Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Альтернатива традиционным экономическим течениям. Немецкая национальная политическая экономия

Источники

Особенности экономической мысли

Кроме общих черт экономическая мысль данного периода имеет особенности, которые определяются социально-экономической и исторической спецификой развития. На данном этапе происходит интенсивная разработка наиболее значимых новых методов исследования действительности для более тесной увязки её с практикой.

Наиболее крупными направлениями этого этапа были: историческая школа в Германии, которая в силу исторического и социально–экономического положения страны решала специфические для неё проблемы. Эмпирия как аргумент в изучении и приломлении в практическое русло приобретает особую роль. Австрийская (венская) школа предельной полезности, Лозаннская школа и теория всеобщего равновесия. И, наконец, Кембриджская школа с

 

теорией частичного равновесия.

Научный етап экономической мысли буржуазного строя изложен в данном курсе лекций в темах 7 – 9.

 

 

1. Предпосылки возникновения системы национальной политической экономии в Германии.

2. Основные идеи основателей нового направления экономической науки (Э. Берк (1729 – 1797) и А.Мюллер (1779 – 1829)). Ф.Лист (1798 – 1846) и его «принципы промышленного воспитания нации».

3. Концепции старой исторической школы. В.Рошер (1817 – 1894), Б.Гильдебранд (1812 – 1878), К.Книс (1821 – 1898).

4. Развитие идей немецкой национальной политической экономии новой исторической школой:

– консервативное крыло (Г.фон Шмоллер (1838 – 1917);

– буржуазно-либеральное крыло (Л.Брентано (1844 – 1931); К.Бюхер (1847 – 1930)).

5. Третье поколение исторической школы. Эволюция анализа социально-экономических явлений в трудах В.Зомбарта (1863 – 1941) и М.Вебера (1864 – 1920).

6. Социальное направление в политической экономии. Р.Штаммлер (1856 – 1938) и Р.Штольцман (1852 – 1930).

7. Влияние идей исторической школы на мировую экономическую мысль в свете формирования экономической политики Украины.

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В ГЕРМАНИИ

 

На формирование идей немецкой исторической школы в первой половине XIX веке значительное влиянии оказало экономического положения Германии и, прежде всего, её феодальная раздробленность. Достаточно сказать, что в ХVIII веке на её территории насчитывалось около 365 удельных кня-

жеств, в которых действовало свое законодательство, чеканились собственные

 

деньги и т.п. До 1871 года на её территории оставалось 36 немецкоязычных государств. В экономическом развитии она сильно отставала от Франции и, конечно же, Англии. Так, в 1840 года население Германии было приблизительно равно населению Англии (около 27 млн. человек), но Германия добывала в 14 раз меньше угля, выплавляла в 8 раз меньше чугуна, перерабатывала в 16 раз меньше хлопка, чем Англия. Затянувшаяся феодальная раздробленность тормозила экономическое развитие Германии, и поэтому ее объединение становилось злободневным вопросом.

Под неё постепенно стали подводиться практические меры. Первым шагом началу такого экономичес­кого объединения послужило образование под эгидой Прусского королевства в 1834 года Таможенного союза, ставившего целью создание свободного рынка, открывшего начало преодоления внеэкономический связей. С появлением еще слабого, но уже своего национального промышленного капитала возникала проблема укрепления его производительных сил посредством промышленного переворота, т.е. индустриализации страны.

Период, переживаемый Германией, характеризовался ростом национального и гражданского самосознания немцев, осмыслением ими себя как представителей великой нации. Немецкая интеллигенция всячески подчеркивала такое духовное единство, почерпнутое в идеях немецкой классической философии, и, прежде всего, в трудах И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля. Последний рассматривал развитие материального как реализацию абсолютного духа. Им для немцев стал дух немецкого национализма. Кроме того, предмет философии Г.В.Ф.Гегеля определенный им как воля отдельного человека мог реализоваться только через рынок. Деяние абсолютного духа получало свое воплощение в прусском государстве. Отсюда появление идеологии романтизма, оказавшаяся особенно сильной для народов, не имеющих своего государства, каким и была территория тогдашней Германии. Экономический романтизм исходил из двух оснований: национального единства оформленного в идее национализма и построении мощного централизованного немецкого государства. Усиливается интерес немцев к изучению истории своей страны. Духовное превалирует над материальным. Появляется лозунг: «Нация превыше всего».

Во-вторых, как было показано ранее, Германия, будучи феодальной, малоразвитой страной, для выхода на рубежи передовых стран нуждалась в поиске нетрадиционного подхода преодоления отсталости. К этому её подталкивала и сама действительность. Прежде всего, это сравнительно небольшая территория, неплодородные земли, а на юге гористая местность. Бурный рост населения, обострял и без того нелёгкую проблему его пропитания. Хроничес-

 

 

ки не хватало органических удобрений, а в зарождающейся промышленности – древесины. Необходимость замены в производстве древесины металлом, а в сельском хозяйстве органики неорганическими удобрениями выводили немцев на концепцию экономического прорыва. Ею и стала идея ускоренной индустриализации как способа перехода к машинному производству способному решить поставленные задачи. Понятно, что вызревание молодого германского капитала вначале нуждалось в защите от более развитых стран, что и было достигнуто через экономичес­кую политику протекционизма. Только она позволяла расширять и постоянно наращивать отечественный экономический потенциал.

В-третьих, была еще одна особенность, которая получила реализацию в подходе немцев к экономической парадигме нового типа – этический аспект. Этическое начало было важнейшим моментом в решении многих экономических проблем. Потом эту черту немецкого менталитета подхватит институционализм. Данный подход разительно отличался от англосаксонского с её доминированием в теоретическом анализе трудовых отношений. Этим немцы продолжили ветку, берущую свое начало в философии Аристотеля.

Таким образом, преодоление экономического отставания страны почти всей немецкой элитой связывалось с укреплением немецкого централизованного государства, способного защитить национальные интересы и индустриализацию страны.

2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ОСНОВАТЕЛЕЙ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ (Э.БЕРК (1729 – 1797) И А,МЮЛЛЕР (1779 – 1829)). Ф.ЛИСТ (1798 – 1846) И ЕГО «ПРИНЦИПЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НАЦИИ»

Начало данному направлению, получившему название немецкой исторической школы, положила теория англичанина Эдмунда Берка (1729 – 1797), который впервые обратил внимание на историческую преемственность и красоту национальной традиции. В нации проистекают проце­ссы как отмирания, так и обновления, причём всё это находится в органическом единстве. Однако его взгляды не трансформировались в экономическую плоскость.

Идеи учёного нашли отражение в концепции Адама Мюллера (1779 – 1829), который, в отличие от своего предшественника, перенес их на немецкую почву, соединив неэкономические аспекты с экономическими. Материальное производство он объявлял лишь одной из сторон жизни общества, которое он фиксировал в понятии «материальный капитал». Кроме вещественного богатства –денег есть «нравственный капитал», нуждающиеся в поддержке государ-

 

 

ства. В Англии он существует и очень давно. Поэтому главное – ориентация на экономические процессы, развитие материаль­ного производства. Для Германии нравственный капитал нужно ещё развить, соединяя его с «материальным капиталом».

Новый шаг в углублении данных идей высказал Фридрих Лист (1798 – 1846). Основные свои взгляды он изложил в своей фундаментальной работе «Национальная система политической экономии» в 1841 году. В ней есть слова, кото­рые чётко определяют специфику нового подхода: «... полити­ческая экономия не есть наука, которая учит только каким образом меновые ценности производятся индивидуумами, распределяются между ними и потребляются ими... помимо этого государственный деятель желает и должен знать, как возбуждаются производительные силы целой нации, как они увеличиваются, что им оказывает содействие, отчего они слабеют, замирают и совершенно исчезают, как при помощи национальных произво­дительных сил лучше всего и целесообразнее разработать национальные естественные источники, чтобы создать национальное существование, на­циональное благосостояние, культуру и обеспечить наши будущее». Ф.Лист лично знал Адама Мюллера и многое почерпнул в общении с ним. Правда, в отличие от своего знакомого Лист больше обращал внимания на материальный, чем этический аспект.

Коротко, основные идеи Ф.Листа применительно к Германии могут быть сведе­ны к трём пунктам:

I. Важнейшим условием прогресса на первых порах есть экономическая политика протек­ционизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика данного этапа экономической мысли | Производительные силы нации главное. Продукт можно растранжирить, проесть. Отсюда принцип промышленного воспитания нации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.