Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Теоретические основы товароведения

Товароведение – это наука о товаре, как о предмете торговли.

Товар– это продукт труда, обладающий способностью удовлетворять конкретные потребности человека и распреджеляемый в обществе посредством торгового обмена.

Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он является стоимостью, выражением которой является его цена. Потребительная стоимость товара – это благо для людей. Чтобы стать потребительной стоимостью, товар должен обладать полезгостью, т.е. удовлетворять определенные потребности человека. Изучение товароведения предусматривает широкое использование сведений других научных дисциплин – философии, макро- и микроэкономики, маркетинга, естественных наук – физики, химии, биологии, математики. Технические и технологические дисциплины позволяют изучать формирование качества товаров, причины возникновения дефектов. Смежные специальные торговые дисциплины (управление и организация торговли, финансы, статистика торговли и др.) обогащают товароведение знаниями в области социально-экономических, организационных и правовых вопросов.

Основные задачи товароведения:

- развитие теоретических представлений о товаре как потребительной стоимости, удовлетворяющей различные потребности населения;

- разработка научных принципов и правил классификации и кодирования товаров при компьютеризации процессов управления ассортиментом и качеством товаров;

- участие в разработке требований к качеству товаров, которые закладываются в технико-нормативные правовые акты;

- создание новых методов контроля качества товаров и приборной базы для нее;

- исследование свойств новых товаров, проведение комплексной оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров;

- разработка рекомендаций по уходу за товарами в процессе хранения, транспортировки, эксплуатации (потребления).

 

Классификация товаров

Разобраться в огромном разнообразии товарной массы на рынке в процессе управления ассортиментом и качеством помогает систематизация и классификация товаров.

Систематизация представляет собой упорядочение однородных взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке с помощью определенных методов.

Понятие «классификация» уже. Под классификацией понимается процесс распределения множества на классификационные группировки, и образующаяся при этом система взаимосвязей.

Объект классификации – это элемент классифицируемого множества. Таким элементом может выступать товар, его свойства, материал изготовления, дефекты и т.п.

Признак (основание) классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. В качестве признаков классификации для товаров могут применяться такие: назначение, исходное сырье, способ изготовления и пр.



Группировка (процесс группировки) – это разделение множества на подмножества по одному из признаков. В результате создаются классификационные группировки – подмножества объектов, объединенных признаком общности, полученных в процессе деления, которые могут быть взаимозависимыми или независимыми.

Ступень классификации – очередной этап классификации при иерархическом методе.

Глубина классификации – число (количество) ступеней в данной классификации.

Принципы классификации:

· обозримость;

· оптимальность – классификация должна содержать оптимальное количество классификационных признаков;

· соподчиненность и сопряженность – с другими классификационными группировками;

· полнота;

· обеспечение удобства кодирования и обработки кодов с использованием ЭВМ;

· эффективность

Правила классификации:

· выбор метода классификации зависит от ее цели;

· классификацию следует начинать с более общих признаков;

· классификация должна осуществляться последовательно, от общего к частному, начинаться с наиболее существенных признаков;

· на каждой ступени можно использовать только один признак (основание классификации);

· классификация должна быть непрерывной, проходящей последовательно по всем ступеням;

· классификационные группировки на одной ступени должны исключать друг друга, т.е. один и тот же объект необходимо располагать только в одной группировке данной классификации;

· необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубину классификации.

Методы классификации товаров

Различают иерархический и фасетный методы классификации.

Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на соподчиненные классификационные группировки. Он основывается на принципе субординации. Схематическое изображение такой классификации имеет вид иерархического дерева. Примером иерархической системы классификации может служить классификация текстильных волокон по происхождению.

Достоинства иерархического метода:

  • большая информационная емкость;
  • понятность и обозримость
  • определяется подчиненность признаков;
  • возможность создания смысловых кодов

Недостатки:

  • жесткая структура классификации;
  • чрезмерная громоздкость;
  • не всегда можно установить соподчиненность признаков;
  • затрудненность обработки информации на ЭВМ

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на отдельные независимые группировки. Отдельные признаки классификации не связаны между собой. Классификационные группировки также не связаны и не подчиняются друг другу.

Классификационные объекты можно делить многократно на независимые группировки по различным признакам. Для этого вначале разрабатывается фасетная формула с последовательностью расположения фасет в системе классификации, а затем уже многократно и независимо осуществляется процесс распределения множества объектов на классификационные группировки.

Например, обувь – объект классификации: Ее фасетная формула следующая: 1 – половозрастной признак, 2 – материал верха, 3 – материал подошвы, 4 – метод крепления, 5 – вид.

Очевидно, что количество признаков может быть увеличено многократно: по фасонам, по высоте каблука, по размеру и т.д.

Достоинства фасетного метода:

o большая гибкость;

o удобство использования;

o простота в построении;

o возможность автоматизированной обработки информации;

Недостатки фасетного метода:

o неполное использование емкости классификации;

o затруднение при поиске элементов по классификационным признакам, соответствующим нескольким фасетам;

o невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках;

o невозможность определить подчиненность признаков

Таким образом, преимущества одного метода выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их применяют совместно.

Все классификационные системы товаров народного потребления образуются из отдельных взаимно подчиненных при иерархическом методе группировок (последовательная группировка); независимых группировок при фасетном методе (параллельная группировка); при сочетании двух методов образуется параллельно-последовательная группировка.

В зависимости от целей исследования выделяют следующие виды классификации товаров: международные, государственные, отраслевые, учебные, торговые.

Торговая классификация призвана способствовать совершенствованию оперативной и маркетинговой деятельности в торговле, совершенствованию учета, планирования, рационального размещения товаров в сферах торгового обращения и потребления. В соответствии со сложившейся в торговле практикой все товары подразделяются на продовольственные и непродовольственные. Последние делят на следующие группы:

1. товары из пластических масс;

2. товары бытовой химии;

3. стеклянные товары;

4. керамические товары;

5. строительные товары и материалы;

6. металлохозяйственные товары;

7. мебельные товары; электротовары и бытовые машины;

8. текстильные товары;

9. швейные товары;

10. трикотажные товары;

11. ковры и ковровые товары;

12. обувные товары;

13. пушно-меховые товары;

14. галантерея;

15. парфюмерно-косметические товары;

16. ювелирные товары и часы;

17. товары культурно-бытового назначения (бумажно- беловые, игрушки, канцелярские товары, музыкальные товары, фото- и кинотовары, спортивные товары, радиоэлектронная аппаратура);

18. книги и другая полиграфическая продукция.

Учебные классификации товаров используются при изучении ассортимента товаров и их потребительских свойств, формировании правильной ассортиментной и товарной политики предприятия.

Основными категориями учебных классификаций являются отдел, раздел, класс, группа, подгруппа, тип, вид, разновидность. Учебные классификации, предложенные различными авторами, могут достаточно существенно различаться, однако при составлении каждой из них должны соблюдаться принципы и правила классификации, изложенные выше.

 

На основании классификации производится кодирование товаров, которое позволяет управлять товарной массой с использованием компьютерных технологий. Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации. Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации. Код позволяет найти и распознать любой объект среди множества других.

Кодирование объектов, в т.ч. товаров, осуществляется различными методами.

Порядковый метод – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Метод простой, но информация об объекте в коде отсутствует.

Серийно-порядковый метод – присвоение кода из чисел натурального ряда с закреплением отдельных серий и диапазонов этих чис5ел за объектами классификации с определенными признаками.

Последовательный метод базируется на иерархической системе классификации с использованием соподчиненных признаков.

Параллельный метод базируется на использовании фасетного метода классификации.

Также применяются комбинированные методы кодирования, полученные сочетанием вышеперечисленных методов кодирования.

В последнее время в большинстве стран применяется штриховое кодирование всех товаров. Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов в определенной последовательности. Штриховые коды делятся на два вида – европейский – EAN и американский – UPС).

Коды EAN содержат 8, 13 или 14 знаков. В штрих-коде содержится информация о стране, в которой находится организация, зарегистрировавшая производителя (т.е. это не обязательно страна происхождения товаров) – первые 2-3 цифры. Следующие 3-5 цифр (код изготовителя) присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю. Далее 3-5 цифр содержат информацию о товаре (наименование, сорт , артикул, масса, цвет и пр.). Последующие цифры (с 9 по 13-ю для 14-значных кодов) содержат сведения об упаковке. Последнее число кода (8, 23 или 14) – контрольное число, предназначенное для считывания сканером.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема 1. Теоретические основы товароведения

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.159.120.168
Генерация страницы за: 0.099 сек.