Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и инструменты монетарной политики




Оптимизация объемов и темпов изменения денежной массы до­стигается центральным банком посредством применения эконо­мических и административных методов и инструментов монетар­ной политики.

3.2.1. Классификация методов и формы монетарной политики

Методы монетарной политики — совокупность осуществляе­мых органами государственной власти и учреждениями (субъекта­ми монетарной политики) приемов, технологических операций и алгоритмов, обеспечивающих воздействие на объекты монетарно­го регулирования для решения каких-либо задач (достижения про­межуточных целей) экономической политики страны.

В экономической литературе наиболее распространена класси­фикация методов монетарного регулирования с подразделением их на прямые (административные) и косвенные (экономические). Так, A.M. Курьянов предлагает следующий ее вариант (рис. 3.7).

Прямые (административные) методы представляют собой адми­нистративные меры в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Они реализуются посредством нормативов, предписаний, инст­рукций, исходящих от денежных властей и направленных на огра­ничение сферы деятельности кредитных организаций. Прямые ог­раничения осуществляются ЦБ в следующих формах:

• прямое регулирование кредитных коммерческих банков — рационирование кредита — введение квот максимального объема кредитов для каждого КБ;

• прямое регулирование инвестиционных операций — селек­тивная кредитная политика, которая может предполагать, например, вменение КБ и кредитным организациям в обя­занность приобретение государственных ценных бумаг;

• установление нормативов для коммерческих банков (мини­мального размера уставного капитала, предельного соотноше­ния между размером уставного капитала и суммой активов банка, размера риска на одного заемщика, ограничений ис­пользования депозитов для приобретения акций юридических лиц, предельных норм расширения кредитных операций за

Рис. 3.7. Классификация методов монетарной политики


определенное время и т.д.). Административное регулирование процентных ставок часто связано с мероприятиями ЦБ по ог­раничению объемов кредитов, т.е. с установлением кредитных потолков. Центральный банк может устанавливать кредитный потолок по отношению к коммерческим банкам и населению, а КБ — по отношению к небанковским предприятиям. Кре­дитный потолок для коммерческих банков, как правило, уста­навливается в результате договоренностей между централь­ным банком и коммерческими банками;

• прямое регулирование норм доходности банковских опера­ций (регламентация пределов ставок по кредитным и депо­зитным операциям);

• проведение политики содействия развитию определенных отраслей экономики или регионов страны (в том случае, если монетарная политика проводится в комбинации со структур­ной политикой), которая может реализовываться путем со­здания специализированных кредитных организаций, осу­ществляющих кредитование приоритетных отраслей по бо­лее низким процентным ставкам;

• введение валютных ограничений, в том числе официальная продажа части валютной выручки ЦБ по официальному кур­су, лицензирование продажи иностранной валюты импорте­рам, ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и т.п.

В странах с неразвитыми финансовыми рынками единственным эф­фективным вариантом осуществления монетарной политики могут быть только прямые инструменты, до тех пор пока не будет создана необходи­мая для применения экономических методов институциональная среда.

Во-первых, из-за разрыва сложившихся хозяйственных связей и рез­кого изменения относительных цен возникают проблемы с платежеспо­собностью многих предприятий, что увеличивает рост просроченной кре­диторской задолженности, деформирует систему распределения кредитов и препятствует структурным корректировкам.

Во-вторых, введение инструментов косвенного регулирования может создать ситуацию неблагоприятного отбора и морального риска. Для стран с транзитивной экономикой характерно наличие значительного числа ком­мерческих банков, получающих финансирование от ЦБ либо привлека­ющих средства населения за счет высоких процентных ставок по депози­там. Косвенный механизм контроля предполагает, что именно процент­ные ставки, отражающие стоимость денег, способствуют эффективной аллокации финансовых ресурсов в экономике страны. Поэтому быстрый переход к косвенным инструментам может ухудшить экономическую си­туацию, поскольку «плохие» банки будут давать займы любой ценой для избегания проблем с ликвидностью.

Вместе с тем прямые методы грубо воздействуют на функцио­нирование субъектов денежного рынка и затрагивают основы их экономической деятельности. Они ведут к усилению бюрократи­ческих факторов и коррупции, а также снижают конкурентные преимущества банков по сравнению с теми финансовыми инсти­тутами, которые не находятся под прямым жестким контролем ЦБ. Например, если таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со стороны ЦБ в рамках жесткой рестриктивной монетарной политики, то это может привести к возникновению «инфляционной ловушки» с перспективой новой инфляционной волны при более низком уровне производства (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Ловушка стагфляции

 

Неблагоприятное развитие ситуации возможно, если первона­чальное увеличение темпов инфляции произошло под воздействием немонетарных факторов, например стало следствием администра­тивного роста цен, результатом фискальной политики, инфляцион­ных ожиданий, динамики доходов населения, состояния платежно­го баланса или рынка капиталов.

В связи с этим ЦБ в развитых странах практически не использу­ют прямые методы, кроме экстренного реагирования на быстрое развитие экономического кризиса.

Косвенные (экономические) методы подразумевают воздействие ЦБ на денежно-кредитную и валютную сферу посредством форми­рования и изменения некоторых условий на денежном рынке или рынке капиталов. Они проявляются в воздействии на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных ме­ханизмов, но не приводят при этом к деформации рынка. Эконо­мические методы имеют больший внешний временной лаг и менее предсказуемые последствия, чем прямые.

Реализация методов монетарной политики может происходить в двух формах:

• дискреционной политики (discretionary policy), когда ЦБ не­запланированным образом реагирует на какие-либо измене­ния экономической конъюнктуры;

• посредством стандартных процедур, через установленные правила монетарной политики (monetary policy rules).

Помимо названных можно выделить следующие методы моне­тарной политики:

1) операции на открытом рынке с государственными облигаци­ями или казначейскими векселями;

2) рефинансирование ЦБ и абсорбирование им ликвидности кредитных организаций;

3) обязательные резервные требования по обязательствам бан­ков в национальной и иностранной валюте;

4) валютное регулирование и валютный контроль;

5) регулирование банковской деятельности, включая нормати­вы, ограничивающие кредитную эмиссию;

6) прямые количественные ограничения на объемы предостав­ляемых коммерческими банками кредитов и процентные ставки по таким кредитам;

7) предоставление ЦБ кредитов правительству для финансиро­вания бюджетного дефицита.

Наиболее часто применяемым методом монетарного регулиро­вания является эмиссия, которая представляет собой выпуск денег во всех формах, в том числе за счет их печатания, и ведет к увеличе­нию денежной массы в обороте (рис. 3.9).

Денежная (де)эмиссия
               
Выпуск в обращение или изъятие из оборота наличных денег   Привлечение   Покупка (продажа) ЦБ
  или предоставление кредитов   на открытом рынке государственных облигаций, иностранной валюты и др.
  Расширение (сжатие) денежной базы в широком определении (остатков средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ)

Рис. 3.9. Способы осуществления денежной эмиссии

Поскольку в современных условиях главным каналом эмиссии является выдача эмиссионных кредитов, она носит название кре­дитной. В зарубежных странах эмиссия называется депозитно-чековой, поскольку при выдаче эмиссионных кредитов на счетах клиентов формируются депозиты (остатки) для выдачи чеков, об­служивающих платежный оборот. Депозиты (вклады и расчетные счета) могут формироваться различными способами: за счет внесе­ния наличности, банковских переводов, чеков или векселей.

Когда банк выдает клиенту кредит, движения реальных денег сначала не происходит: в активе баланса банка открывается ссуд­ный счет, на котором по дебету отражается сумма ссуды, а в пассиве эта сумма зачисляется на расчетный счет и формирует «мнимый» Депозит. Таким образом, банк при выдаче кредита создает на базе своих кредитов новые безналичные деньги. Затем деньги перево­дятся в следующий банк и происходит многократное увеличение (мультипликация) денежной массы до затухания эмиссии, в преде­ле до того момента, пока объем средств банков, перечисляемых в Фонд обязательного резервирования, не достигнет суммы первона­чальной эмиссии ЦБ. При изъятии денег из обращения (деэмиссии) наблюдается обратный процесс: кредиты и депозиты в банках по­очередно сокращаются, денежная база, а вслед за ней и денежная масса уменьшаются.

3.2.2. Инструменты регулирования и последствия их применения

Непосредственное воздействие субъектов монетарной полити­ки на ее объекты осуществляется с помощью набора специфичес­ких инструментов.

Инструменты монетарной политики — институты и исполни­тельные механизмы, находящиеся в сфере прямого воздействия ЦБ, определяющие взаимоотношения государства и иных экономичес­ких агентов в денежно-кредитной и валютной сферах, посредством которых осуществляется воздействие на поведение этих агентов.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основны­ми инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

1) процентные ставки по операциям ЦБ;

2) норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции (в том числе конверсионные операции «рубль против любой валюты» и обратные им операции);

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Очевидно, что в контексте данного Федерального закона термин «ин­струменты денежно-кредитной политики» является синонимом термина «инструменты монетарной политики».

Наиболее эффективным инструментом монетарной политики в условиях развитой рыночной экономики при наличии ликвидного рынка казначейских векселей считаются операции на открытом рынке с краткосрочными государственными ценными бумагами (казначейскими векселями или ГКО, как в России).

Предположим, ЦБ хочет ограничить излишек денежной массы в обращении, для чего начинает на открытом рынке активно пред­лагать государственные ценные бумаги банкам или населению, ко­торые производят покупки через дилеров. Поскольку предложение ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процент­ные ставки по ним растут, что увеличивает их привлекательность для покупателей. Продавая государственные бумаги, ЦБ списыва­ет с корреспондентских счетов банков денежные средства, произ­водя деэмиссию. Поскольку банки поддерживают определенное соотношение между объемами своих обязательств и величиной из­быточных резервов, они вынуждены сокращать денежную массу Ml, уменьшая объем предоставляемых ими кредитов. Это приво­дит к увеличению кредитных ставок и может повысить процентные ставки по долгосрочным депозитам, поскольку потребность бан­ков в кредитных ресурсах возрастает.

Если на денежном рынке возникает недостаток денежных средств в обращении, то ЦБ проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Политика открытого рынка выражается здесь в покупке ЦБ долговых обязательств федераль­ного правительства и местных органов власти. Поскольку спрос на ценные бумаги становится больше предложения, их рыночная цена растет, а доходность падает. Это уменьшает привлекатель­ность хранения данных активов частными субъектами, которые стремятся продать их ЦБ. При покупке государственных бумаг по выгодному для коммерческих банков и населения курсу ЦБ зачис­ляет на их корреспондентские счета соответствующие денежные средства, осуществляя тем самым денежную эмиссию. Поскольку банки не заинтересованы в накапливании на корреспондентских счетах не приносящих доход избыточных резервов, они увеличива­ют предложение кредитов нефинансовому сектору, зачисляя пре­доставленные кредиты на депозиты до востребования заемщиков. При этом увеличивается агрегат Ml, подлежащий обязательному Резервированию. Таким образом, обязательные резервы растут за счет избыточных. Это приводит к снижению процентных ставок по кредитам физическим и юридическим лицам. Кроме того, могут понизиться и ставки по кредитам, привлекаемым банками на сроч­ные депозиты у физических и юридических лиц, поскольку по­требность банков в кредитных ресурсах будет удовлетворяться за счет роста остатков средств на беспроцентн ых депозитах до востреб°вания при росте кредитования клиентов банков.

К операциям на открытом рынке относят также и приобретение ИБ государственных бумаг на условиях последующего выкупа — РЕПО (repurchase agreement — соглашение о покупке ранее про­данного), а также операции обратного модифицированного РЕПО (ОМР).

Кредитная операция РЕПО — сделка о покупке или продаже эмиссионной ценной бумаги с обязательством осуществить обрат­ную операцию по заранее оговоренной цене через определенный срок. Используется для оперативного удовлетворения потребности в кредитах тех заемщиков, у которых имеются в собственности ценные бумаги. Суть операции прямого РЕПО заключается в про­даже ценных бумаг коммерческим банком ЦБ по цене их рыноч­ной стоимости и обратной их покупке по уже более высокой ры­ночной цене на основании согласованной процентной ставки кредитования. При РЕПО ценные бумаги сразу переходят в соб­ственность ЦБ и возвращаются банку-заемщику после их выкупа. Ценные бумаги принимаются в обеспечение кредита по рыночной стоимости, которая корректируется на понижающий коэффици­ент, определяемый ЦБ для снижения возможных рисков, связан­ных с обесценением стоимости залога. Кредиты могут быть выда­ны в размере равной или меньшей суммы обеспечения, которая должна покрыть кредит и проценты.

В мировой практике одним из основных видов ДКП является процентная политика ЦБ. Она проводится по двум направлениям:

• регулирование займов коммерческих банков у ЦБ;

• депозитная политика ЦБ.

С помощью процентной политики ЦБ выполняет свою функ­цию как кредитор последней инстанции и получает возможность:

• воздействовать на спрос и предложение на денежном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;

• регулировать уровень ликвидности коммерческих банков и их кредитную активность;

• регулировать объем денежной массы в стране;

• предоставлять кредитным институтам экстренную финансо­вую помощь.

Центральным банком устанавливаются следующие процентные ставки:

1) ставка рефинансирования;

2) ставки по операциям прямого РЕПО и ОМ Р;

3) ставки по ломбардным кредитам;

4) ставки по кредитам overnight;

5) ставки по внутридневным кредитам;

6) ставки по депозитным операциям.

Общий метод рефинансирования ЦБ кредитных организаций включает в себя такие регулятивные инструменты, как ставка ре­финансирования, сроки предоставления рефинансовых креди­тов, а также требования по обеспечению кредитов. Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке ре­финансирования, представлена в табл. 3.3.

Таблица 3.3
Критерий классификации Виды кредитов
В зависимости от инструмента временного заимствования Вексельные Кредиты ЦБ
В зависимости от целевой направленности кредитования На обеспечение ликвидности На развитие определенных отрас­лей или реализацию целевых программ
В зависимости от формы обеспечения Под залог ликвидных и высоко­ликвидных ценных бумаг Под залог векселей и прав требо­ваний по кредитным обязатель­ствам организаций сферы матери­ального производства и поручи­тельства кредитных организаций
В зависимости от характера инициирования кредитов Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по ини­циативе ЦБ) Прямые кредиты ЦБ (по инициа­тиве кредитных организаций)
В зависимости от сроков предо­ставления Краткосрочные (на несколько часов) — внутридневные, over­night Среднесрочные (до 1 месяца) — ломбардный кредит Долгосрочные (до 1 года)

 

Ставка рефинансирования (официальная учетная ставка — official discount rate) — процентная ставка, которую применяет ЦБ в Своих операциях с кредитными организациями, выступая как кре­дитор в последней инстанции. Устанавливая официальную учетную ставку, ЦБ определяет стоимость привлечения кредитных ре­сурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов при операциях ре­финансирования ЦБ. Размер учетной ставки является одним из наиболее важных аспектов ДКП, выступая показателем изменений в области регулирования и находясь в значительной зависимости от уровня ожидаемой инфляции.

Повышение ставки рефинансирования может вызвать следую­щие изменения.

1. Дополнительные средства, привлекаемые банками в случае необходимости, становятся дороже, поэтому банки перекладыва­ют дополнительные издержки на собственных клиентов.

2. Сокращается количество выдаваемых коммерческими бан­ками кредитов.

3. Сокращается количество денег в обращении, что способ­ствует подавлению инфляции.

4. Увеличивается импорт капитальных ресурсов.

5. Растет спрос на национальную валюту и происходит ее удо­рожание, что способствует снижению инфляции и экономическо­го роста.

Торможение инфляционных процессов как позитивный результат роста ставки рефинансирования имеет, таким образом, и негативные эффекты. Чем выше процентная ставка, тем ниже склонность к инвестированию, по­скольку получаемая предпринимателями норма прибыли может оказаться меньше цены кредита, и тем медленнее развивается экономика.

Так, в 1981 г. нарастающая инфляция вынудила ФРС поднять учетную ставку до 21%, что нанесло серьезный ущерб сельскому хозяйству и станко­строению в США. В результате доля импортируемых этой страной станков превышает 60%, что серьезно ухудшает состояние торгового баланса.

В условиях намечающегося экономического спада или депрессии учетная ставка ЦБ имеет устойчивую тенденцию к снижению, что коммерческие банки и предприниматели понимают как свидетель­ство курса экономической политики правительства на стимулирова­ние деловой активности, ожидают применения других инструмен­тов государственного регулирования, поощряющих хозяйственную деятельность, и соответствующим образом планируютсвою полити­ку в отношении инвестиций, закупок, сбыта и занятости.

В течение дня работы платежной системы Банка России при от­сутствии денежных средств на корреспондентском счете кредит­ной организации допускается оплата расчетных документов в пре­делах лимитов внутридневного кредита и кредита overnight.

Внутридневной кредит Банка России — кредит, предоставляе­мый при осуществлении платежа со счета банка сверх остатка де­нежных средств на данном счете. Внутридневные кредиты кредит­ным организациям предоставляются ЦБ по нулевой процентной ставке и являются по своей природе инструментом поддержания текущей ликвидности и кредитования фактически осуществляе­мого банками многостороннего клиринга (взаимного зачета обяза­тельств). Моментом предоставления внутридневного кредита яв­ляется временной промежуток проведения расчетного документа коммерческого банка сверх имеющихся на корреспондентском счете средств. Хотя эти кредиты должны быть погашены к концу рабочего дня, их использование снижает потребность банков в ис­пользовании избыточных резервов. Применение данного инстру­мента приводит к возможности увеличения кредитной эмиссии и денежной массы.

В результате платежных операций к концу рабочего дня у некото­рых банков возникают значительные остатки средств на корреспон­дентских счетах в ЦБ, а у других — нехватка ликвидности для пога­шения однодневных кредитов. Если запланированные поступления на корреспондентский счет коммерческого банка к концу дня не приходят, то ЦБ может предоставить ему кредит overnight для пога­шения текущей задолженности по внутридневным кредитам на сум­му непогашенного банком кредита по основной ставке рефинанси­рования. Срок предоставления кредита — один рабочий день (или три календарных).

Внутридневные кредиты и кредиты overnight предоставляются не всем кредитным организациям, алишьтем, которые характери­зуются финансовой устойчивостью и имеют безупречную историю отношений с ЦБ.

Ломбардный кредит (lombard loan) — кредит, предоставляемый ЦБ коммерческим банкам под залог ценных бумаг. Он может быть взят по заявлению на получение ломбардного кредита по фиксиро­ванной процентной ставке или заявке на участие в ломбардном кре­дитном аукционе (lombard loan auction), который представляет со­бой процентный конкурс заявок коммерческих банков на получение ломбардного кредита. Банк России устанавливает процентные став- ки по итогам проведенных ломбардных кредитных аукционов (со

4 В.В Мельников сроком предоставления денежных средств на 14 календарных дней и определяемые на их основании фиксированные процентные ставки по ломбардным кредитам на срок 7 календарных дней).

Ломбардные кредиты по фиксированным ставкам предоставля­ются ЦБ вдень подачи заявлений на их получение. По результатам аукционов кредиты предоставляются на следующий рабочий день. Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов (ломбардный список), публикуется ЦБ.

В отличие от операции РЕПО предоставленные по ломбард­ному кредиту ценные бумаги не переходят в собственность ЦБ, а лишь перемещаются на другой счет в депозитарии и блокируются до возвращения кредита.

Активное рефинансирование ЦБ кредитных организаций оказы­вает и.положительное, и отрицательное влияние. С одной стороны, оно позволяет обеспечить устойчивость банковской системы, так как банки могут обратиться к кредитору последней инстанции, что­бы удовлетворить свою потребность в ликвидных средствах, хотя и на более жестких условиях, чем рыночные. С другой стороны, завы­шенные или заниженные ставки рефинансирования могут привести к излишней или недостаточной эмиссии денег. Если же ЦБ будет оперативно подстраивать ставки рефинансирования под состояние денежного рынка, то это может восприниматься экономическими агентами как сигнал о намерениях ЦБ ужесточить или смягчить мо­нетарную политику, которых на деле может не быть. По этой при­чине операции на открытом рынке считаются более предпочтитель­ным инструментом монетарного регулирования.

Обратными по отношению к операциям рефинансирования («ре­финансированием наоборот») считаются депозитные операции ЦБ, т.е. привлечение им средств кредитных организаций на срочные де­позиты с выплатой процентов. Данные операции ЦБ позволяют коммерческим банкам получать доход от избыточных резервов, а ЦБ — влиять на размер денежного предложения. Данный инстру­мент, отличающийся высшей надежностью размещения средств, может приводить к повышению депозитных и кредитных ставок в экономике.

 


Суть обязательных резервных требований заключается в замора­живании в ФОР ЦБ части средств, привлекаемых кредитными организациями во вклады. При этом процент отчислений диффе­ренцирован по видам вкладов и, как правило, вклады до востребо­вания имеют более высокий норматив, чем срочные. Увеличение вкладов приводит к перечислению средств с корреспондентского счета банка в фонд обязательных резервов и наоборот

Обязательства ЦБ перед коммерческими банками
         
Резервы   Прочие обязательства

 


Обязательные (фонд обязательных резервов)

Избыточные (средства банков на коррес­пондентских счетах в ЦБ)


 

Рис. 3.10. Обязательства ЦБ перед коммерческими банками

Поскольку предоставление банками кредитов клиентам осуще­ствляется путем открытия им депозитов до востребования (расчет­ных или текущих счетов), то кредитная экспансия невозможна без наращивания депозитов.

Резервные требования имеют двойное назначение:

• текущее регулирование банковской ликвидности;

• текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредит­ных денег коммерческими банками.

Исторически возникновение системы обязательного резерви­рования связывалось с необходимостью своевременного выполне­ния банками обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего всегда требовалась денежная наличность в определенном объеме. Впоследствии благодаря законодательно закрепленному праву ЦБ устанавливать или изменять НОБР стало возможным его второе назначение.

При прочих равных условиях повышение НОБР должно приво­дить к следующим последствиям.

1. Сокращаются возможности коммерческих банков по выдаче кредитов предприятиям и частным лицам.

2. Сокращаются возможности по созданию денег в рамках бан­ковской системы.

3.Уменьшается предложение денег в экономике

4.Падает совокупный спрос, что ведет к снижению инфляции.

5.Поскольку меньшее количество денег может быть предос­тавлено в виде кредитов, растет рыночная процентная ставка.

6.Повышение процентных ставок сокращает возможности для экономического роста, поскольку повышение процентных ставок стимулирует сбережения, но снижает объемы потребления и инве­стиций.

7.Высокие процентные ставки ведут к импорту капитала, а следовательно, удорожанию национальной валюты, что, с одной стороны, блокирует развитие инфляции, с другой — сдерживает экономический рост.

В ряде стран от обязательных резервных требований отказыва­ются, поскольку считают этот инструмент слишком грубым и на­носящим ущерб деятельности банков. Он не только ограничивает масштаб кредитной эмиссии, но и понижает процентные ставки по депозитам до востребования, которые в отличие от срочных депо­зитов подлежат обязательному резервированию. Например, в усло­виях глобализации завышенные нормативы обязательного резер­вирования по сравнению с аналогичными показателями в других странах значительно снижают конкурентоспособность российских банков, что особенно опасно в условиях упрощенного открытия российскими резидентами счетов за границей.

С точки зрения направленности на изменение динамики денеж­ной массы и цен, а следовательно, и покупательной способности денег выделяют два основных типа монетарной политики: экспан­сионистский (инфляционный) и рестриктивный (дефляционный). Проводя комплексную финансовуюрестриктивнуюполитику, пра­вительство сокращает бюджетные расходы, повышает налоги и на- ращи вает продажу цен н ых бумаг, увел ич ивая НО Б Р, сокращая л и к- видность банковской системы. Ограничение кредитных операций повышает учетную ставку, что затрудняет получение кредитов, в случае экспансионистской политики — наоборот.

3.2.3. Экономические ловушки

Несвоевременность или неадекватность мер монетарной поли­тики может явиться причиной попадания национальной экономи­ки в какую-либо из разновидностей экономических ловушек, на­пример долговую, ликвидности, «голландскую болезнь» или «сте- рилизационную».

Долговая ловушка возникает при чрезмерной задолженности го­сударства и частного сектора. Привлекая краткосрочные и средне­срочные займы под низкие проценты, заемщики рассчитывают их рефинансировать путем новых заимствований. В случае резкого повышения ставок на финансовых ранках обслуживание долга бы­стро дорожает. Если заемщик не в состоянии его погасить, начина­ется лавинообразный рост задолженности, погасить которую ста­новится невозможно даже после снижения процентных ставок.

Ловушка ликвидности возникает при слишком низких номи­нальных ставках процента, когда снижение ЦБ ставки рефинанси­рования не приводит к росту кредитования и стимулированию эко­номического роста.

При крайне низкой процентной ставке, которая теперь может изменяться только в сторону повышения, рыночный курс акций и облигаций становится чрезвычайно высок, а потому население их не приобретает и владельцы денег даже при низкой процентной ставке не стремятся к инвестированию. Весь прирост денежной массы поглощается спекулятивным спросом на деньги: население хранит наличность ввиду ее высокой ликвидности.

В развитой рыночной экономике существует механизм автома­тического выхода из ликвидной ловушки, связанный с действием эффекта Пигу. Полагая, что инфляционный рост цен — явление временное, экономические субъекты станут наращивать предель­ную склонность к сбережению. Вследствие этого будут сокращать­ся совокупный спрос и расширяться совокупное предложение че­рез трансформацию сбережений в инвестиции, что сравнительно быстро нейтрализует инфляционную угрозу. Однако в переходной экономике с высоким уровнем монополизации усиление инфля­ционных процессов парализует действие эффекта Пигу. Поскольку население ожидает только увеличения уровня цен, усиление инф­ляции провоцирует наращивание склонности к потреблению. Это исключает выход экономики из ликвидной ловушки как по причи­не ажиотажного спроса, так и в связи с острым дефицитом инвес­тиционных ресурсов для его преодоления. Данная ситуация улажи­вается только с подключением инструментов БНП.

 

3.3. Валютное регулирование и валютный контроль

Одним из наиболее значительных элементов в системе монетар­ного регулирования экономических процессов является валютная политика. Она призвана обеспечивать и стабильность динамики обменного курса, и антиинфляционную направленность, и высо­кую рентабельность экспортных операций. Очевидно, что в совре­менных российских условиях спрос и предложение денег также в значительной мере формируются под влиянием курсовой полити­ки монетарных властей.

3.3.1. Определение валютного регулирования

Валютное регулирование — управление валютными потоками и внешними платежами для формирования валютного курса нацио­нальной денежной единицы.

Объектом валютной политики являются валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги. При этом под ино­странной валютой понимается как наличная (в виде монет, банк­нот, казначейских билетов), так и безналичная (средства на счетах) валюта. Субъектами валютной политики являются органы и аген­ты валютного регулирования.

В числе целей валютной политики можно назвать:

• укрепление валютно-финансового положения страны;

• повышение международной платежеспособности и креди­тоспособности страны;

• повышение международной валютной ликвидности;

• повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов;

• противодействие «бегству капиталов» за границу;

• создание условий для конвертируемости иностранной валю­ты и стабильности обменного курса по отношению к иност­ранным валютам.

В целях регулирования выделяются следующие виды конверти­руемости валюты.

Полная конвертируемость национальной денежной единицы — отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валю­ты на иностранные и наоборот.

Частичная конвертируемость — конвертируемость валюты толь­ко для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций. Как правило, частичная конвер­тируемость валюты означает свободный обмен национальной ва­люты на иностранные по текущим операциям для выполнения обязательства ст. 8 «Общие обязательства государств-членов» Со­глашения МВФ, т.е. возможно сохранение ограничений на приоб­ретение национальной валюты нерезидентами с целью ее исполь­зования для закупки товаров на внутреннем рынке.

Виды частичной конвертируемости:

• внешняя конвертируемость — свобода обмена национальной валюты для использования в любых международных плате­жах, включая расчеты между нерезидентами через иностран­ные банки;

• внутренняя конвертируемость — свобода обмена националь­ной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэконо­мических расчетов резидентов страны с нерезидентами.

Главное преимущество СКВ заключается в возможности для ре­зидентов страны-эмитента использовать национальную валюту для международных расчетов без дополнительных трансакцион­ных издержек. Это повышает конкурентоспособность экспортеров данной страны, а также позволяет создавать ликвидные рынки но­минированных в данной валюте финансовых инструментов. Таким образом, страны, чьи валюты свободно конвертируются, приобре­тают дополнительные конкурентные преимущества для своих предприятий.

Предпосылки введения полной конвертируемости валюты:

• общая стабилизация экономики;

• сокращение дефицита государственного бюджета;

• низкие темпы инфляции;

• уменьшение дефицита счета текущих операций;

• урегулирование внешней задолженности страны;

• накопление достаточных ЗВР;

• нормализация социально-политической обстановки в стране;

• высокая степень интеграции национального хозяйства в ми­ровую экономику;

• доверие к национальной денежной единице внутри страны и за рубежом.

В отличие от стран Западной Европы Россия начала путь к конверти­руемости валюты, введя внутреннюю конвертируемость рубля, т.е. только для обеспечения платежей резидентов по экспортно-импортным опе­рациям. Это блокировало выход рубля на международные рынки, по­скольку иностранным банкам не имело смысла открывать счета в рублях. Российским импортерам в свою очередь трудно оплатить в рублях им­портные сделки, даже если поставщику нужны рубли для приобретения товаров в России.

Внешняя конвертируемость нужна для уверенности иностранных ин­весторов в возможности вывоза полученных прибылей из страны путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке. Внешняя кон­вертируемость — первый шаг на пути к полной конвертируемости, а внут­ренняя — второй шаг. Россия сделала наоборот, хотя ограничение права резидентов совершать операции с иностранной валютой является глав­ным инструментом защиты валютной системы страны.

Внешняя конвертируемость рубля нужна в первую очередь для сниже­ния издержек участников ВЭД. особенно в отношениях со странами — эмитентами валют, которые не являются свободно конвертируемыми. Она необходима также для стимулирования иностранных инвестиций.

Несмотря на наличие внутренней и внешней конвертируемо­сти, денежная единица (например, рубль) не будет полностью кон­вертируемой валютой до тех пор, пока хозяйствующие субъекты сами не захотят ее использовать в международных расчетах. Для этого необходимы доверие к экономической политике государст­ва, соблюдение им запланированных макроэкономических пара­метров, а также перспективность и жизнеспособность националь­ной банковской системы.

3.3.2. Системы валютных курсов и факторы их изменения

Соотношение национальной денежной единицы и валют других стран оказывает непосредственное воздействие на развитие наци­онального производства. Предприятия реального сектора эконо­мики весьма чувствительны к изменениям обменного курса валю­ты, который влияет на конкурентоспособность производимой ими продукции.

В целях практического анализа изменения конкурентоспособ­ности национальных производителей вводятся понятия номиналь­ного эффективного обменного курса и реального эффективного обменного курса. Чем выше значение реального эффективного курса, тем хуже при прочих равных условиях положение экспорте­ров, утрачивающих ценовое преимущество, и предприятий обра­батывающей промышленности.

Выделяется пять основных систем валютных курсов.

1. Свободное плавание. В такой системе курсы формируются исключительно под воздействием спроса и предложения на рынке.

2. Управляемое плавание. В данном случае кроме спроса и предложения валюты на величину валютного курса оказывают влияние ЦБ и международные кредитные и финансовые организа­ции.

3. Фиксированные курсы. Они представляют собой официаль­но установленное соотношение денежных единиц разных стран.

4. Целевые зоны, или «валютный коридор». Вариант представ­ляет собой модификацию системы фиксированных валютных кур­сов, при которой колебания ограничены глубиной коридора.

5. Гибридная система валютных курсов.

ЦБ может регулировать курс посредством административных мероприятий, к которым относятся:

• решение об обязательной продаже части экспортной выруч­ки;

• лимитирование операций КБ по купле-продаже иностран­ной валюты на биржах;

• разработка системы методов административного и экономи­ческого воздействия на экспортеров, задерживающих репат­риацию валюты.

Как правило, в период реформ развивающиеся страны чаше всего ис­пользуют режим фиксированного валютного курса. В отдельных случаях вводится его крайняя форма — валютное бюро, когда денежная масса на 100% обеспечивается ЗВР (была в странах Балтии).

Япония до 1971 г. удерживала стабильный курс иены по отношению к доллару США. Китай фиксировал юань по отношению к доллару США с 1995 до 2005 г. В этот период страны достаточно быстро развивались. При этом были разработаны эффективные схемы инвестирования средств ЗВР в приоритетные отрасли, что позволяло одновременно решать проблемы инфляционного давления на экономику и повышения нормы инвестиций.

В Японии выход из режима фиксированного курса осуществлялся под ревальвационным давлением массированного притока промышленных капиталов. Кроме того, была значительно увеличена эффективность ва­лютного контроля:

• введены дополнительные ограничения на покупку нерезидентами национальных ценных бумаг и на проведение валютных операций физическими лицами;

• установлено лицензирование валютных операций, связанных с по­купкой валюты для импорта и осуществления прямых иностран­ных инвестиций;

• установлены лимиты на открытые позиции банков;

• усилен контроль за валютными свопами.

При этом отсутствовали полная конвертируемость валюты и развитый форвардный рынок

Обычно предполагается, что укрепление национальной валюты носит в основном негативный характер, поскольку приводит к снижению конкурентоспособности товаров, номинированных в национальной валюте, а девальвация, наоборот, сказывается пози­тивно. Тем не менее девальвация в переходной экономике может иметь ряд негативных последствий:

1) повышение темпов инфляции в связи с ростом импортных цен;

2) возможность поддержки определенных отраслей, что может закрепить структуру экспорта и заблокировать диверсификацию производства;

3) «справедливые» антидемпинговые меры, затрудняющие сбыт отечественной продукции, со стороны стран-контрагентов;

4) снижение доверия к национальной валюте;

5) рост долларизации экономики;

6) рост социальной нестабильности по причине инфляции.

Политика ревальвации в определенных условиях также может

иметь свои преимущества:

1) наиболее важным становится снижение издержек отечест­венных производителей при использовании импортных комплек­тующих и оборудования;

2) снижаются относительные цены на импорт и обостряется конкуренция между отечественными и иностранными товарами, которая является главной движущей силой инновационного раз­вития и модернизации производства;

3) снижаются реальные процентные ставки, что стимулирует инвестиционный спрос;

4) растут покупательная способность и антиинфляционные ожидания.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на колебания валютных курсов.

1. Объем денежной массы. На международном рынке, как и на внутреннем, стоимость валюты при прочих равных условиях тем меньше, чем больше ее находится в обращении. Для повышения курса национальной валюты правительство страны должно прово­дить жесткую ограничительную политику в отношении денежного предложения.

2. Объем ВВП страны. Общий спрос на денежных рынках возни­кает в результате использования денег прежде всего как средства обращения. Определенный запас наличности постоянно требуется для покрытия заранее неизвестной стоимости сделок, осуществля­ющихся при обмене денег на товары и услуги. Если в стране произ­водится мало привлекательных для иностранцев товаров и услуг, если качество их низкое, а цены при этом относительно высокие, можно предположить, что спрос на валюту этой страны будет низ­ким и таким же, следовательно, будет ее обменный курс.

3. Колебания циклического характера. Если в стране проводится рестрикционная БНП или ДКП, правительство сокращает предло­жение денег, увеличивает налоги, снижает государственные расхо­ды. В результате всех этих мер совокупный спрос падает, а выпуск продукции начинает сокращаться. За падением выпуска продук­ции и доходов следует также уменьшение расходов, часть которых составляет сокращение расходов на импорт, что в свою очередь уменьшит предложение национальной валюты на валютном рынке и будет фактором, действующим в сторону повышения обменного курса, если имеются замещающие внутренние производства. В слу­чае увеличения экспорта спрос на национальную валюту возрастет, что оказывает воздействие на рост ее обменного курса.

4. Различия в процентных ставках и переливы капитала. Если в некоторой стране ужесточают денежную политику, то процентные ставки в этой стране будут иметь тенденцию роста относительно процентных ставок на капитал в остальном мире. Инвесторы, же­лая извлечь доходы из более высоких процентных ставок, конвер­тируют свои портфели из евро, английских фунтов стерлингов или японских иен и др. в валюту данной страны. Капитал начинает пе­реливаться в страну, вызывая удорожание национальной валюты. Ничем не ограничиваемый приток спекулятивного капитала мо­жет, кроме того, вызывать и ряд других неприятных макроэконо­мических последствий (рис. 3.18).

Рис. 3.18. Механизм притока спекулятивного капитала

 

США абсорбируют глобальные сбережения в гигантских масштабах в Целях финансирования дефицита платежного баланса. Кроме того, ог­ромный государственный долг не может быть профинансирован с помо­щью дополнительных налоговых поступлений, и возникает необходи­мость в дальнейших займах. Таким образом, существует угроза падения кУрса доллара в долгосрочной перспективе.

При этом порядка 70% мировых ЗВР имеют долларовую форму, что за­ставляет правительства других стран не допускать их резкого падения. Доллар применялся в этих целях, поскольку длительное время он был от­носительно стабилен и выпускался государством, имеющим максималь­ную долю в мировой торговле. Мировая торговля сырьевыми товарами опять-таки номинирована в долларах, что означает потребность в долла­ра* для их закупки. Наконец, ЕС как наиболее крупная экономика после ^Шд также не жаждет перехватить пальму «валютного первенства», по­скольку основным источником для роста Европы является расширение экспорта, зависящего от стоимости евро.

Возникает замкнутый круг: рост мировой экономики требует поддер­жания курсадоллара, но высокая его стоимость приводит к росту дефици­та в США, а поэтому усиливает финансовые диспропорции в мировой экономике.

Политика регулирования валютного курса решает следующие задачи.

1. Достижение среднесрочной стабильности реального (т.е. с уст­ранением влияния инфляции в странах сопоставления) обменного курса национальной валюты в целях неухудшения конкурентоспо­собности товаров отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Чрезмерное завышение курса рубля ведет к вытес­нению внутреннего производства импортом. Чрезмерное удешевле­ние рубля вредно, поскольку приводит к форсированию экспорта товаров (в первую очередь сырья) в ущерб их поставкам на внутрен­ний рынок, а также к удорожанию закупаемых за рубежом производ­ственных ресурсов, что с двух сторон стимулирует рост цен.

2. Обеспечение краткосрочной стабильности номинального кур­са национальной валюты, поскольку сильная волатильность курса и значительная девальвация валюты могут приводить к усилению утечки капитала или притоку спекулятивного капитала, дестаби­лизирующих развитие финансово-экономической системы. При этом ЦБ вкладывает в иностранную валюту значительную часть ак­тивов, а большая часть пассивов номинирована в рублях, что созда­ет опасность банкротства при резкой ревальвации рубля.

3. Поддержание стабильности эффективного реального обмен­ного курса рубля к корзине валют стран — торговых партнеров, чтобы не допустить роста конкурентоспособности импортируемых товаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.