя забывать и о том, что процесс старения у отдельных групп населения и инвалидов происходит далеко неодинаково. Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри самой группы людей. Смысл социальной работы - социальная реабилитация. В данном случае такая реабилитация - это действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми (пусть в меньшей мере и в иных статусах), но превращение - и это самое главное! - пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского (в том числе, профессионального, семейного) опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным. Многие пенсионеры трудятся сейчас в разных сферах производства и задача ученых, занимающихся социальными проблемами, на наш взгляд, состоит в обобщении опыта разных регионов, находящих оптимальные возможности использования труда ушедших на пенсию, но желающих трудиться граждан, а обобщение опыта такой деятельности, в свою очередь, может помочь в выработке рекомендаций в каких формах возможно применять труд пожилых людей, как помочь им адаптироваться при уходе на пенсию к новым жизненным обстоятельствам. Актуальна становится государственная политика занятости. Одним из основополагающих положений социальной политики при переходе к рынку в отношении пенсионеров и инвалидов является комплексный подход при решении вопросов реабилитации, образа жизни и социальной защиты нетрудоспособного населения. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание включает в себя совокупность услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др. Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д. В 1994 году в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 9000 отделений социальной помощи на дому, а также целый ряд других учреждений социальной помощи, в том числе и психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы с пожилыми. Его основная цель - максимально продлить на хождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения: помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения. Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. В соответствии с действующим Положением социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев). Навыки, необходимые социальному работнику, занимающемуся с пожилыми людьми. Социальные работники занятые с пожилыми людьми должны владеть методами социально-психологического воздействия, знаниями в области психологии, психотерапии, юриспруденции, реабилитации, геронтологии, медицины, экономики в вопросах социального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных граждан. Роль работников социальной сферы не должна сводиться лишь к урегулированию возникших кризисных ситуаций; социальные работники должны содействовать созданию систем поддержки для смягчения последствий таких ситуаций. Кроме того, их деятельность должна быть направлена на развитие у пожилых людей чувства собственного достоинства, повышение уровня информированности об имеющихся у них правах. Они должны принимать действенные меры для борьбы с низким качеством предоставляемых пожилым людям услуг, поскольку это представляет собой нарушение их прав. Социальным работникам следует поощрять создание групп "самопомощи", оказывать им активную помощь и сотрудничать с ними в целях содействия самоутверждению пожилых людей. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Основные международные договоры, связанные с проблемой защиты прав пожилых лиц: Всеобщая декларация прав человека (1948 год). Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 год), Международный план действий, принятый Всемирной ассамблеей по вопросу о престарелых (1982 год). РЕГИОНАЛЬНЫЕ Основные региональные договоры: Африканская хартия прав человека и народов (1981 год), Американская конвенция о правах человека (1969 год), Европейская конвенция о правах человека (1950 год), Хельсинский заключительный акт (1975 год), Европейская социальная хартия (1961 год). РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ - О государственных пенсиях в РСФСР. Сборник нормативных актов (М., "Советская Россия". 1991 г.); - Минсоцзащиты РФ. По становление коллеги и от 24 ноября 1993 года, г. Москва "О работе органов социальной защиты населения Ростовской области по развитию нестационарных форм социального обслуживания пенсионеров и инвалидов"; - Примерное положение о специальном доме для одиноких престарелых (Утверждено Первым заместителем Министра социальной защиты населений Российской Федерации Л.Р. Безлепкиной 1 апреля 1994г.); - Проект Федерального Закона "О социальном обслуживании населения в Российской Федерации" "Социальная защита", N 1-95 с.З. Литература для углубленного изучения темы 1. Лабиринты одиночества (М., 1989) 2. Кон И.С. В поисках себя (М., 1982) 3. Добсон Д. Родителям и молодежи. Доктор Добсон отвечает на виши вопросы (М., Центр общечеловеческих ценностей (б/г) 4. Болтенко В.В. Изменения личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах (Авт. дисс. МГУ, 1980) 5. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника (М.. 1993) 6. Маньковский Н.Б.. Минц АЛ. Старение и первичная система (Киев, Здоровье. 1972) 7. Леви В. Искусство быть собой (Кемерово. 1978) 8. Сокин М.Л., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе (М.. 1984) 9. Основные формы и виды социальной защиты. Социальная защита населения Серия - социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. 1993. вып. 7) 10. Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативных актов (1993-1994. М., Минсрцзащиты.ВНИИК. 1994) •I 1. Энциклопедия социальной работы в 3-х т. (перевод с англ., М., Центр общечеловеческих ценностей, 1994) 12-БарксрР. Словарь социальной работы (перевод с англ., М., 1994) 13.СонинМЛ., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе (М.. 1984) 14. "Поддержите стариков не только поклонами" (Российские Вести, 1994.30 сентября) 15. В.Витсбский "Что делать с пенсионерами?" (Независимая газета, 1994. 5 октября) 16.Л.Р. Безлепкина. Мне близки интересы пожилых" ("Ветеран", 1995. N4)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |