Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования рынков недвижимости в городах России

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗЕМЕЛЬ ГОРОДОВ И ИНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

 

Более 60 лет практически бесплатного землепользования (1930-1990-е гг.) привели к тому, что распределение земельных участков осуществлялось путем командно-административных решений, а рен­та присваивалась пользователем участка или перераспределялась в пользу приоритетного для администрации производства путем выде­ления земельных участков, наиболее пригодных для строительства и транспортной доступности. В соответствии с этим влиятельные (градообразующие) предприятия и организации стремились получить наиболее выгодно расположенные участки и, как правило, большой площади, чтобы иметь резерв территории для дальнейшего экстенсив­ного развития или для расширения складских территорий (многие пред­приятия получали еще так называемые мобилизационные площади, под расширение производства на случай чрезвычайных ситуаций). Все это привело к тому, что доля промышленных зон в городах России в 2-6 раз выше, чем в других странах, а интенсивность использова­ния этих зон — в 2-8 раз ниже (удельная землеемкость выпускаемой продукции в 2-5 раз выше, чем в Европе), причем размещались они без учета будущего развития населенных пунктов (в основном го­родов). Такое же распределение земель относится к районам ново­го жилого строительства, где единственным критерием в течение долгого времени служила экономия затрат на строительство домов (подключение к инженерным сетям и строительство фундамента) без учета не только стоимости земли, но и стоимости строительства дорог и инженерных сетей, а также эксплуатационных затрат. В итоге в рай­оне новостроек осталось огромное количество незастроенных площа­дей (в одном только Санкт-Петербурге это 16 тыс. га, в Москве 3520 га, в Екатеринбурге 2500 га, в городах Московской области около 4300 га, а всего в населенных пунктах страны таких площадей до 25 %). А ло­гика командно-административной экономики продолжала уводить строителей все дальше от центра, чтобы застраивать новые районы жильем, с плотностью, в 2-8 раз уступающей международной прак­тике по многоэтажному и индивидуальному строительству (однако только 20-25 % территорий населенных пунктов непригодны для мно­гоэтажного — свыше 5 этажей — строительства), при этом не заботясь о наличии в этих районах рабочих мест, транспорта и социальной ин­фраструктуры, все это достраивалось потом в течение 5-10 лет.

Процесс ликвидации перекосов в административно-командной си­стеме потребовал создания рынка недвижимости и перехода к рыноч­ным отношениям в городском землепользовании, но региональная законодательная база формируется достаточно долго и по многим вопросам регулирования в области управления землепользования возникают противоречия с федеральным законодательством. Вместе с тем, отсутствие ряда законов, регулирующих земельные отношения в городах, приводит к необоснованным препонам по распределению и перераспределению земель в муниципальных образованиях, а адми­нистративная власть (особенно на местном уровне) не хочет выпус­кать из рук такую монополию и создает процедуры и правила, блокиру­ющие инвестиции в пригородное сельское хозяйство, недвижимость и массовое строительство, а в настоящий момент идут необоснованное банкротство пригородных (в радиусе до 30-60 км от крупных городов) сельскохозяйственных предприятий и перевод сельскохозяйственных земель в несельскохозяйственные, под застройку. В результате этого земельный рынок развивается в достаточно нецивилизованных условиях, ориентированных на спекулятивные операции, и занимается по­чти исключительно обслуживанием богачей, имеющих возможность оплатить сверхдоходы посредников и спекулянтов.

В современном правовом обществе государство обязано контроли­ровать и регулировать использование недвижимости, а особенно зем­ли, и операции с ней. Поэтому необходимо подчеркнуть, что в городах России на современном этапе развития административной системы, как правило, отсутствует ясная политика властей в области управле­ния городской недвижимостью, а контролируется и регулируется за­частую не то и не так, как это принято в правовом государстве. Поэто­му можно сделать вывод, что происшедшая в пореформенной России приватизация привела к тому, что и в сфере недвижимости, и в прива­тизации земли в частности целями государственного регулирования и регулирования рыночных процессов становятся зачастую не интере­сы общества в целом, а интересы отдельных организаций и групп лиц. Рассмотрим некоторые позиции экономико-правового поля функцио­нирования недвижимости, прежде всего регулирование использования земельных участков. Система проведения экономических реформ и законодательная необеспеченность процессов приватизации земли привели к юридическому различию понятий земли и недвижимости (под недвижимостью в первую очередь понимались исключительно улучшения земельного участка, но не сам участок), что мы чаще все­го наблюдаем в Москве и Санкт-Петербурге. Все это привело к ус­ложнению процедур оформления земельных участков и зданий-со­оружений, так как для земли были созданы свои административные органы, а для остальной недвижимости — свои, привело к дисбалансу учета объектов недвижимости и созданию множества контор, куриру­ющих оформление документов на землю и сооружения-улучшения. Все это позволило проводить приватизацию улучшений (зданий-со­оружений и прочно связанных с землей объектов) без оформления прав на земельный участок и осуществлять гражданско-правовые опера­ции только со зданиями-сооружениями. В настоящий момент мно­жество приватизированных предприятий разделены на несколько от­дельных предприятий с новыми собственниками зданий-сооружений, и их попытки разделить между собой права на землю и определить границы уже загрузили не только суды, адвокатов и юрисконсультов, но и другие службы. Система городских землепользовании и градост­роительное планирование регулируются рамочным консервативным законом, оставившим советскую практику планирования без учета современных земельно-имущественных отношений в городах и со временных особенностей перераспределения городских землеполь­зовании.

В настоящий момент основной нормативной базой рынка недвижи­мости являются указы Президента, Гражданский кодекс РФ и норма­тивные акты субъектов Федерации, однако многие субъекты Федерации игнорируют указы Президента и трактуют их по-своему — в соответ­ствии с региональной особенностью землепользовании.

В настоящий момент в городах создаются организации для форми­рования земельного кадастра и регистрации прав собственности. Но за­полнение кадастра и инвентаризация недвижимости идут крайне медленно из-за отсутствия средств и противодействия местных адми­нистраций. В момент совершения сделки с недвижимостью ненадеж­ными оказываются и информация о границах участка, и данные о пра­вах на этот участок, и данные о собственности. Вместе с тем системы градостроительных ограничений на использование участка чаще все­го неизвестны или незаконны, являются административными доку­ментами и изменяются администрацией уже при согласовании про­екта строительства. В результате этого риски покупателя, арендатора или залогодателя при совершении сделок с недвижимостью являются высокими, а возможности титульного страхования и страхования опе­раций с недвижимостью ограничены; развитие титульного страхова­ния осложнено отсутствием нормативно-правовой базы и нежеланием страховых компаний осуществлять этот вид страхования. А государ­ство не только не гарантирует чистоту титулов и надежность прав на недвижимость (в настоящий момент судебные органы по искам о при­знании недействительной сделки с недвижимостью приняли решении признать недействительными менее 0,04 % сделок), причем государ­ство не компенсирует потери, вызванные регистрационными ошиб­ками и ошибками в оформлении документов.

Кроме того, необходимо отметить, что современная система оценки недвижимости для налогообложения, приватизации и других государ­ственных целей не базируется на рыночных ценах, а основана на уста­ревших методиках системы БТИ, удовлетворяющих бизнесменов и отдельных приватизаторов госимущества. В связи с этим необходимо отметить, что только одно изменение нормативно-методической базы в области оценки, введение рыночной системы налогообложения не­движимости и сделок с ней может составить основу (до 40-75 %) до­ходов местных (муниципальных) бюджетов.

В настоящий момент вместо единого налога на недвижимость феде­ральным законодательством введены два налога: земельный и налог на имущество. Согласно федеральному законодательству определение платы за землю, фиксированные ставки для субъекта Федерации оп­ределяются федеральным законом, а дифференциация ставок по ви­дам землепользователей и оценочным зонам может проводиться на местном уровне. Характерно, что налог на имущество определяется на основе инвентаризационной оценки, осуществляемой БТИ, которая через систему повышающих коэффициентов приводит данные оцен­ки, проводимой еще в СССР, к современным расценкам, что также не имеет ничего общего с рыночной ценой. Согласно федеральному зако­ну плата за землю под жилой застройкой (частными загородными до­мами и дачами) облагается по ставке равной, 3 % от фиксированной ставки земельного налога для данного региона. До самого последнего времени основное целевое назначение земель (земельных участков) являлось главным и практически единственным правовым фактором, который влиял на содержание соответствующих прав и обязанностей собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Однако реальные потребности нашей все усложняющейся жизни вызвали необходимость появления новых правовых инструментов ре­гулирования использования земель и тем самым более четкого опре­деления прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Таким правовым инструментом стало зонирование территорий (земель).

Статьи 37 и 39 Градостроительного кодекса РФ предусмотрели ра­нее неизвестный нашему законодательству правовой институт — ин­ститут зонирования территорий. При разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития террито­рий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирова­ния территорий, определяющие вид использования территорий и уста­навливающие ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности. Зонирование земель (территорий) направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности; защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера: предотвращение чрезмерной концент­рации населения и производства, загрязнения окружающей природ­ной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий истори­ко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лес­ных угодий.

Зонирование земель поселений по российскому законодательству представляет собой дополнительный по отношению к подразделению зе­мель на категории способ регулирования использования земель, обычно в пределах отдельных категорий. Посредством зонирования уточня­ются и детализируются в первую очередь правила использования и охраны земель, определяется правовой режим недвижимости, регули­руется порядок хозяйственной деятельности в публичных интересах. Необходимо отметить, что решение задачи но привлечению инвес­тиций в муниципальные образования окажет существенное воздей­ствие на развитие городского строительства по реконструкции жилья и реорганизации промышленности в городах, а также вовлечет в ры­ночный оборот недвижимость и земельные участки, предназначенные под строительство и реконструкцию. В результате этого будет достиг­нута основная цель экономической и земельно-имущественной рефор­мы — улучшение системы муниципальных землепользовании, но для осуществления данной цели необходимо цивилизованное развитие инфраструктуры земельного рынка в городах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок расчета налогооблагаемой базы земли | Меры по развитию инфраструктуры земельного рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.