Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послевоенное устройство Японии




В соответствии с решениями Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) 9 августа 1945 г. СССР вступил в войну с Японией, Квантунская армия была разгромлена.

Победа в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии, ее незамедлительной демилитаризации и демократизации, временной военной оккупации американскими войсками, а также к созданию японского правительства, роспуску ультранационалистических и фашистских организаций, отмене репрессивных законов, ликвидации тайной полиции, Министерства внутренних дел, Военного и Морского министерства. Главная ответственность за выполнение этих требований была возложена на американские оккупационные власти, для чего им был передан ряд государственных функций: осуществление контроля над финансами и составлением государственного бюджета, внешней торговлей, органами правосудия, полиции и пр.

Под воздействием демократического движения и под контролем американских властей начал проводиться курс на искоренение тэнноизма, на развенчание мифа о божественном происхождении императора в Японии.

В декабре 1945 г. на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, демократическая реформа образования отменила моральное воспитание в духе «императорского пути», а в 1946 г. император публично отрекся от своего божественного происхождения. Но реформы не были последовательными: император оставался в роли духовного главы страны, символа государства и единства нации; не было создано и подлинно демократическое правительство.

Особое место среди социально-экономических реформ занимает закон «Об аграрной реформе» 1946 г., сыгравший значительную роль в перестройке послевоенной социальной структуры Японии. Им предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение излишков обрабатываемой помещичьей земли путем выкупа ее государством и последующей распродажи крестьянам (с преимущественным правом покупки арендаторами), ограничение земельной арендной платы, введение ограничений на перепродажу земли с целью пресечения ее новой концентрации в одних руках и пр. Таким образом, частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой земельной собственности, а помещичье землевладение было уничтожено, что ускорило развитие капиталистических отношений в деревне.

Проведенная политика декартелизации не подорвала ведущих позиций крупного капитала в экономической и политической жизни страны, а ограничилась лишь роспуском головных компаний («дзайбацу»), державших контрольные пакеты акций, и преобразованием их прежних дочерних компаний в формально самостоятельные. Было запрещено владение акциями других компаний, стоимость которых превышала 25 % их капитала. Это способствовало оживлению конкуренции и стало дополнительным импульсом развития послевоенной мирной экономики Японии.

Не привела к существенным изменениям в кадровом составе государственного аппарата и его чистка от военных преступников (из 300 тысяч чиновников были отстранены лишь 1129 человек, из которых менее 200 принадлежали к верхушке японской бюрократии).

Реформы существенно не затронули сферу трудовых отношений: систему пожизненного найма, оплату труда в зависимости от возраста и стажа, дискриминацию в оплате труда женщин и пр. В 1945 г. был принят Закон о профсоюзах, по которому рабочие и служащие получили право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров, а Закон о трудовых нормах 1947 г. запретил принудительный труд, установил 8-часовой рабочий день, надбавки за сверхурочную работу, оплачиваемые отпуска, ответственность предпринимателя за охрану труда, ввел страхование и компенсации при несчастных случаях и по безработице.

В 1946 г. была принята новая Конституции Японии (вступила в силу в 1947 г.), согласно которой: Япония отказывалась от войны и уничтожала свои вооруженные силы; суверенитет передавался народу, палата пэров упразднялась; собственность императорского дома поступала в распоряжение государства.

Японские министры называли такой проект, подготовленный оккупационными властями, противоречащим японским традициям. В нем был учтен ряд предложений из партийных проектов (из проекта японских коммунистов было включено положение о праве граждан требовать возмещения от государства в случае причинения им ущерба незаконными действиями властей (ст. 17, 40), а также о праве японских граждан на минимальный уровень здоровья и культурной жизни (ст. 25).

Для Японии это была принципиально новая конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но под давлением правых сил и наличию консервативного монархического сознания у большинства японцев, особенно в сельской местности, наследственная императорская власть была сохранена.

Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона: император является символом государства и единства народа (ст. 1), при совершении государственных дел он должен руководствоваться советами и получать предварительное одобрение кабинета, который несет ответственность за его действия (под государственными делами императора подразумевались обязанности процессуального порядка (ст. 3). Полномочия императора: с согласия парламента назначает премьер-министра, имеет право созыва парламента и роспуска Палаты представителей, объявляет всеобщие парламентские выборы, подтверждает назначение министров и их отставку, назначает председателя Верховного суда, подтверждает амнистии, принимает иностранных дипломатов.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны стал парламент. Были ликвидированы ранее стоящие над парламентом органы (Тайный совет и др.). Из Конституции была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Парламент состоит из Палаты представителей и Палаты советников. Палата представителей (нижняя) переизбирается каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов Палаты советников (верхней) – 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Установленный Конституцией Порядок выборов палаты советников (ст. 45, 46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой.

Обе палаты формируются путем всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется с 20 лет, пассивное – с 25 лет в нижнюю и с 30 лет – в верхнюю палату). Избирательная система строится на мажоритарной системе. Для принятия закона требуется большинство депутатских голосов обеих палат парламента.

Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров во главе с премьер-министром. Члены кабинета должны быть гражданскими лицами. Главу Кабинета министров избирает парламент, им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.

Полномочия Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение договоров, организация и руководство гражданской службой, издание правительственных указов.

Судебная система построена по четырехзвенной структуре: Верховный суд, высшие суды, районные и семейные суды. Верховный Суд состоит из председателя суда (назначается императором по рекомендации премьер-министра) и установленного законом числа судей (избираются по представлению кабинета министров парламентом). Судьи независимы и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей.

Из американской Конституции заимствованы основные права граждан - право на жизнь, свободу и стремление к счастью (ст.13). Конституция Японии провозглашает: право избирать публичных должностных лиц (ст. 15), свободу мысли и совести (ст. 19), свободы собраний, слова, печати (с запрещением цензуры (ст. 21). Закрепляет в качестве главнейших гарантий свобод граждан демократические принципы уголовного права и процесса: право на разбирательство дела в суде (ст. 32), право на адвоката (ст. 37), запрещение произвольных арестов (ст. 33), обысков (ст. 55), применение пыток (ст. 36) и пр.

Новым явлением в практике стало включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны (ст. 9), а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Впервые в истории Японии Конституция закрепила автономию органов местного самоуправления, которые приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

Районные административные бюро и Министерство внутренних дел были ликвидированы. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты избирались на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой – 35 лет.

Однако скоро государственная политика декартелизации и демократизации Японии сменилась политикой обратного курса, с ужесточением политического режима. С принятием Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи:

- внешнеполитическая задача – упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которых должно было стать утверждение государственного суверенитета и ликвидация всех его ограничений;

- восстановление и развитие японской экономики, как опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с конкретной социальной ориентацией.

В 1951 г. были подписаны Сан-Францисский мирный договор и договор безопасности между США и Японией. На основании этих документов были отменены все ограничения национального суверенитета Японии, США получили право размещать свои наземные, воздушные и морские силы на ее территории, а также оказывать помощь своими вооруженными силами в подавлении крупных внутренних беспорядков. Это был путь к восстановлению военной силы страны.

В 1960 г. был заключен японо-американский договор «О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности», согласно Япония обязалась усилить свой военный потенциал в целях отражения общей безопасности, а также продлевался срок существования американских баз на японской территории еще на 10 лет. Независимость страны, обеспечение ее национальной безопасности были возложены на Управление национальной обороны Японии.

В 1952 г. правительство приняло новый репрессивный закон «О предотвращении подрывной деятельности», согласно которого предусматривалась уголовная ответственность за внутренние восстания, гражданские беспорядки и подстрекательство к ним; устанавливались административно-правовые санкции в отношении подрывных организаций, вплоть до ограничения их деятельности или роспуска; а также создавались два специальных органа: Управление по расследованию (расследовало подрывную деятельность) и Бюро общественной безопасности (применяло меры регулирования).

Возрождение военной силы Японии началось с формирования резервного полицейского корпуса в составе 75 000 человек, преобразованного в 1952 г. в охранные войска и с восстановления военно-морских и военно-воздушных сил. В этом же году при Управлении национальной обороны был создан Комитет по планированию развития вооруженных сил. Вооруженные силы Японии формируются на контрактной основе, оснащены всеми видами современного вооружения, кроме атомного. С 80-х гг. Япония участвует в осуществлении американских военных программ, в расширении экспорта оружия и американской военной технологии.

Для государственного регулирования процессов восстановления расстроенной экономики потребовалась разработка мобилизационных экономических программ. С этой целью были созданы «Бюро экономической стабилизации» и «Комитет по регулированию цен». Главные направления государства в восстановлении и развитии мирной японской экономики: планирование и долгосрочное прогнозирование экономического развития; стимулирование частного капитала в активном использовании новейших достижений научно-технической революции; многоплановое участие государственных органов в повышении качества японской продукции и пр.

Японская модель административного руководства промышленностью, основанная на разработке научно обоснованных проектов, в том числе и долгосрочных, совершенствуется вместе с организациями частного бизнеса и является эффективным в решении важнейших экономических задач. В ряде случаев решения административного органа носят рекомендательный характер, но они выполняются в силу корпоративной ответственности.

Для повышении эффективности развития экономики был принят новый план экономической стабилизации, главной задачей которого стало создание сбалансированного государственного бюджета за счет увеличения налоговых сборов, ограничение выплат субсидий, установление контроля над ценами, внешней торговлей и иностранной валютой, увеличение производства важнейших видов местной продукции и пр.

В 1951 г. Япония достигла довоенного уровня промышленного производства, в основном за счет восстановления старых производственных мощностей. Для улучшения качества промышленной продукции и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке, притока в страну необходимых валютных поступлений стимулировался импорт передовой техники и технологий, частными фирмами скупались лицензии во всем мире, что позволило в короткий срок преодолеть техническую отсталость японской промышленности по сравнению с Западом и достичь уже в 50-е гг. небывалого экономического роста.

С 1957 г. действует закон «Об экспортных операциях» по которому вся экспортная продукция в Японии перед экспортом подвергается обязательной инспекции. Для этого Министерством внешней торговли и промышленности была создана целая сеть государственных органов инспекции по контролю за качеством товаров. Виновные в нарушении правил контроля за качеством привлекаются к суду и наказываются значительными штрафами.

В 1974 г. была разработана «Долгосрочная перспектива структуры промышленности», главным ее направлением стало рассредоточение в развивающихся странах японских предприятий тяжелой и химической промышленности и дальнейшее развитие в самой стране наукоемких отраслей производства (отрасли с высокой нормой добавочной стоимости).

В 70-х гг. Япония вышла на 2-е место в мире по размерам валового национального продукта и превосходит все другие страны в способности целенаправленного эффективного регулирования экономики.

Таким образом, в достижении экономических успехов Японии важную роль играет сохранившаяся традиционная система управления на микроуровне (на уровне отдельных фирм), основанная на взаимных обязательствах предпринимателя и работника, на идеях пожизненного найма с оплатой труда по старшинству, что поддерживается ныне и японскими профсоюзами. Труд на благо своей компании для многих японцев является не столько средством получения денег, сколько средством достижения морального долголетия. Традиционные предписания и нормы морали продолжают оказывать существенное влияние на процессы регулирования общественных отношений в Японии. Престиж, сохранение репутации, выполнение долга преданности императору, государству и нации, обязательства перед хозяином, родителями, предками остаются важнейшими стимулами мотивации поведения японцев по отношению к труду.

Заключение

Изучение истории государства и права зарубежных стран является важным направлением юридического образования. В данном учебном пособии излагаются основные положения лежащие в основе зарождения и развития того или иного зарубежного государства. Пособие несет в себе характер сравнительно-правового анализа и предоставляет студенту возможность использовать различные подходы при рассмотрении развития государства и права.

В курсе лекций выделяются наиболее характерные и типичные события и процессы, закономерности развития общества и их вариативность. Таким образом, изложение истории государства и права в этом пособии не ограничивается описанием отдельных явлений.

Активное осмысление истории государства и права приближает изучение прошлого к лучшему пониманию современных задач правоведения: нацеливает на осознание природы, назначения, многообразия форм государства и права, их ценностного содержания; формирует мировоззрение, правовую культуру юриста; помогает овладению методологией изучения правового материала, в частности ориентирует на развитие столь необходимого новому времени дивергентного типа мышления, способного анализировать варианты, выдвигать альтернативы решений.

 

 

III. Список литературы

 

Всеобщая история государства и права./Под ред. К.И. Батыра.- М., 1995.

История государства и права зарубежных стран./Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой. - Ч. 1-П-М., 1996- 1997.

История государства и права зарубежных стран./Под ред. П.Н. Галанзы.-Т. 1.-М., 1963.

История государства и права зарубежных стран./Под ред. П.Н. Галанзы, О.А. Жидкова. - Т. 2.-М., 1969.

История государства и права зарубежных стран (рабовладение и феодализм)/Под ред. П.Н. Галанзы, С. Громакова.- М., 1980.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. Т. 1-П.-М.: 1998.

Черниловский 3.М. Всеобщая история государства и права. -М., 1995

История государства и права зарубежных стран. Т. 1. Рабовладельческое и феодальное государство и право,- М..: Юридическая литература, 1980.

История государства и права зарубежных стран. Т. 2. Буржуазное государство и право. -М.: Юридическая литература, 1980.;

Федоров К. Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. 3-е изд. Часть 1, 2. Ростов-на-Дону, 1994.;

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие.-М.:1994.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.