Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Конспект лекций по спецкурсу

Публичная речь для юристов

Публичная речь для юристов

 

Конспект лекций по спецкурсу

(для студентов юридического факультета)

 

Федеральное агентство по образованию

 

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

 

 

 

Конспект лекций по спецкурсу

(для студентов юридического факультета)

 

 

Изд-во Омск

ОмГУ 2010

 

 

Рекомендована к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ

Утверждена кафедрой Теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета ОмГУ

 

 

Публичная речь для юристов: Конспект лекций по спецкурсу (для студентов юридического факультета) / сост. Т.С. Глушкова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2010. – 48с.

 

© Омский госуниверситет, 2010

 

Содержание

 

Введение ………………………..................................................... 4

Тематический план ……………………………………………… 5

Темы и краткое содержание лекционных занятий …………… 10

Рекомендательный библиографический список ………………. 41

 

Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности.

Цель курса – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:

· познакомить с историей становления и развития ораторского искусства и судебного красноречия;

· дать необходимые знания о структуре современной риторики, ее законах, категориях;

· раскрыть специфику судебной монологической речи как разновидности публичной речи;

· сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.);

· научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи;

· познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);

· дать представление о речи как инструменте эффективного общения;

Курс рассчитан на 26 лекционных часов. По данному курсу предполагается проведение консультаций. Зачет выставляется по итогам тестирования, с учетом выполненных в течение семестра домашних работ.

Курс построен на основе программ, предложенных Л.А. Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю. Кашаевой, Н.Н. Ивакиной, В.И. Максимовым. В лекциях использованы фрагменты из учебных пособий Л.А. Введенской, Л.Г.Павловой, А.К. Михальской, И.А. Стернина, О.С. Иссерс, К.Бредемайера, А. Пиза, Н.Н.Ивакиной, Д. Вагаповой.

 

Тематический план курса «Публичная речь для юристов»

 

  Темы курса     Количество часов лекционные занятия
1. Ораторское искусство как раздел современной общей риторики    
2. Законы риторики    
  3. Основы ораторского искусства        
4. Риторический канон    
5. Типология речей    
6. Доказательность и убедительность речи    
7. Риторика и лингвистическая прагматика    
  8. Эффективность речевой коммуникации    
9. Техника речи. Невербальные средства общения    
10. Искусство спора    
11. Культура речи оратора    
  Всего    

 

Тема 1. Ораторское искусство как раздел современной общей риторики (4ч.)

1. Риторика как наука: определение, история становления и развития. Понятие риторического идеала.

2. Разделы современной общей риторики. Риторический канон. Общая риторика и частные риторики.

3. Роды и виды красноречия. Судебная речь как разновидность публичной речи.

4. Функции и стилевые черты публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля.

Риторика в широком понимании – наука об условиях и формах эффективной коммуникации, в узком понимании – ораторское искусство (мастерство публичного выступления, красноречие). Риторика – раздел языкознания, изучающий законы и способы построения устной выразительной речи. Аристотель, основоположник риторики как науки, определял риторику как искусство убеждать, спорить.

Родина риторики – Древняя Греция, Афины. Важнейшим условием появления и развития риторики являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. В середине V века до н.э. Афины были крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Три основных института: народное собрание, совет пятисот, суд.

Риторика античности. Риторический идеал софистов: манипулирующий, монологический; риторика словесного спора, борьбы; риторика относительности (релятивистская). Представители софистической риторики – Протагор, Горгий Леонтийский, Тисий, Корак и др. Под софизмом (греч. sophisma – хитрая уловка, измышление) понимается логически или в деталях верное, но по сути неистинное суждение.

Протагор - «отец риторики», автор первого в европейской культуре трактата «Искусство спора».

Убеждение в споре называется «эристика». Эристика (от греч. erizo – «спорю», eristikos – «спорящий») является интегральным искусством, которое возникло на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.

Риторический идеал Сократа: диалогический, гармонизирующий, смысловой. Основные «инструменты» нахождения истины у Сократа – ирония и «майевтика».

Марк Туллий Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан – ораторы Древнего Рима.

К античности (идеал Сократа, Аристотеля, Цицерона) восходят истоки русской речевой традиции и русского речевого идеала. Риторический идеал – это некий образец, это система требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре, отражающая ее ценности.

В Россию риторика проникла через Польшу и Украину. Первые занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях. Самая ранняя из риторик Древней Руси – «Риторика Макария» (1617 – 1619). В русском красноречии преобладают два жанра: дидактическое, учительное слово и панегирическое слово. Панегирик – торжественное, хвалебное слово («Слово о полку Игореве»).

Отечественные риторики (риторические взгляды М.В. Ломоносова, «Общая реторика» Н.Ф. Кошанского и др.). В конце XVIII – нач.XIX в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем университетская школа красноречия. Академическое красноречие становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. 60 –е годы XIX в. – становление и формирование судебного красноречия (судебная реформа 60-х гг.) О теории русского судебного красноречия писали А.Ф. Кони, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков), Н. Арсеньев. Революция 1917г. нарушила традицию развития российского ораторского искусства. Возрождение риторики во второй половине ХХ в. как науки о речевом воздействии, об эффективной коммуникации.

«Черная риторика» - провокационная риторика, манипулирование риторическими, диалектическими и эристическими приемами, умение подвести оппонента или публику к желательному для вас заключению и результату (Карстен Бредемайер).

Разделы современной общей риторики: риторический канон, ораторское искусство, полемика, искусство беседы, повседневное речевое поведение, этнориторика. Риторический канон – система специальных законов и правил изобретения, расположения и словесного выражения. Общая риторика и частные риторики. Частные риторики – профессиональные риторики; изучают законы эффективной речи, действующие в сферах профессиональной деятельности. Этапы классического риторического канона: инвенция (изобретение содержания речи), диспозиция (расположение материала), элокуция (словесное выражение), запоминание, произнесение.

Роды и виды красноречия. Социально-политическое красноречие: доклады на социально-политические, политико-экономические темы, политическая речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская речь. Академическое красноречие: вузовская лекция, научный доклад, обзор, сообщение на научную тему. Судебное красноречие: прокурорская речь, адвокатская речь, самозащитительная речь и др. Социально-бытовое: юбилейная речь, застольная речь, поминальная. Богословско-церковное: проповедь, речь на соборе. Гомилетика (искусство проповеди).

Судебная речь как разновидность публичной речи. Назначение судебной речи в установлении истины по делу. Основная функция – воздействие. Две цели. Ближайшая цель – выяснение истины, постановление справедливого решения. Конечная цель – содействие укреплению законности. Судебная речь отличается от других видов красноречия. Судебная речь официальная, узкопрофессиональная, ограничена сферой употребления; тематически ограничена; менее информативна; правдива, объективна; ей присущ оценочно-правовой характер; имеет 4-х адресатов (состав суда, процессуальный противник, подсудимый, присутствующие).

Стилевой статус судебной речи. Судебную речь можно рассматривать как сложное функционально-стилевое образование, в котором используются признаки и средства различных функциональных стилей от научного и публицистического до разговорно-просторечного. В публицистическом стиле реализуются две тенденции: тенденция к стандарту и тенденция к экспрессивности. Судебная речь является разновидностью публицистического стиля, которая включает в себя элементы официально-делового и научного стилей. Общественная функция судебной речи позволяет говорить о ее соотнесенности с официально-деловым стилем. Точность и объективность, характерные для официально-делового и научного стилей, присущи судебной речи. Логичность, доказательность – свойства научной речи – характерны для судебной речи. Открытая оценочность – основная черта публицистического стиля – также проявляется в судебной речи. Устная форма реализации обусловливает использование разного рода устно-речевых средств.

 

Литература

1. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001. Раздел 4.

2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. Глава 5.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000, стр. 101 – 102, 106 – 114.

4. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Глава 7.

5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел Ш, глава 1, 2.

6. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. Тема II.

7. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997. Часть I, тема 3.

8. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2005.

Тема 2. Законы риторики (2ч.)

1. Диалогическое взаимодействие участников речевой ситуации. Принципы диалогизации речевого поведения.

2. Риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание, обращение, введение чужой речи, вопросно-ответный ход). Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом.

3. Формы проявления диалогичности в судебной речи.

4. Закон продвижения и ориентации адресата.

5. Закон эмоциональности и закон удовольствия.

6. Эмоциональность и экспрессивность как средства речевого воздействия в судебной речи.

Законы современной общей риторики: закон диалогизации речи; закон ориентации и продвижения слушателей; закон эмоциональности; закон удовольствия. Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога. Ваш собеседник или ваша аудитория не пассивный объект, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача – установить двусторонние отношения с адресатом. Вы говорите не при слушателях, а со слушателями. Принципы, реализующие первый закон риторики: внимание к адресату; близость; конкретность. Составление «социального портрета» слушателя. Стабильные показатели аудитории:

1) социальное положение;

2) размер аудитории;

3) возраст;

4) круг особых интересов;

5) набор «запретных» тем;

6) личные особенности собеседника;

7) степень близости к слушателю;

8) почему и зачем люди собрались;

9) как ваше сообщение связано с личными и насущными интересами и потребностями адресата;

10) знание о лидерах мнений (людях, которые задают тон оценкам и мнениям какой-либо группы) данной аудитории;

11) отношение слушателей к докладчику;

Ситуативные показатели:

Эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления (т.е. что они хотят получить от вас как оратора; что вы можете им предложить; как они будут использовать полученные от вас знания).

Цели выступления:

· проинформировать;

· объяснить;

· заинтересовать;

· убедить;

· переубедить;

· побудить к действию;

· воодушевить и т.д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

Средства диалогизации речи: риторический вопрос, восклицание, обращение, вопросно-ответный ход, введение чужой речи. Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом (фигура ободрения и одобрения, фигура умаления, фигура уступки/допущения).

Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата гласит, что речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу.

Закон эмоциональности требует от говорящего сделать речь выразительной. Закон эмоциональности реализуется в риторике с помощью специальных экспрессивных средств (тропы, фигуры).

Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю. Игровая установка: загадка, каламбур, парадокс, афоризм, поэтическая цитата.

Средства усиления изобразительности: атрибуция, гипонимизация, экспрессивная синонимия. Атрибуция – конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Гипонимизация – замена общего названия (гиперонима) частным (гипонимом). Экспрессивная синонимия – замена нейтрального слова более ярким синонимом. Риторические тропы (метафора, метонимия, ирония, парадокс, намёк). Фигуры речи (антитеза, градация, повтор, период).

Формы проявления диалогичности в судебной речи. Судебная речь, как любая длительная речь, представляет собой монолог. Так как это устная речь для нее характерна сегментация, т.е. членение. Сегмент может совпадать с предложением, словосочетанием, словом. Активно используется в судебной речи прием «введение чужой речи», прямое обращение к суду, вопросно-ответный ход (интригующий вопрос, авторский вопрос, контактоустанавливающий вопрос).

Эмоциональность и экспрессивность судебной речи. Задаче воздействия служит набор средств: интеллектуализированных и эмоциональных средств языка. К интеллектуализированным средствам относится прием адресации (наличие лица, прямое обращение, глаголы повелительного наклонения, авторская оценка), а также термины оценочного характера («грубое нарушение», «особо тяжкие последствия», «особая жестокость» и др.) Эмоциональные средства воздействия: например, прием внутреннего диалога подсудимого; риторический вопрос, ирония, метафора, сравнение, инверсия, повторы, градация, парцелляция, анафора, т.е. средства речевой выразительности.

Литература

1. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 1, с. 90 – 106.

2. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. Тема Ш, VI, VIII.

3. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел Ш, глава 6.

 

Тема 3. Основы ораторского искусства (2ч.)

1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (общая и конкретная). Виды речи по цели: информационная, протокольно-этикетная, развлекательная, убеждающая, призывающая к действиям.

2. Композиция речи. Принципы композиции.

3. Методы изложения материала. Виды связи частей речи.

4. Структурно-композиционные характеристики судебной речи.

Виды публичных речей в зависимости от цели. Цель – сообщить некоторую информацию. Информационная речь. Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет. Протокольно-этикетные выступления. Цель – развлечь собравшихся. Развлекательные речи. Цель - убедить. Убеждающие речи. Цели носят, как правило, комплексный характер.

Общая цель и конкретная цель выступления. Общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться от слушателей. Конкретная цель ясно показывает, что слушатель должен знать, чувствовать и делать. Поэтому конкретную цель можно сформулировать цельным предложением.

Будет ли ваша тема увлекательна, зависит от: 1) основных интересов аудитории; 2) групповых интересов; 3) конкретных интересов; 4) злободневных интересов; 5) новизны темы; 6) заложенных в ней начал конфликта.

Публичное выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции. Три части, три вопроса, три аргумента. «Закон края» Герман Эббингауз. Лучше запоминается информация в начале и конце. Рамочная конструкция построения выступления. Принципы композиции: принцип последовательности, принцип усиления воздействия, принцип экономии средств.

Техники зачина (обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; цитирование; рассказ о себе, своем личном опыте; исторический эпизод; ссылка на общедоступный источник информации; риторический вопрос и др.).

Завершение выступления (цитата, поговорка; обращение к слушателям; благодарность за внимание).

Методы изложения материала: ступенчатый; концентрический; спиральный; хронологический; логический; дедуктивный; индуктивный; сравнение, сопоставление; анализ проблемы.

Языковые средства, создающие логическую связность речи. Виды связи элементов речи «скрепы»: когезия (вводные конструкции, сквозной повтор ключевых слов, понятий, образов); ретроспекция («как уже было сказано», «как мы знаем», «как вы уже слышали»); проспекция. Основные средства проспекции – гипофора (вопрос говорящего к самому себе) и эпанод (анонсирование свойств данного явления и затем подробное рассмотрение каждого свойства).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Металлическая связь | Некоторые рекомендации по подготовке к публичному выступлению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.