Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3.1 Сущность и виды государственных внебюджетных фондов




Модуль 3 ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

Финансовый баланс территории муниципального образования

Для расчета абсолютной величины финансовых ресурсов территории муници­пального образования составляется сводный баланс финансовых ресурсов, акку­мулирующий денежные средства бюджета, внебюджетных фондов, средства ве­домств и предприятий. Этот баланс входит в систему сводного финансового ба­ланса РФ и сводных финансовых балансов субъектов РФ.

Территориальный финансовый баланс муниципального образования обеспе­чивает последовательное и взаимосвязанное отображение движения финансовых ресурсов: процесса их образования, передачи в централизованные фонды госу­дарства и фонды субъекта РФ, получения ресурсов со стороны, формирования доходов и их использования.

Сводный финансовый баланс фиксирует только го­довые обороты ресурсов и не предназначен для отображения их остатков на начало и конец года.

Под внебюджетными фондами понимается специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального значения.

Внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения националь­ного дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения и решения конкретных экономических задач государства. Они выступают в качестве стабильного и прогнозируемого на дли­тельный период времени источника денежных средств, исполь­зуемого для финансирования:

• социальных потребностей государства;

• отдельных региональных или ведомственных экономических программ.

Они имеют четко установленные источники формирования, позволяющие точно прогнозировать объемы средств этих фондов и контролировать их целевое использование. Внебюджетные фонды управляются автономно от бюджета органами государственной власти РФ и имеют строго целевое назначение; создаются с помощью специальных налогов, сборов, займов и выделения средств из бюджета.

Средства государственных внебюджетных фондов:

¾ находятся в федеральной собственности;

¾ не входят в состав бюджетов бюджетной системы РФ;

¾ не подлежат изъятию.

Внебюджетные государственные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:

1) на социальное обеспечение:

• по возрасту;

• болезни;

• инвалидности;

• в случае потери кормильца;

• безработицы;

• рождения и воспитания детей;

• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

2) охрану здоровья;

3) получение бесплатной медицинской помощи.

По правовому положению внебюджетные фонды делятся:

1) на государственные фонды, находящиеся в ведении федеральных органов власти или органов власти субъектов федерации;

2) местные фонды, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

По целям создания выделяются внебюджетные фонды:

¾ социального назначения, предназначенные для решения задач финансирования социальных потребностей государства;

¾ экономического назначения, — для решения региональных или ведомственных задач экономической направленности.

По юридической природе внебюджетные фонды подразделяются на создаваемые:

¾ на основании обязательных требований законов РФ;

¾ по решениям органов государственной власти и местного само­управления.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

• обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

• добровольных взносов физических и юридических лиц;

• других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

 

Пенсионный фонд РФ создан 22 декабря 1990 года

Пенсионный фонд РФ — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предна­значенный для государственного управления финансами пенси­онного обеспечения в РФ.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законо­дательством РФ; находится в государственной собственности РФ.

Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюд­жетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ представляет собой форму обра­зования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

¾ целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финан­сирование расходов;

¾ организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вслед­ствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

¾ капитализацию средств, а также привлечение добровольных вз­носов (в том числе валютных ценностей) физических и юри­дических лиц;

¾ контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; правильным и рациональным расходованием поступивших средств;

¾ организацию и ведение:

• индивидуального учета застрахованных лиц;

• государственного банка данных по всем категориям плате­льщиков страховых взносов;

¾ межгосударственное и международное сотрудничество РФ по воп­росам пенсионного обеспечения;

¾ участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

¾ изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

¾ проведение научно-исследовательской работы в области госу­дарственного пенсионного страхования;

¾ разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансиро­вании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспо­собных граждан.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

• страховых взносов;

• средств федерального бюджета;

• сумм пеней и иных финансовых санкций;

• доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

• добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачи­ваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

• иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Доходы бюджета Пенсионного фонда формируются за счет сле­дующих источников:

1) налоговых доходов, распределяемых органами Федерального ка­значейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от ми­нимального налога, взимаемого в связи с применением упро­щенной системы налогообложения, — по нормативу 60%;

2) неналоговых доходов:

• страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

• страховых взносов по дополнительному тарифу для работо­дателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

• недоимок, пеней и штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ;

• доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;

• штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возме­щения ущерба;

3) безвозмездных поступлений:

• межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду РФ;

• поступлений от негосударственных пенсионных фондов;

• прочих поступлений.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются:

¾ на выплату трудовых пенсий;

¾ перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального ли­цевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенси­онный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

¾ доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пен­сионного фонда;

¾ финансовое и материально-техническое обеспечение текущей дея­тельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

¾ иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обяза­тельном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

 

Фонд социального страхования РФ Создан 1 января 1991 г.

Фонд социального страхования (ФСС) РФ ¾ это государственный централизованный внебюджетный фонд, предназначенный для госу­дарственного управления финансами социального страхования в РФ.

Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, в случаях:

• признания их безработными;

• трудового увечья или профессионального заболевания;

• инвалидности;

• болезни;

• травмы;

• беременности и родов;

• потери кормильца;

• необходимости получения медицинской помощи, санаторно-ку­рортного лечения;

• наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих социальному страхованию.

Фонд социального страхования является специализированным фи­нансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в опе­ративном управлении Фонда социального страхования, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду сана­торно-курортными учреждениями, являются федеральной собст­венностью.

Денежные средства Фонда социального страхования не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий:

• по временной нетрудоспособности;

• беременности и родам;

• при рождении ребенка;

• по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

• социального пособия на погребение или возмещение стои­мости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2) санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

3) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию со­циального страхования;

4) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

5) разработка совместно с Министерством здравоохранения и соци­ального развития РФ и Министерством финансов РФ предло­жений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

6) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального стра­хования, разъяснительной работы среди страхователей и насе­ления по вопросам социального страхования;

7) сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования;

8) определение порядка расходования и учета средств обязательного социального страхования, формируемых за счет:

• единого социального налога, зачисляемого в Фонд;

• единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вме­ненный доход для отдельных видов деятельности, единого налога, уплачиваемого организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему на­логообложения, зачисляемых в Фонд;

• страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдель­ными категориями страхователей;

• поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.

Источниками доходов Фонда социального страхования являются:

1) доходы, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмот­ренных специальными налоговыми режимами:

•. в связи с применением упрощенной системы налогообло­жения, — по нормативу 5%;

• в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%;

• минимального налога, взимаемого в связи с применением уп­рощенной системы налогообложения, — по нормативу 20%;

• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 5%;

• единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 6,4%;

2) неналоговые доходы:

• страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;

• доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;

• штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возме­щения ущерба;

• безвозмездные поступления:

• межбюджетные трансферты из федерального бюджета, пере­даваемые ФСС РФ;

• прочие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются:

1) на выплату пособий.

• по временной нетрудоспособности;

• беременности и родам;

• при рождении ребенка;

• при усыновлении ребенка;

• по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

• социального пособия на погребение или возмещение стои­мости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2) на оплату.

• дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

• путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в сана­торно-курортные учреждения в государствах- участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ;

• лечебного (диетического) питания;

3) на частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право за­нятия этим видом деятельности ¾ расходов:

• на питание;

• лечение и медикаменты;

• заработную плату работников;

• культурно-массовое обслуживание;

4) частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

5) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ, вк­лючающее оплату:

• труда тренерско-преподавательского состава;

• аренды помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса;

6) оплату проезда к месту лечения и обратно;

7) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда;

8) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управ­ления Фонда;

9) финансирование деятельности подразделений органов исполни­тельной власти, обеспечивающих государственную защиту тру­довых прав работников, охрану труда в случаях, установленных законодательством;

10) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

11) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая:

• разъяснительную работу среди населения;

• поощрение внештатных работников Фонда, активно участвую­щих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

• участие в финансировании программ международного сотруд­ничества по вопросам социального страхования.

В целях обеспечения финансовой устойчивости ФСС создается резерв, формируемый за счет:

• обязательных ежемесячных перечислений отделениями (филиа­лами отделений) Фонда сверхнормативных остатков оборотных денежных средств;

• доходов, полученных от размещения временно свободных средств Фонда;

• прочих поступлений, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ.

Средства резерва Фонда социального страхования направляются:

¾на пополнение недостатка норматива оборотных денежных средств отделений Фонда;

¾финансирование общероссийских мероприятий по обязательному социальному страхованию;

¾осуществление иных мероприятий в соответствии с федераль­ными законами о бюджете Фонда на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами, касающимися рас­ходования средств Фонда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.