Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период феодальной раздробленности, сеньориальная монархия

(IX - XIII века)

На западе бывшего Франкского государства образуется Франция, которая первоначально представляла собой объединение слабо связанных и враждующих между собой феодальных владений – доменов. Этот период характеризовался децентрализацией государственного управления. Власть короля за пределы его личных владений не распространялась, крупные феодалы обладали в своих владениях теми же правами, что и глава государства.

Первоначально король избирался на съезде крупных феодалов, но постепенно его полномочия расширялись, укреплялась его армия и финансовая база, была установлена опека над церковью и часть ее доходов шла королю, а с XII века высшие сановники церкви стали приносить ему присягу верности.

Структуры административного аппарата короля стали именоваться министериалами. Был создан королевский совет, комплектующийся из различных сословий граждан, послушных королю и имеющих соответствующую подготовку (юридическую, финансовую и т.д.).

Управление в королевском домене осуществляли чиновники, которые именовались прево. Несколькими объединенными доменами управляли бальи. Суд на территории страны вершили королевские чиновники, феодалы и церковь. Высшей судебной инстанцией в королевском домене был суд короля, в других частях страны - суд крупных феодалов, в системе церковных судов - суд пап и их уполномоченных. Церковь оказывала решающее влияние на духовную жизнь страны, имела центральное управление, свое право и вооруженные силы, поставляла государственному аппарату кадры грамотных чиновников. С XIII века создается церковный орган следствия и суда – инквизиция (пытки, сожжение и т.д.).

Армия состояла из вооруженных отрядов феодалов, появились тяжело вооруженные конные рыцари. С XII века феодалы уплачивая денежное возмещение освобождались от военной обязанности.

Важным шагом преодоления раздробленности стали реформы, направленные на ослабление могущества крупных феодалов:

- в административном аппарате: была разделена королевская курия на счетную палату (финансовые функции) и судебную (судебные функции), которые комплектовались министериалами короля и учеными-юристами, а крупные феодалы постепенно отошли от повседневной работы в этих органах;

- в суде: был поднят авторитет королевского суда; отменены судебные поединки; вводилось право апелляции на решения низших судов и судов феодалов в высшую судебную инстанцию - судебную палату, что ограничивало судебную власть феодалов над населением в своих владениях;

- в армии: феодальное ополчение стало заменяться наемным войском и городской милицией;

- в финансах: были выпущены монеты, получившие хождение по всей стране и вытеснившие монеты, выпускавшиеся отдельными феодалами.

Реформа способствовала преодолению феодальной раздробленности.

 

3. Сословно представительная монархия (XIV - XVI века)

Переход к сословно-представительной монархии был осуществлен в 1302 году при правлении Филиппа IV и означал новый шаг на пути к централизации государства и ослаблению политического влияния феодальной аристократии. Наблюдается рост духовной общности французского народа, укрепление экономических связей отдельных частей страны и образование национального рынка.

Высшим сословием стало духовенство и дворянство, церковь подчиняется государству. Светские феодалы постепенно превращались в непривелегированное сословие (становились на чиновничьи и военные должности). К этому же сословию относились горожане и свободные крестьяне. Происходит массовое освобождение крепостных крестьян.

Города приобретают важное культурное, экономическое и военное значение, добиваются независимости, приобретают право иметь свой суд, свои вооруженные отряды.

Органом сословного представительства стали Генеральные штаты (созывались 3 раза в год), которые были представлены дворянством, духовенством и третьим сословием. Герцоги и графы могли посылать вместо себя своих представителей, а остальные депутаты от дворян, духовенства и горожан избирались по сословиям. Обсуждение и принятие решений осуществлялось раздельно по сословиям, а окончательное решение выносилось по большинству голосов сословий.

Полномочия Генеральных штатов: представляли королю наказы избирателей; устанавливали налоги; предоставляли королю субсидии; осуществляли контроль за расходованием финансов. С переходом к абсолютной монархии Генеральные штаты сходят с политической арены (1302 - 1614 годы), вместо них образуется собрание знати (нотаблей).

Суд. Осуществление правосудия постепенно переходит в руки короля и его чиновников, ограничиваются права церковных судов и судов феодалов. Парижский парламент (вместо судебной палаты) становится высшей судебной инстанцией в стране, вплоть до регистрации актов короля. Учреждается должность прокурора, который представлял интересы короля.

Армия. Изобретение огнестрельного оружия и использование артиллерии подорвали военное значение замков и тяжеловооруженных конных рыцарей. Армия стала комплектоваться из наемников.

 

4. Абсолютная монархия (XVI - XVIII века)

XVI – XVIII века стали периодом становления и утверждения капиталистических отношений во Франции. Гарантом единства страны выступала королевская власть. В XVI веке французская монархия утратила представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Первым сословием оставалось духовенство, насчитывавшее 130 тысяч человек (из 15 млн. населения всей страны). Оно держало 1/5 всего государственного земельного фонда. Внутренне это сословие не было однородным. В этот период усилилась зависимость духовенства от короля и укрепилась его связь с дворянством. В 1516 г. французский король добился права назначения на все высшие церковные должности в своем королевстве.

Также, господствующее положение во французском обществе занимали и дворяне, которые сохранили все свои привилегии (400 тысяч дворян владели 4/5 всех земель в государстве). Росли ряды городской буржуазии. С целью пополнения казны правительство прибегло к выгодной системе продажи должностей, предоставляющих наследственный дворянский титул, что снизило роль дворянства в управлении, т.о. постепенно наряду со старым родовитым дворянством появляется новое чиновное дворянство. К середине XVIII века во Франции было уже около 4 тысяч новых дворян.

Основную массу населения составляло третье сословие, имущественная и социальная дифференциация которого в данный период особенно проявилась. В рамках третьего сословия четко обозначился слой богатых и влиятельных горожан, занимавшихся ростовщичеством, торговлей, мануфактурным производством. Из их числа постепенно формировался класс буржуазии. В самом низу социальной лестницы третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, наемные рабочие. Правовое положение французского крестьянства, основную массу которого по-прежнему составляли цензитарии, изменилось мало. Их основной феодальной повинностью оставалась выплата феодалу денежного ценза, размер которого постоянно увеличивался. Третье сословие оставалось единственным податным сословием в стране. Духовенство и дворянство сохранили свой налоговый иммунитет.

Государственный строй. Основы новой формы правления были заложены еще в XV в, в правления Карла VII и Людовика XI. Однако развитию абсолютизма помешал религиозный раскол общества. Под влиянием идей Реформации во Франции развернулось движение гугенотов (французских кальвинистов), объединявшее в своих рядах прежде всего недовольных усилением королевской власти. Лидерами гугенотов стали представители самых знатных дворянских фамилий (Бурбоны, Конде). Противостояние католиков и протестантов вызвало религиозные войны, которые с перерывами тянулись более 30 лет (1562-1593 гг.) и сопровождались страшными жестокостями. Политическое примирение в стране было достигнуто с началом правления Генриха VI Бурбона - лидера французских протестантов, четыре раза менявшего свои религиозные убеждения. Нантским эдиктом 1598 г. католическая церковь объявлялась официальной религией, а гугенотам предоставлялись религиозные и политические права. В качестве гарантии их свобод за гугенотами сохранялось право на свои крепости и гарнизоны.

В правление Людовика XIII (1610-1643 гг.), когда главную роль в государстве играл кардинал Ришелъе, и в правление Людовика XIV (1643-1715гг.) были проведены реформы, окончательно оформившие государственный строй абсолютной монархии.

Абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Королевская власть способствовала завершению территориального и политического объединения страны, являясь главной объединяющей силой и гарантом сохранения целостности государства. Она обеспечила благоприятные условия для последующего социально-экономического развития страны. Нуждаясь в дополнительных средствах, монархия стимулировала развитие промышленности и торговли, поощряя строительство мануфактур и вводя высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Используя политику меркантилизма и протекционизма в собственных интересах, королевская власть не предоставляла правовых гарантий нарождающемуся классу буржуазии, напротив всеми силами сохраняя прежние феодальные порядки и сословные привилегии. Поэтому со второй половины XVII в., когда дальнейшее развитие капиталистических отношений в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила свои прогрессивные черты.

В период абсолютизма общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий изменилось. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов было введено новое официальное титулование короля - «король божьей милостью». Французская монархия объявлялась божественной, а власть короля воспринималась как священная. Король являлся наследным главой государства, которому принадлежала вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Обоснование исключительной законодательной власти короля исходило из принципа: «один король, один закон». В сфере исполнительной власти ему подчинялся весь централизованный государственный аппарат. Он имел право учреждения и ликвидации государственных постов, назначения на любую государственную и церковную должность, окончательного решения всех важнейших внутригосударственных и внешнеполитических вопросов. Он устанавливал налоги и выступал высшим распорядителем государственных фи­нансовых средств. Королю подчинялись армия, полиция и суд. Добившись права назначения на высшие церковные посты, коро­левская власть подчинила себе и католическую церковь во Фран­ции.

С укреплением абсолютизма необходимость в сословно-представительных учреждениях отпала. Генеральные штаты практически перестали созываться. В 1614 г. они были созваны для разрешения финансовых проблем королевства. Депутаты от третьего сословия, основываясь на инструкциях избирателей, предложили отказаться от налогового иммунитета первых двух сословий и обложить налогами земли дворян и духовенства. Данное предложение вызвало бурю негодования со стороны первой и второй палат, недовольным остался и королевский двор. Генеральные штаты были распущены и не созывались в течение 175 лет (до 1789 г.). Утверждение абсолютизма внесло некоторые изменения в структуру государственного аппарата.

Центральные органы государственного управ л ения представляли собой совокупность множества учреждений, созданных в разные периоды. В целом государственный аппарат был громоздким, переполненным порой ненужными, дублирующими друг друга органами. Из старых должностей по-прежнему сохранял свой статус канцлер, который стал вторым после короля лицом в государственном управлении. Центральную администрацию в период абсолютизма возглавили генеральный контролер финансов, составлявший государственный бюджет и руководивший экономической политикой Франции, и четыре государственных секретаря - по иностранным делам, по военным делам, по делам колоний и морским, по внутренним вопросам.

Неоднократному реформированию подвергались и королевские советы. В 1661 г. Людовик XIV в. создал Государственный совет - высший совещательный орган при короле. В его состав вошли пэры Франции, государственные секретари и другие высокопоставленные чиновники, а также канцлер, председательствовавший в совете в отсутствие короля.

Управление на местах по-прежнему отличалось сложностью и запутанностью. В начале XVI в. для проведения политики правительства на местах были созданы должности губернаторов, назначаемых и смещаемых королем. Несколько позднее для укрепления власти короля в провинции с различными временными поручениями посылались комиссары, наделенные широкими полномочиями в сфере контроля над осуществлением правосудия, а также инспектирования финансов и администрации городов. Со временем им был присвоен титул интендантов.

Назначаемые королем интенданты полиции, юстиции и финансов обязаны были обеспечивать общественный порядок, следить за набором рекрутов в армию, бороться с ересью, вести расследование от имени короля, имели право вмешаться в любой судебный процесс.

Судебная система в период абсолютизма практически не изменилась. Судопроизводство по-прежнему осуществляли королевские, сеньориальные и церковные суды. Тенденция усиления королевских судов и снижения роли сеньориальных сохранилась. Согласно Орлеанскому ордонансу 1560 г. и Мулинскому ордонансу 1566 г. им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдиктом 1788 г. сеньориальные суды были лишены права уголовного судопроизводства. Ограничена была и юрисдикция церковных судов, которым оставлено право рассматривать дела клириков.

Система королевских судов оставалась крайне сложной и запутанной. Парижский парламент сохранил свое значение, но в 1673 г. лишился права ремонстрации - отказа в регистрации королевских актов. Важным нововведением судебной системы Франции стали специализированные суды, рассматривавшие дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора.

Источники права. Множественность и партикуляризм источников права явились главными особенностями правового развития средневековой Франции. Практически до буржуазной революции 1789-1794 гг. французское право представляло собой конгломерат различных правовых систем, распространявших свое действие либо на ограниченную территорию, либо на определенный круг лиц.

Основными источниками права средневековой Франции являлись: правовые обычаи (кутюмы), римское право, каноническое право, законодательные акты королей.

Правовые обычаи (кутюмы) играли значительную роль особенно в северной части Франции, даже получившей название страны неписаного права. Ко времени возникновения собственно французской государственности на территории королевства утратили свое значение и Салическая правда и законы Каролингов. Юридическая жизнь основывалась на местных правовых обычаях - кутюмах, отличавшихся большим региональным разнообразием. Начиная с XII в., некоторые кутюмы стали записываться. В середине ХШ в. появился достаточно полный сборник правовых обычаев Нормандии - Большой кутюм Нормандии. Вслед за ним запись кутюмного права прошла и в других областях страны.

В 1389 г. по поручению короля Карла VI были записаны обычаи королевского домена – Большой кутюм Франции.

Однако множественность кутюмов, отсутствие систематизации в их изложении, неопределенность их территориальных границ вызывали большие трудности в работе королевских судов, к которым апеллировали местные. Поэтому в 1453 г. Карл VII специальным ордонансом предписал «собрать, записать и согласовать кутюмы» всего королевства, но отредактированные кутюмы не устранили их пестроты.

Вторым важнейшим источником права средневековой Франции стало упрощенное римское право, преобладавшее на юге страны. Влияние римского право восходило еще к завоеванию римлянами Галлии, в результате которого возникло своеобразное галло-римское право, основанное на упрощенной версии законодательства Феодосия и варваризированном сборнике римского нрава, составленном вестготским королем Алариком. С начала XIII в. на Юге Франции происходит постепенная рецепция римского права в кодификации Юстиниана. В XIV - XV вв. этот процесс затронул всю страну. И хотя в масштабах всего государства римское право преимущественно признавалось лишь в качестве дополнительного источника, оно оказало огромное влияние на систематизацию и редактирование кутюмного права.

Важнейшим источником права, распространявшим свое действие на территорию всей страны, являлось каноническое право. В период формирования средневекового государства его применение было безусловным. Однако с усилением королевской власти компетенция церковных судов и сфера действия канонического права значительно сузились, ограничившись, прежде всего регулированием брачно-семейных отношений.

По мере усиления королевской власти среди других источников права особое место занимали законодательные акты королей: эдикты, приказы, установления и др. К началу XIV в. королевские акты все чаще стали называться ордонансами. Ряд из них являлись многопрофильными, включавшими в себя нормы различных отраслей права, многие противоречили друг другу. В 1587 г. известным юристом Бриссоном была подготовлена обширная частная компиляция, получившая название - Кодекса Генриха III.

Широкое обновление и масштабная кодификация королевского законодательства были предприняты в период правления Людовика XIV. В 1667 - 1695 гг. под его руководством была издана целая серия кодексов: Гражданский ордонанс(1667 г.), Торговый ордонанс (1673 г.), Морской ордонанс(1681 г.), Уголовный ордонанс (1670 г.). Кодификация Людовика XIV, несмотря на масштабность проделанной работы, затронула далеко не все сферы жизни общества. Согласно традиции считалось, что королевские ордонансы не могут вмешиваться в регулирование частноправовых отношений. Поэтому королевское законодательство, регулировавшее преимущественно общественные отношения, связанные с публичным порядком, не могло в тот период оформить французское право в систему.

Право собственности. Развитие феодальных отношений характеризовалось упрочением системы сложных и запутанных вещных прав, главным объектом которых была земля.

К XI в. свободная крестьянская собственность на землю во Франции исчезла, и основной формой земельной собственности стал феод. Право собственности на землю получили исключительно феодалы (дворянство и духовенство). Как правило, земля находилась в собственности двух и более феодалов, принадлежавших к разным ступеням иерархической феодальной лестницы, т.е. сеньоров (верховных собственников) и их вассалов (непосредственных собственников). Сеньор одну часть своей земли - домен - держал в непосредственной собственности, другую раздавал в виде феодов своим вассалам. В отношении своего домена он выступал в качестве непосредственного собственника, а в отношении остальной - верховного. Право собственности на землю, переданную вассалу, оказывалось как бы расщепленным.

Право верховной собственности было основанием для требования от вассала военной службы в пользу сеньора, экономической помощи сеньору в определенных случаях, признания административной и судебной власти сеньора.

Право непосредственной собственности проявлялось главным образом в праве эксплуатации крестьян путем взимания феодальной ренты. При этом право распоряжения феодом было ограничено. Для его продажи требовалось разрешение сеньора и выплата ему особого денежного взноса.

Своеобразие права феодальной собственности заключалось и в том, что оно было неразрывно связано с владельческими правами крестьян, которые являлись ограниченными, но постоянными. Крестьянские владения не могли отчуждаться без согласия феодала, но и лишить крестьянина, даже лично зависимого, земельного участка было нельзя. С развитием товарно-денежных отношений, отменой личной зависимости, основной формой феодального держания земли становится цензива. Владельческие права крестьян на цензиву значительно расширились. Являясь наследственным пользователем земли, крестьянин имел право закладывать ее, сдавать в аренду и даже продавать при уплате феодалу особой пошлины. Но право крестьян по-прежнему рассматривалось как производное от поземельной собственности сеньора, поэтому держатель цензивы ежегодно выплачивал сеньору денежную ренту (ценз).

Обязательственное право. Постепенное развитие капиталистических отношений, объединение страны, создание внутригосударственного рынка способствовали развитию обязательственного права.

В период сеньориальной монархии договор купли-продажи еще не был распространенным. Продажа вещей (прежде всего недвижимости) совершалась в торжественной форме, которая должна была обеспечить устойчивость договора. С XII в. договоры купли-продажи на недвижимость стали заключаться в письменной нотариально заверенной форме. С развитием товарно-денежных отношений значение договора купли-продажи возрастало.

Одним из наиболее ранних являлся и договор дарения. В период раннего средневековья, когда купля-продажа не совмещалась с представлениями о дворянской чести, договор дарения порой маскировал сделку купли-продажи, позднее он использовался и для обхода ограничений в вопросах завещания.

С развитием капитализма большое распространениевоФранции получили договоры аренды, наймам займа.

Брачно-семейное право. Главную роль в регулировании брачно-семейных отношений играло каноническое право. Брак стал рассматриваться не только как церковное таинство, но и как акт гражданского состояния. Единственной формой брака признавалась церковная.

Условиями вступления в брак являлись;

- согласие брачующихся;

-достижение брачного возраста(14 лет для мужчин и 12 лет для женщин);

- согласие родителей.

Последнее требование противоречило каноническому правилу, согласно которому согласие родителей на вступление в брак не требовалось. Однако с XVII в. нарушившие волю родителей могли быть лишены наследства. Кроме того, родители получили право обращаться в Парижский парламент на действия священника, заключившего брак без их согласия.

Препятствиями к заключению брака признавались:

- близкое родство;

-различное вероисповедание, вступающих в брак;

- помолвка одного из брачующихся с третьим лицом;

- ошибочное согласие на брак, данное по отношению к ненадлежащему лицу.

Личные отношения супругов, также определявшиеся каноническим правом, основывались на главенстве мужа в семье и безусловном подчинении ему жены и детей. Имущественные отношения были различными в северной и южной частят Франции. На севере страны они строились на режиме общности супружеского имущества, которым управлял муж, а на юге - на режиме раздельности.

Развод католической церковью, кроме точно предусмотренных случаев (близкое родство, различие в вероисповедании супругов и др.) не признавался.

Наследственное право. Средневековое французское право знало наследование и по закону и по завещанию. При наследовании феода ключевым принципом был принцип первородства - майорат, по которому все земельное имущество отца передавалось его старшему сыну. Право завещания признавалось только в отношении небольшой доли того (не более '/з), чем наследодатель владел при жизни. При этом законные наследники завещательным распоряжением не могли быть лишены наследства без серьезных к тому оснований.

Уголовное право. В ХI-ХII вв. французское уголовное право еще испытывало на себе сильное влияние Салической правды. Преступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы частных лиц, а наказания определялись как компенсация за вред, причиненный частному лицу. С развитием феодальных отношений все более проявлялся репрессивный характер уголовного права. Преступление стало восприниматься как нарушение существующего порядка, а наказание как возмездие.

С усилением власти королей возросло значение королевского законодательства в развитии уголовного нрава. Однако составы преступлений и наказания за них в королевском законодательстве были весьма неопределенными. Огромная роль в их определении и применении отводилась судам. Тем не менее, уже в рассматриваемый период выделяются религиозные, государственные, имущественные преступления, а также преступления против личности. Наказание, особенно за первые два вида преступлений, было крайне жестоким. Смертная казнь применялась в различных вариантах (сожжение, четвертование, колесование, разрывание лошадьми и др.).

Достаточно распространенными были телесные и членовредительские наказания (отрезание языка, терзание раскаленными щипцами, отсечение конечностей и др.). Широко применялось и тюремное заключение. В период борьбы с протестантами самыми преследуемыми стали религиозные преступления. Нередко госу­дарство организовывало и массовые погромы еретиков. Самым известным стало массовое убийство гугенотов накануне праздника св. Варфоломея 24 августа 1572 г., когда только за одну ночь в Париже без различия пола и возраста было убито более двух тысяч гугенотов.

В становлении кодифицированного уголовного права Франции большое значение имел Уголовный ордонанс 1670 г. Все преступления в нем классифицировались на четыре вида. К первой и второй группе относились преступления в высшем оскорблении - божественном, либо человеческом; к третьей - преступления против вещей; к. четвертой - преступления против людей. Ордонанс существенно расширил систему применяемых наказаний: смертная пытка, вечная каторга, каторга на галерах, штрафы и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Государство и право феодальной Франции | Лекция 6. Германское государство в средние века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.