Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа с женщинами




Основные понятия

- Равноправие

- Занятость, безработица

- Социальный статус женщины в России

- "Городская", "сельская" женщина

- Система ценностей женщины

- Здоровье матери и ребенка

- Роль женщины в семье

- Женщины пожилого возраста, инвалиды

- Прочие аспекты

СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

В основу социальной работы с женщинами России положены научно-тео­ретические подходы, методы, принципы, которые дополняются общими крите­риями мирового практического опыта в сфере социальной политики. В зако­нодательном порядке определены позиции и ответственность органов соци­альной защиты за организацию и развитие этого направления. Уже создана и действует достаточная широкая сеть социальных услуг, предоставление которых определенной своей частью ориентирована на практическое решение социальных проблем женщин. В нестабильной обстановке специалисты соци­альной сферы помогают адаптироваться женщинам к окружающему миру. Но одних усилий со стороны социальных служб недостаточно. Для полной реа­лизации социальных функций женщины требуется и активное участие их са­мих.

Женские организации являются неотъемлемой частью социальной струк­туры. Перестройка стимулировала появление независимых женских организа­ций, сфера деятельности которых охватывает спектр о профессиональных, творческих, деловых, коммерческих, предпринимательских до благотвори­тельных организаций взаимопомощи и самоподдержки.

Министерство юстиции зарегистрировало около 300 неправительствен­ных женских организаций, среди них 5 - имеют международный статус, 2 -федеральный, 14 - республиканский. Наиболее влиятельно и по-прежнему ос­тается Союз женщин России.

Такое практическое взаимодействие социальных служб, как внешний фактор и участие изнутри в работе собственно категорию предполагает вовлечение в работу людей и все иерархические структурные подразделе­ния. Яркой характеризующей чертой этого взаимовыгодного сотрудничества является и то, что современное положение женщины в России предполагает (как основной) вариант максимального совмещения "домашней" и обществен­ной работы используя при этом весь арсенал форм и методов социальной работы.

Тем не мене анализ современного социального статуса женщин опреде­ляет ряд проблем перед социальными службами:

- происходит изменение количественных и качественных демографичес­ких характеристик населения (в 1993 году средняя продолжительность жизни в России у женщин 73 года и мужчин 60 лет) - общество оказывается отброшенным на 20 лет назад. Среднее число рожденных детей на 1000 жен­щин в возрасте 15-49 лет в 1990 году составило 55.3. в 1992 году -43,9, т.е. снизилось на 20,6%;

- снизился уровень доходов, по состоянию на 1994 год реальное со­держание денежных доходов населения составило половину дореформенного уровня, а т.к. женщины, как правило, ведут домашнее хозяйство в семье, то во всей полноте ощущают разрушительные тенденции жизненного уровня семьи. Резко возросли бытовые нагрузки на женщин; падает объем услуг сервиса.

Так сельские услуги уменьшились втрое. Увеличивающаяся безработица (70% женщин, 54,9% имеют детей) порождает падение уровня материального благосостояния, в отдельных типах приводит к отметке "бедность". Женщи­ны испытывают большие морально-психологические и физиологические перег­рузки, ущемляются в профессиональном росте.

Анализ социальных тенденций в стране показывает, что решить проб­лемы женщин можно проводя политику, основанную на идее создания общест­ва, способного практически реализовать равные юридические, социальные, политические и экономические возможности для граждан обоего пола. Эф­фективность процесса зависит от активизации общественной деятельности женщин, вовлечение их в процессы социальных реформ, создание реальных условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, обес­печение широкого участия в процессах принятия и реализации решений. Учитывая имеющуюся региональную специфику женщин предполагается разра­ботка и внедрение эффективных обучающих программ, новых гибких форм за­нятости, создание условий для развития альтернативных форм приложения труда - семейных предприятий малого бизнеса и т.д.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Работники социальной сферы, где главным образом заняты женщины, обладают широкими возможностями для просветительской деятельности среди женщин. Характер работы особенно благоприятствует повышению уровня ин­формированности женщин об имеющихся у них правах. Исследовательская де­ятельность является одним из важных средств улучшения положения женщин, причем работники социальной сферы обладают необходимыми возможностями для осуществления такой деятельности. В целях обеспечения эффективности и согласованности принимаемых мер работникам социальной сферы следует объединить усилия с женскими неправительственными организациями на местном, национальном и международном уровнях и, в частности, постоянно привлекать внимание руководящих органов всех уровней к проблемам жен­щин.

НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Основные международные договоры, связанные с проблемой защиты прав женщин: Всеобщая декларация прав человека (1948 год), Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год). Найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин (1985 год), конвен­ции/рекомендации МОТ.

РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

- Кодекс РФ "О семье" (М.. 1996 г.)

- Конституция РФ (М., 1993 г., ст. 19 п. 3)

- Кодекс законов о труде

Литература для углубленного изучения темы

1. "Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин и детей" (Основные правовые нормы, М., "Луч". 1993)

2. Материалы Национальной конференции "Женщины и развитие: права, реальность; перспективы" (М. 1994)

3. Конституция РФ (Ст. 19, п. З)

4. "Интеграция женщин в процесс общественного развития" (М.. 1994)

5. ШинилеваЛ.Т. "Женщина в трансформирующемся обществе" (М., "Со­юз", 1995)

6. Национальный доклад к IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (М.. 1994)

 

 

ТЕМА 7. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Основные понятия

- Социальная помощь

- Социальная реабилитация

- Пожилой возраст

- Старый возраст

- Модель социального обслуживания

- Социальное обслуживание на дому

СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Социальная работа с пожилыми людьми как социальной группой может рассматриваться как на макро-, так и на микроуровнях.

Макроуровень предполагает меры, принимаемые на уровне государства и отношение к пожилым как к части общества. Сюда входят формирование социальной политики с учетом интересов пожилых людей, разработка феде­ральных программ, создание пенсионных и других фондов поддержки пожилых людей, формирование системы социального страхования, создание комплекс­ной системы социального обслуживания пожилых людей, включающую меди­цинскую психологическую, консультативную и другие виды социальной помо­щи.

Кроме того, подготовку в государственных масштабах специалистов для работы с пожилыми людьми.

Если же рассматривать проблему на микроуровне, здесь большое зна­чение имеет личность каждого пожилого человека, живет ли он в семье или один, болен он или здоров, его возраст, окружение, "сеть" поддержки, пользуется ли он услугами социальных служб и даже личность того соци­ального работника, который с ним непосредственно работает.

В жизни совершенно очевидно оба эти уровня переплетаются и взаимо­действуют. Их можно и нужно рассматривать в единстве, т.к., например, даже при наличии хорошо отлаженной системы социального обслуживания, т.е. обеспеченности потребностей пожилого человека на макроуровне, с конкретным пожилым человеком работает социальный работник, который не­компетентен, груб и т.д., т.е. если происходят какие-то сбои на микроуровне, они могут весьма снизить эффективность социальной работы. Все это следует учитывать в повседневной социальной работе с пожилыми людь­ми.

Основная проблема, с которой приходится сталкиваться пожилым лю­дям, связана с их выключением из активной жизни. Отношение к пожилому возрасту традиционно, за исключением некоторых стран, является негатив­ным. Наблюдаемое во многих странах постепенное разрушение традиционных семейных устоев, строившихся на принципах расширенной семьи, привело к тому, что пожилые люди уже не занимают доминирующее положение в семье, как это было раньше. Нынешний кризис обусловлен увеличением продолжи­тельности жизни, а также процессом перемещения населения из сельской местности в города. Этот кризис, среди прочих причин, усугубляется та­кими факторами, как низкая самооценка пожилых: их относительная бед­ность, отсутствие высоких требований к уровню услуг в соответствующих заведениях и напряженные отношения с представителями младших поколений. Существующие проблемы имеют многосторонний характер. С одной стороны потенциал пожилых людей с нормальным здоровьем еще недостаточно признан и недостаточно используется, с другой стороны пожилые люди нуждаются в большом количестве услуг. Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и актив­ной жизни в обществе.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное преж­де всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансфор­мацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выра­ботки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса по­жилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в послед­нее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что в настоящее время пенсии и пособия в Российской Федерации получают 35,5 млн. человек. И если в 1957 году на 1000 человек населе­ния приходилось 89 пенсионеров, то в 1993 году - 239 человек. А на нуж­ды социального обеспечения в 1955 году, например, расходовалось менее 5 процентов национального дохода страны, в 1990 году - 13,5 процентов, в 1993 году - на выплату пенсий было израсходовано 9,7 трл. рублей или каждый 4-й рубль от фонда заработной платы поступал в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохра­нения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше - к долгожителям. В нашей стране, например, лица в возрасте 60 лет составляли в 1939 году -

6-8%% населения страны, в 1959 - 9,5%. в 1970 - 11,8%. в 1989 - 14.2%.

По прогнозам ученых к 2000 году население старше 60 лет в СНГ составит

18%.

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изме­нения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащи­щенной категории общества, особенно сейчас, в условиях перехода к ры­ночной экономике.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учи­тывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, со­циологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье, в организации социально­го обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального по­печительства над пожилыми людьми и т.д.

Нельзя забывать и о том, что процесс старения у отдельных групп населения и инвалидов происходит далеко неодинаково.

Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во вни­мание возрастные особенности внутри самой группы людей.

Смысл социальной работы - социальная реабилитация. В данном случае такая реабилитация - это действительное восстановление в привычных обя­занностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми (пусть в меньшей мере и в иных статусах), но превращение - и это самое главное! - пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского (в том числе, профессионального, се­мейного) опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему про­должать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию опре­деленной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек оста­ется нужным.

Многие пенсионеры трудятся сейчас в разных сферах производства и задача ученых, занимающихся социальными проблемами, на наш взгляд, сос­тоит в обобщении опыта разных регионов, находящих оптимальные возмож­ности использования труда ушедших на пенсию, но желающих трудиться граждан, а обобщение опыта такой деятельности, в свою очередь, может помочь в выработке рекомендаций в каких формах возможно применять труд пожилых людей, как помочь им адаптироваться при уходе на пенсию к новым жизненным обстоятельствам.

Актуальна становится государственная политика занятости. Одним из основополагающих положений социальной политики при переходе к рынку в отношении пенсионеров и инвалидов является комплексный подход при реше­нии вопросов реабилитации, образа жизни и социальной защиты нетрудоспо­собного населения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей со­циального обслуживания пожилых людей.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность услуг, кото­рые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных га­рантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания;

ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граж­дан; приоритет мер по социальной адаптации и др.

Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как со­циальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделе­ниях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь;

предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.

В 1994 году в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, бо­лее 700 центров социального обслуживания, 9000 отделений социальной по­мощи на дому, а также целый ряд других учреждений социальной помощи, в том числе и психолого-педагогической и экстренной психологической помо­щи.

Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов соци­альной работы с пожилыми. Его основная цель - максимально продлить на хождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их лич­ностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, от­носятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в при­обретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в по­лучении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения:

помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремон­та жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, дос­тавки воды, оплаты коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении доку­ментов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах со­циальной защиты населения.

В соответствии с действующим Положением социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 ме­сяцев).

Навыки, необходимые социальному работнику, занимающемуся с пожилы­ми людьми.

Социальные работники занятые с пожилыми людьми должны владеть ме­тодами социально-психологического воздействия, знаниями в области пси­хологии, психотерапии, юриспруденции, реабилитации, геронтологии, меди­цины, экономики в вопросах социального обеспечения и обслуживания нет­рудоспособных граждан.

Роль работников социальной сферы не должна сводиться лишь к урегу­лированию возникших кризисных ситуаций; социальные работники должны со­действовать созданию систем поддержки для смягчения последствий таких ситуаций. Кроме того, их деятельность должна быть направлена на разви­тие у пожилых людей чувства собственного достоинства, повышение уровня информированности об имеющихся у них правах. Они должны принимать дейс­твенные меры для борьбы с низким качеством предоставляемых пожилым лю­дям услуг, поскольку это представляет собой нарушение их прав. Социаль­ным работникам следует поощрять создание групп "самопомощи", оказывать им активную помощь и сотрудничать с ними в целях содействия самоутверж­дению пожилых людей.

НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Основные международные договоры, связанные с проблемой защиты прав пожилых лиц: Всеобщая декларация прав человека (1948 год). Международ­ные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о граж­данских и политических правах (1966 год), Международный план действий, принятый Всемирной ассамблеей по вопросу о престарелых (1982 год).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

Основные региональные договоры: Африканская хартия прав человека и народов (1981 год), Американская конвенция о правах человека (1969 год), Европейская конвенция о правах человека (1950 год), Хельсинский заключительный акт (1975 год), Европейская социальная хартия (1961 год).

РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

- О государственных пенсиях в РСФСР. Сборник нормативных актов (М., "Советская Россия". 1991 г.);

- Минсоцзащиты РФ. По становление коллеги и от 24 ноября 1993 года, г. Москва "О работе органов социальной защиты населения Рос­товской области по развитию нестационарных форм социального обслужива­ния пенсионеров и инвалидов";

- Примерное положение о специальном доме для одиноких престарелых (Утверждено Первым заместителем Министра социальной защиты населений Российской Федерации Л.Р. Безлепкиной 1 апреля 1994г.);

- Проект Федерального Закона "О социальном обслуживании населения в Российской Федерации" "Социальная защита", N 1-95 с.З.

Литература для углубленного изучения темы

1. Лабиринты одиночества (М., 1989)

2. Кон И.С. В поисках себя (М., 1982)

3. Добсон Д. Родителям и молодежи. Доктор Добсон отвечает на виши вопросы (М., Центр общечеловеческих ценностей (б/г)

4. Болтенко В.В. Изменения личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах (Авт. дисс. МГУ, 1980)

5. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника (М.. 1993)

6. Маньковский Н.Б.. Минц АЛ. Старение и первичная система (Киев, Здоровье. 1972)

7. Леви В. Искусство быть собой (Кемерово. 1978)

8. Сокин М.Л., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе (М.. 1984)

9. Основные формы и виды социальной защиты. Социальная защита на­селения Серия - социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвали­дов. 1993. вып. 7)

10. Организация социального обслуживания населения. Сборник норма­тивных актов (1993-1994. М., Минсрцзащиты.ВНИИК. 1994)

•I 1. Энциклопедия социальной работы в 3-х т. (перевод с англ., М., Центр общечеловеческих ценностей, 1994)

12-БарксрР. Словарь социальной работы (перевод с англ., М., 1994)

13.СонинМЛ., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе (М.. 1984)

14. "Поддержите стариков не только поклонами" (Российские Вести, 1994.30 сентября)

15. В.Витсбский "Что делать с пенсионерами?" (Независимая газета,

1994. 5 октября)

16.Л.Р. Безлепкина. Мне близки интересы пожилых" ("Ветеран",

1995. N4)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.