Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основание типологизации и типы семей

План

 

Введение. 136

1. Семья как социальная группа и важнейший социальный институт 137

2. Структура и функции семьи. 141

3. Типология семейных структур. 146

4. Исторические изменения семьи, альтернативные теории их изменения 148

Заключение. 151

Литература. 152

 

Введение

 

Социология семьи – среднеуровневая социологическая теория, направленная на описание и объяснение образов жизни семей и разновидностей их структур, изучение родства.

В социальной антропологии прослеживается сравнительный анализ структур родства и семьи, в связи с чем важное значение приобрели эволюционные оценки преобразования структур семьи. Кроме того, над многими исследованиями, вплоть до 1960 гг., доминировала функциональная теория семьи, связанная главным образом с «универсальными» функциями, выполняемыми ею, и отличительными географическими формами Нуклеарной семьи, которые возникают в соответствии с определенными функциональными потребностями индустриальных обществ.

Более критический подход к проблеме возник в 60–е годы прошлого столетия под влиянием феминистского анализа социальной науки (например, Морган, 1975).

Завершающей линией, имеющей длинную родословную, является марксистская критическая теория анализа семьи с особым интересом к отношениям собственности и структуры семьи.

Научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать не преходящие отношения семейно – родовой организации бытия.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предисловия функционирования социума путем физического и социально–культурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

 

1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА И ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ институт

Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, экономическим условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами, армией, церковью, здравоохранением, правительственным управлением и с историческими трансформациями в целом.

В социологии семья рассматривается как социальный институт и как социальная группа. Проблема соотношения семья – общество, семья – личность, личность – общество существовало в человеческой цивилизации всегда. Семья занимает определенное место в системе связи между личностью и обществом, а именно – промежуточное.

Исследование посреднической роли семьи образует специфику социологического подхода к ее изучению.

Так, семья как социальный инструмент является объектом изучения макросоциологии, а семья как социальная группа – объектом изучения микросоциологии.

В отечественной и зарубежной социологии предпринимаются попытки совместить микро– (психологический аспект, уровень межличностных отношений) и макро– (социологический аспект, уровень общественных отношений) социологии семьи. Речь идет о создании научных моделей семьи:

- на уровне личности отследить социальную ориентацию на ценности, установки, действия;

- на уровне общества – результаты индивидуального и семейного поведения.

То есть совмещение макро– и микро–социологических подходов к анализу семьи предполагает анализ семьи как системы.

В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества. Зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации, с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности [1].

При изучении семьи как психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как "единство взаимодействующих личностей".

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследующих из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

В целом необходимо еще раз подчеркнуть, что социологи предпринимают попытки совместить подходы к семье как институту и как к группе. Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, следует назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Девиса.

Согласно Т. Парсонсу, семья – подсистема общества, которая обеспечивает стабильность этого общества, взаимодействие с другими социальными подсистемами (социальными институтами и социальными группами).

По мнению К. Дэвиса, социальные изменения следует видеть в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи (расширенная семья, малая и т.д.)

Согласно материалистическому пониманию определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни:

- с одной стороны, воспроизводство средств жизни;

- с другой, воспроизводство человека, продолжение человеческого рода.

По словам Ф. Энгельса, определяющим моментом в истории человечества является ступень развития труда, с одной стороны, а с другой – семьи. То есть порядок в социуме обеспечивается, обусловливается обоими видами производства (воспроизводства):

- степенью развития труда;

- степенью развития семьи.

Следовательно, семья является элементарной клеткой и моментом движения и развития человеческого общества.

Определений семьи в социологической литературе существует множество. Делая акцент на критерии воспроизводства общества и социально–психологической его целостности, отечественный социолог А.Г. Харчев дает определение семьи как исторически конкретной системы взаимоотношений между членами малой группы (супругами, родителями и детьми, детьми), которые связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном его воспроизводстве.

Таким образом, семья – это основанная на единой общественной деятельности общность людей, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию личности детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения: супружества – родительства – родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. [1. С.98.]

С социологической точки зрения при определении основного типа семьи за основу берется тип семьи с триединством названных отношений, а те семейные отношения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (на Западе, в России) стала заметна тенденция сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего к супружеству, и даже к партнерству или сожительству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи Марваина Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным" формам семьи, точнее, "семейным группам".

В сущности, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки:

· брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами;

· совместное проживание в одном помещении;

· общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление отношений здесь не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж важны: сколько времени нужно проживать совместно – одну неделю или несколько лет; какая часть от личного бюджета каждого из членов семьи входит в семейный бюджет. Главное, чтобы это была хорошая семья, отношения в которой строятся на взаимном уважении, любви и понимании.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой, здоровой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, все же ведущее место в нем принадлежит морали. Следует отметить, что многие стороны брака контролируются только совестью. «Удачен лишь разумный брак, увлекателен – лишь безрассудный. Любой другой брак построен на низменном расчете».

В общем виде брак можно рассматривать как исторически обусловленную, санкционированную и регулируемую обществом форму отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству, родителям. Другими словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из путей, способов самосохранения и развития общества.

Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

– регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости (взаимная любовь между супругами, признание равенства между супругами).

Требования взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных больших и малых вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений, позиций. Равенство между супругами как основа их взаимного уважения и любви зависит не только от убеждения его справедливости: это требование часто подвергается испытаниям особенно в случаях большого разрыва в уровнях духовного, политического и нравственного развития супругов и различия их собственного положения в семье и обществе. Особую важность отношений в семье представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функций по воспитанию детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважения к труду.

Исследование внутрисемейных отношений охватывает возникновение и формы развития (онтогенез), а также структуру и функции современной семьи в норме и патологии.

 

2. Структура и функции семьи

Внутренняя структура современной семьи – это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей и отношений.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами.

Сгруппируем типы семей в зависимости от того или иного основания их структуры и составим таблицу (табл.4) [4]:

 

Таблица 4

 

Основание структуры Тип семьи
Родство Нуклеарная (супружеская пара с детьми),   расширенная (супружеская пара с детьми и родственники мужа, жены)
  Распределение власти Эгалитарная (решение принимается совместно),   традиционная (решение принимает муж, отец)
Характер распределения домашних обязанностей Коллективистская, традиционная
  Характер проведения досуга Открытая (ориентированная на общение и индустрию культуры), закрытая (внутридомашний досуг).
Характер воспитания детей Авторитарная, демократическая
    Число детей Бездетная, однодетная, малодетная, среднедетная, многодетная.

Говоря же о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. У каждого социального института есть функции, определяющие его уникальность, профиль. Хотя, строго говоря, нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, однако необходимо различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других социальных институтов. Это привело к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе исторического развития.

Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве, постольку остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивации индивидов к семейному образу жизни, без всякого внешнего принуждения и давления.

Существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях. Если представить себе иные формы социальной организации воспроизводства человека и общества, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социально–культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, в "пробирке", будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве человека и общества. Потенциальная возможность такого изменения общественной жизни существует. В этом случае необходимость воспроизводства человека и общества входит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива, на это как раз и должна ответить среднеуровневая теория – социология семьи.

Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность человека в семейном образе жизни и в детях.

Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, социального статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связаны с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата в семье, способствующего снятию напряжений и самосохранению. «Я» каждого тесно связано и с другими функциями, отражающими исторический характер связи между семьей и обществом. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах. В новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Основные функции современной семьи, как социальные, так и индивидуальные, по сфере семейной деятельности можно представить в виде таблицы (Табл.5).[4]

С начала XX столетия социальный институт семьи все в большей мере совмещают с социальной группой «семья» в выполнении функции образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса. Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер данного процесса. Однако, подобная "прогрессивная" точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и в сворачивании социально–культурных функций семьи, в том числе специфических, негативное воздействие индустриально–урбанистской цивилизации, неизбежно превращающей семьи в бездетное сожительство мужчины и женщины, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения" [2. С.406–408]

 

 

Таблица 5

Основные функции современной семьи

 

Сфера семейной деятельности Социальные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание непрерывности культурного развития общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитания, самореализации в детях
Хозяйственно–бытовая Поддержание физического здоровья членов общества. Получение хозяйственно–бытовых услуг одними членами семьи от других
Производительная Участие в общественном производстве Участие в личном подсобном хозяйстве
Первичного социального контроля Формирование, закрепление правовых и моральных санкций за недолжное поведение, нарушение моральных норм в обществе Моральная регламентация поведения, ответственности и обязательств в отношениях между членами семьи
Духовного общения Развитие личности в процессе социализации Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

 

Продолжение табл.5

Социально–статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры общества   Формирование и поддержание потребности в социальном продвижении членов семьи
Досуговая Организация содержательного досуга. Социальный контроль в сфере досуга Совместное проведение досуга, взаимообогащение досуговых интересов, общение
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов, их биологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье, любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

 

Речь идет о том, что в социологии семьи имеется целый ряд теорий, посвященных процессу исторического изменения понятий "семья", "брак". Ф Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" показывает эволюцию семейного института в историческом процессе. Так, на стадии дикости существовала кровнородственная семья, основанная на групповом браке – полигамии. Полигамия (многобрачие) имела две формы. Полиандрия (многомужество) – форма брака, при которой женщина имеет много мужей, обычно братьев. Ученые наблюдали полиандрию даже в 19 веке у эскимосов, этнических групп в Северной Индии и Тибете. Полигиния (многоженство) – оказалась живучей формой брака в мусульманских обществах. Далее, на стадии варварства возникает парный брак – ранняя форма единобрачия. Супружеская пара составляет парную семью, являющуюся хозяйственной ячейкой, так как супруги не имели общего имущества. Эта форма семейно–брачного союза оказалась очень хрупкой, быстро распадалась. На стадии цивилизации возникает моногамный брак, моногамная семья, в основе которой лежат не естественные, а экономические факторы (необходимость передачи собственности своим наследникам). Для современных семей единобрачие (моногамия) является типичной формой.

Итак, семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, связанную общностью быта и взаимными обязанностями и правами. Брак – это союз двух людей, юридически санкционированный обществом.

К исследованию семьи и брака, семейно–брачных отношений, социологи подходят, исходя из различных методологических принципов, лежащих в основе различных социологических концепций.

В западной социологии большой интерес представляет социобиологический подход к исследованию семьи и брака. Социобиология – сравнительно молодое направление в общественных науках. Его рождение связано с появлением книги американского этномолога Э. Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975). Главная задача этого направления – исследование всех форм существования и поведения человека в их биосоциальном единстве.

Отметим три методологических принципа, служащих ключом к пониманию семьи и брака в социобиологической концепции:

1. Человеку свойственно в большей мере заботиться о собственных интересах, чем интересах других особей. Альтруистическое начало присутствует в человеке, но доминирует эгоистическое.

2. Чем выше генетическая близость особей (людей), тем более альтруистично их поведение по отношению друг к другу. (Вывод на основе данных исследования близнецовых пар).

3. Воспроизводственные стратегии мужчин и женщин различны. У женщин она более низка и ориентирована на заботу о выживании потомства. Родительский вклад женщины в процессе воспроизводства семьи, общества выше, чем вклад мужчины. Неравный вклад в воспроизводство семьи сопровождается моногамной ее структурой. В то же время у людей наблюдается и равный родительский вклад в процесс выживания потомства. Отцовский родительский вклад обычно сводится к обеспечению ресурсами и сопровождается полигинистической структурой семьи.

Для марксисткой же социологии вообще и советской в частности традиционно характерным был классовый подход с его противопоставлением буржуазной и пролетарской (социалистической) семьи и брака. В последнее время эта тенденциозность исчезает из отечественной социологии.

В целом семья и брак играет большую роль в формировании общественной системы. " Семья по Моргану, – активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того, как общество развивается от низшей ступени к высшей". Совершенно справедливо заметил Морган: "Семья должна развиваться по мере развития общества и изменятся по мере изменения общества, точно так же, как это было в прошлом. Являясь продуктом определенной общественной системы, она будет отражать состояние ее развития".[5]

3. Типология семейных структур

 

Типы семейных структур многообразны. В зависимости от различных критериев, лежащих в основе структуры семьи, различают следующие семьи.

По критерию власти:

- патриархальные (отец – глава семейного "государства");

- матриархальные (наивысший авторитет, влияние матери);

- эгалитарные (равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще п артнерская семья (совместное обсуждение семейных проблем, решений; различают партнерские семьи с доминированием мужа или жены) и автономная (решение принимает один из супругов).

По критерию социального положения родителей (супругов):

– гомогенные (супруги из одной социальной страты);

– гетерогенные (из разных социальных групп, слоев, классов).

По социальным демографическим признакам:

– гомогамные (однородные по национальности, возрасту, профессии, образованию

– гетерогамные (различие по социальным индексаторам).

По критерию пространственно – территориальной локализации:

– патрилокальные (молодожены должны жить в доме отца мужа);

– матрилокальные (у родителей жены);

– униолокальные (поселение молодоженов у родителей мужа или жены не по причине следования традиции, а по причине вынужденности жить там, где жилье позволяет);

неолокальные (возможность жить отдельно от родителей). "С милым рай и в шалаше".

Самыми распространенными в современных условиях урбанизации являются семьи нуклеарные (родители + дети = два поколения). Известны исследователям также составные нуклеарные семьи – наличие двух и более жен – матерей (полигиния) или мужей – отцов (полиандрия).

Кроме этой типологизации можно выделить:

– повторные семьи (основаны на повторном браке, дети данного брака + дети предшествующего брака). Рост разводов увеличивает долю повторных семей;

– репродуктивные семьи (состоят из родителей и несовершеннолетних детей);

– ориентационные семьи (родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи);

– расширенные (два нуклеарных и более поколений – прородителей с единым домохозяйством).

Расширенная семья имеет несколько разновидностей:

а) линейная (дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей – Индия);

б) стержневая (в доме родителей остается один из всех детей со своей семьей – сельские регионы Европы)

в) полная расширенная (братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы с ними же – Китай).

Связь в расширенной семье основана на кровном родстве родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нуклеарные семьи именуются супружескими, а расширенные – кровнородственными.

Широко известны сегодня неполные семьи (чаще всегда после разводные, с одним родителем и детьми)

В социологии и демографии принято разделение семей по количеству детей на три типа:

- малодетные (один–два ребенка до 16 лет, в РФ их 90%);

- многодетные (5 и более детей, в РФ их 1%);

- среднедетные (3–4 ребенка, в РФ их 9%).

В настоящее время структура семей по детности искажена: многодетных семей в 15 с лишним раз меньше, чем следует, среднедетных – в пять раз, тогда как однодетных в пять раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Сегодня наблюдается в России процесс депопуляции (60–е годы – процесс малодетности; 70–е – ускоренный процесс смертности).

Огромное разнообразие системных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом их изменения во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности стажа брака и семьи, изменение семьи в ходе жизни привело к понятию "семейного цикла жизни" или "жизненного цикла семьи". Разработка схем семейного цикла представляет собою самостоятельную задачу в социологии семьи.

Существование семьи возможно, так как люди испытывают потребность в семейном образе жизни, в детях. Однако есть и существует противоречие: с одной стороны, необходимость социализации и воспроизводства общества, а с другой – свобода выбора личностью форм социального поведения.

Необходимо отметить, что неспецифические функции семьи:

накопление и передача собственности, статуса; организация, производства и потребления, домохозяйство; отдых, досуг, благополучный микроклимат в семье, в большей степени подверженное изменениям в сравнении их со специфическими функциями семьи на различных исторических этапах развития общества.

 

4. Исторические изменения семьи, альтернативные теории их изменения

При всем различии точек зрения на движущие силы истории имеется некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Зафиксируем семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному.

Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось, сказывается и еще скажется на развитии общества в целом.

В этих целях обычно используется сравнение "традиционной" и "современной" моделей семьи (табл. 6). [1. С.108]

 

 

С момента возникновения современной социологии семьи и до сего дня оценки тенденций, изменений и будущего семьи оказывались многообразными, но всегда сводились к двум противоположным позициям (не только в науке, но и в искусстве, общественном мнении, в здравом смысле), отражающим различие двух мировосприятий. Итак, имеем два подхода к развитию семьи и общества:

а) эволюционная точка зрения (позитивное изменение, процесс развития человечества), – "прогрессистская парадигма";

б) развитие, ведущее к разрушению, исчезновению тех или иных социальных институтов, даже общества (теория "упадка семьи"), – "кризисная парадигма".

Цель социологического исследования функций семьи прошлого и настоящего заключается в выяснении факторов, которые способствуют гармонии интересов личности, семьи и общества для эффективной реализации репродуктивной и социализационной функций семьи. К сожалению, в обществе усиливается система внесемейных ценностей, резко уменьшается привлекательность семейного образа жизни (меняется стиль мышления). Крайним выражением другого стиля мышления является феминистская идеология, которая абсолютизирует индивидуализм внесемейных одиночек (в том числе женского пола).

 

Таблица 6

 

Типичные нормы традиционной и современной семьи
(образ мыслей членов семьи)

Сфера жизнедеятельности семьи Типичные нормы традиционной семьи Типичные нормы современной семьи
Репродуктивная   Многодетная семья. (Чем больше детей, тем лучше) Рождаемость ограничивается в соответствии с представлениями супругов об образе семейной жизни, социально–экономической и экологической атмосферой общества
Воспитательная Детей следует воспитывать в строгости, характер воспитания определяет отец, а занимается ими мать Демократический характер воспитания, основанный на силе примера и убеждения. Желательно, чтобы оба супруга занимались воспитанием

 

 

Продолжение табл.6

 

Хозяйственная Хозяйство обязана вести женщина Гибкое распределение обязанностей между членами семьи на основе договоренности, с учетом их умений, навыков, степени занятости
Экономическая Муж–добытчик, кормилец, жена распоряжается теми деньгами, которые он ей дает Члены семьи вносят вклад в семейный бюджет в соответсвии с профессиональным положением, дополнительным заработком
Досуговая Совместное проведение досуга, вместе с тем муж имеет некоторое право на автономию Одинаковые права мужа и жены на проведение досуга вне дома, нередко проведение досуга отдельно друг от друга
Духовного общения Посвящено в основном семейным проблемам: хозяйству, детям, общению с родными Общение носит товарищеский характер, распространяется на все сферы жизнедеятельности, увлечений, интересов мужа и жены
Власти и лидерства Муж – глава семьи, он принимает решения по основным вопросам Совместное обсуждение проблем, возможно разделение лидерства по сферам
Первичного социального контроля Жесткий контроль за поведением женщины, в меньшей степени – за поведением мужчины Осуществление контроля за поведением супругов в равной мере
Эмоциональных отношений Теплота, нежность, поддержка требуется только со стороны женщины Взаимное ожидание эмоциональной поддержки
  Заключение брака внутри узкого, социально круга Социальная гетерогенность союзов, значимость личностных характеристик брачного партнерства
Сексуальная Имеет подчиненное значение; это лишь необходимое условие деторождения; добрачные половые связи у женщих не допускаются, у мужчин не осуждаются Отделение сексуальных отношений от репродуктивной функции, возрастание сексуальной активности женщин, допущение добрачных связей; внебрачные сексуальные связи состоящих в браке мужчин и женщин одинаково осуждаются

 

По мнению феминистов, "социология семьи" культивирует консервативный подход к семье и обществу, поддерживает вольно или невольно подчиненную роль женщины.

"Радикально–критическая идеология семьи" (феминисты) стремится рассмотреть всю социальную жизнь в аспекте "положения полов", исключает трактовку модели семьи среднего класса как единственно "реальной". Радикальная теория семьи стремится объединить "чистую науку" с практическими и политическими целями переустройства жизни на основе "равенства полов".

А "традиционная социология" (по мнению феминистов) занимается воспроизводством социально–культурных различий между мужским полом и женским, разнополости, гетеросексуальности, а также "неравенства" внутрисемейных ролей, "господства" мужского начала.

В феминистской социологии различается "биологический" (sex) и "социальный" (gerder) пол, чтобы:

- подчеркнуть биосоциальную природу пола;

- избежать утверждения "господство мужчины" из биологической природы человека;

- показать преимущественно социально–культурное конструирование определение пола.

Представления о "мужском" и "женском" для феминистов «относительны», у радикальных феминистов телесность не имеет однополовой определенности, а мужчина и женщина – это "фикции", искусственно спроектированные в рамках "мужской культуры".

Развитию же нового типа человека – "андрогина" (то есть двуполого существа) – мешает социально–культурное "навязывание" бисексуальному телу жесткого разграничения на мужское и женское. Поэтому в феминистских теориях чаще используется термин "род" (социальный пол или "гендер"). Отсюда исследование "женского вопроса" чаще связывается с развитием "гендерных исследований", в которых понятие гендера, рода, используется на индивидуальном уровне, а также на макроуровне – социальной структуры и культуры в целом.

Феминисты разных направлений признают внебиологический, социокультурный характер гендерного "неравенства". В феминистской социологии причину "подчиненного" положения женщин в обществе видят в "классовой эксплуатации".

Из функций деторождения и материнства проистекает половое разделение труда: за женщиной закрепляется неоплачиваемый труд по домохозяйству, за мужчиной – наемный профессиональный труд. Таким образом, различие по полу переходит в "неравенство". По мнению феминистов, исчезновение семейного производства, социализации личности в семье устранит дискриминацию женщины.

Таким образом, феминистские мистификации истории человечества оказываются сегодня модным оправданием бегства от семьи всех ее членов, апологией надвигающегося вслед за исчезновением семейного производства фактического разрушения института семьи. [1. С.117].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, семья – важнейший социальный институт и социальная группа – "элементарная клеточка" общества, семья – момент движения (по замкнутому кругу) и развития (по противоречивой спирали) человеческого общества. Вместе с тем реализация основных функций семьи не есть следствие каких–либо биологических регуляторов или механизмов и представляет собой результат специфических социальных процессов.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменения его социальных функций, семейно–брачных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функций. Такого рода изменения повлекли за собой как негативные, так и позитивные последствия для общества.

В заключение вышеизложенного хотелось бы указать на прогностические суждения Н.Смелзера, который говорил, что "возрождение традиционной семьи, по–видимому, не предвидится, хотя нет и признаков полного разрушения семьи. Однако процесс распада сохранившихся функций семьи будет продолжаться". [3. С.426]


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Невирко Д.Д., Шарыпова В. А., Шинкевич В. Е. Социология. Курс лекций. – Красноярск, – 2001.

2. Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А.Г. Эфендиев. – М., 1994. – Ч.2.

3. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

4. Хвастунова П.И. Основы социологии. – Томск, 1995.

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс, Ф.Энгельс. Солч.– 2–е изд. – Т.21.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7 Социология семьи | Тема 9 социология отклоняющегося поведения. социальный контроль и самоконтроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.