Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 7: Особенности профилактики наркоманий при работе с семьями




 

1. Определение понятий «семья», «дисфункциональная семья».

2. Психологические характеристики семьи. Опишите функции семьи.

3. Формирование семьи. Этапы жизнедеятельности семьи.

4. Семья как система. Структура семейных ролей. Семейные подсистемы, как совокупность семейных ролей.

5. Внешние и внутренние границы семьи. Механизмы интеграции семьи.

6. Методы клинико-психологической диагностики семейных отношений. Обследование семьи.

7. Проективные методики исследования семейных отношений. Семейные генограммы.

8. Опросники. Методы выявления когнитивных сценариев и стилей.

9. Опишите основные направления семейной психотерапии.

10. Расскажите об адаптации методов семейной психотерапии для решения задач психопрофилактики возникновения химической зависимости.

11. Нарушения структуры и функционирования семьи в связи с употреблением её членом (членами) алкоголя или наркотиков. Как изменяются роли, ритуалы, коммуникации в семье, имеющей члена, страдающего химической зависимостью.

 

Вопросы к зачету по курсу «Профилактика наркомании»

 

1. Расскажите об особенностях употребления ПАВ в различные исторические эпохи.

2. Опишите биологические, эволюционные, психологические, социальные предпосылки употребления ПАВ человечеством.

3. Расскажите об основных этапах формирования концепции болезни в отношении употребления и зависимости человека от ПАВ.

4. Опишите основные исторические этапы противодействия употреблению ПАВ.

5. Каковы характеристики основных направлений и способов уменьшения распространенности наркотиков среди населения?

6. В чем специфика развития употребления ПАВ в России?

7. Опишите современное состояние проблемы и основные тенденции употребления ПАВ в России.

8. Каковы современные государственные законодательные инициативы противодействия употребления ПАВ в Российской Федерации?

9. Критерии понятия "наркотическое вещество". Понятия психотропного вещества, стимулятора и допинга.

10. Определение основных понятий в наркологии.

11. Перечислите основные наркотические и психотропные вещества и средства.

12. Опишите роль отдельных зон и структур головного мозга в формировании зависимости от ПАВ.

13. Роль опиоидной нейромедиаторной системы в формировании эмоционального состояния человека.

14. Основы нейрофизиологических и гуморальных механизмов формирования зависимости.

15. Каково влияние различных наркотических препаратов на опиоидную и адренергическую системы мозга?

16. Роль эмоций и эмоциональных состояний в формировании наркозависимости.

17. Назовите основные синдромы при наркоманиях.

18. Определение синдрома психической зависимости.

19. Определение синдрома физической зависимости.

20. Опишите стадии развития наркоманий.

21. Перечислите формы наркоманий и токсикоманий.

22. Развитие и последствия алкогольной зависимости.

23. Злоупотребление опиатами.

24. Злоупотребление препаратами конопли.

25. Злоупотребление кокаином.

26. Злоупотребление стимуляторами.

27. Злоупотребление галлюциногенами.

28. Злоупотребление снотворно-седативными средствами.

29. Злоупотребление летучими веществами.

30. Злоупотребление табаком.

31. Злоупотребление анаболическими стероидами.

32. Определение полинаркомании.

33. Назовите общие принципы лечения накологических больных.

34. Перечислите этапы лечения накологических больных.

35. Диагностика и лечение алкогольной интоксикации.

36. Диагностика и лечение никотиновой зависимости.

37. Диагностика и лечение кокаиновой зависимости.

38. Диагностика и лечение последствий употребления каннабиноидов.

39. Диагностика и лечение опиатной зависимости.

40. Диагностика и лечение в случае злоупотребления седативно-снотворных препаратов.

41. Диагностика и лечение в случае употребления галлюциногенов и фенциклидина.

42. Диагностика и лечение в случае злоупотребления стимулирующих средств.

43. Диагностика и лечение в случае употребления летучих веществ (ингалянтов).

44. Определение, цель и задачи реабилитации в наркологии.

45. Реабилитация как процесс.

46. Какие конкретные задачи выдвигаются в качестве приоритетных на отдельных этапах реабилитационного процесса?

47. Расскажите о принципах построения и осуществления реабилитационного процесса.

48. Как происходит формирование реабилитационной среды и реорганизация микросоциальной среды?

49. Обоснуйте необходимость дифференцированного подхода к реабилитации различных групп пациентов.

50. Расскажите о социальной и личностной поддержке пациентов, осуществляемой после выписки пациента из реабилитационного учреждения.

51. Расскажите о различных системах реабилитации наркозависимых.

52. История организации, принципы, цель и задачи духовно-ориентированных программ само- и взаимопомощи. Программа «12 шагов».

53. Возрастные особенности, влияющие на эффективность работы в группах «Анонимных Наркоманов».

54. Расскажите об истории организации терапевтических сообществ. Задачи терапевтических сообществ.

55. Принципы организации терапевтических сообществ и особенности их функционирования.

56. Расскажите о роли социального работника в рамках терапевтического сообщества.

57. Опишите специфику терапевтических сообществ для несовершеннолетних.

58. Какие методы психотерапии и психоконсультирования используются в реабилитации наркозависимых?

59. Особенности методов психотерапии, развивающих личность.

60. Особенности психотерапевтических методов манипулятивной стратегии.

61. Обоснуйте необходимость синтетического подхода в выборе методов психотерапии.

62. Какие методы, нацеленные на повышение уровня психофизиологической, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, используются в реабилитации наркозависимых?

63. Применение групповых и индивидуальных методов с использованием приемов рациональной психотерапии, гетеро- и аутосуггестии.

64. Семейная терапия как необходимый компонент реабилитационного процесса.

65. Активность пациентов в рамках программы как социотерапевтическая модель. За счет чего обеспечивается социотерапевтическое моделирование?

66. Трудовые процессы как модель реабилитационно-развивающей среды.

67. Расскажите об основных этапах реабилитационного процесса.

68. История противодействия употреблению психоактивных веществ.

69. Традиционные формы борьбы с молодежными наркоманиями и токсикоманиями.

70. Направления и виды специализированной помощи несовершеннолетним с различными формами злоупотребления психоактивных веществ.

71. Психотерапевтические методы, применяемые при лечении больных с зависимостью от психоактивных веществ.

72. Понятие первичной профилактики приобщения к психоактивным веществам.

73. Понятие вторичной профилактики приобщения к психоактивным веществам.

74. Понятие третичной профилактики приобщения к психоактивным веществам.

75. Взаимопроникновение и взаимопересечение профилактических блоков (первичная, вторичная и третичная профилактики) - необходимые условия эффективной профилактической работы.

76. Различия между определением профилактики наркоманий в образовании и в медицине.

77. Три основных типа профилактики согласно классификации ВОЗ.

78. Психолого-педагогическая профилактика, как приоритетное направление борьбы с наркотизмом на современном этапе.

79. Понятия – антинаркогенное воспитание и педагогическая профилактика в воспитательном направлении превентивной деятельности.

80. Психологическое сопровождение развития ребенка основа профилактической работы.

81. Общая и специальная работа с родителями.

82. Основные требования к специалисту, проводящему профилактическую работу.

83. Основные принципы профилактики.

84. 34. Три уровня оценки эффективности профилактических программ.

85. Понятие о психологическом развитии, его структурах и свойствах.

86. Биологические и социальные факторы в структуре психологического развития ребенка. Стадиальность психического развития.

87. Основные теории психического развития и их основные отличия.

88. Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психология игровой деятельности ребенка.

89. Кризис подросткового возраста, его причины и варианты.

90. Психологические аспекты готовности к школьному обучению.

91. Зона ближайшего и отдаленного развития.

92. Половое созревание и психическое развитие.

93. Подростковый возраст и ценностные ориентации. Особенности формирования личности и самосознания в подростковом возрасте.

94. Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивного поведения.

95. Юность как социально-психологический и культурно-исторический феномен.

96. Отклонения в формировании личности – акцентуации и психопатии. Делинквентное и девиантное поведение.

97. Употребление психоактивных веществ несовершеннолетними с психическими отклонениями.

98. Роль социальных факторов в возникновении зависимости от химических веществ у несовершеннолетних.

99. Молодежная наркогенная субкультура как социальный феномен.

100. Роль социальных факторов в возникновении зависимости от химических веществ у несовершеннолетних.

101. Теории приобщения подростков к наркотикам.

102. Модели приобщения подростков к наркотикам.

103. Формы химической зависимости наиболее характерные для подросткового возраста.

104. Современные особенности ранней алкоголизации.

105..Особенности наркоманий и токсикоманий в подростковом возрасте.

106. Стадийность формирования химической зависимости у несовершеннолетних.

107. Охарактеризуйте современную государственную политику в области профилактики наркоманий.

108. Правовые основы организации профилактической работы.

109. Защита прав ребенка при проведении профилактической работы.

110. Работа с социальным окружением ребенка как условие эффективной профилактики наркоманий.

111. Профилактика наркоманий у детей в возрасте от 8 до 11 лет.

112. Основные направления в профилактической работе.

113. Воспитание антинаркогенных установок у ребёнка.

114. Коррекционная работа с детьми и подростками группы риска.

115. Работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркотических веществ.

116. Работа в рамках третичной профилактики.

117. Основные направления коррекционной и развивающей работы, в контексте профилактики наркоманий.

118. Санитарное просвещение и информационно-просветительская профилактическая работа.

119. Определение понятия психотерапия. Цели и методы психотерапии детей и подростков.

120. Игровые методы в психотерапии.

121. Сказкотерапия как форма работы с детьми младшего школьного возраста.

122. Социально-психологические тренинги (СПТ).

123. Структура групповой работы с детьми и подростками.

124. Телесноориентированная терапия.

125. Трудовая терапия как составная часть вторичной и третичной профилактики.

126. Медико-социальная работа с группами повышенного риска развития наркологических заболеваний.

127. Медико-социальная работа с наркозависимыми с выраженными соматическими проблемами.

128. Медико-социальная работа с наркозависимыми, получившими инвалидность.

129. Выявление групп риска для организации эффективной профилактической работы.

130. Медицинские методы выявления групп риска.

131. Методы педагогических исследований.

132. Определение понятий «семья», «супружеский холон», «дисфункциональная семья».

133. Психологические характеристики семьи. Опишите функции семьи.

134. Формирование семьи. Этапы жизнедеятельности семьи.

135. Семья как система. Структура семейных ролей. Семейные подсистемы, как совокупность семейных ролей.

136. Внешние и внутренние границы семьи. Механизмы интеграции семьи.

137. Методы клинико-психологической диагностики семейных отношений. Обследование семьи.

138. Проективные методики исследования семейных отношений. Семейные генограммы.

139. Опросники. Методы выявления когнитивных сценариев и стилей.

140. Опишите основные направления семейной психотерапии.

141. Расскажите об адаптации методов семейной психотерапии для решения задач психопрофилактики возникновения химической зависимости.

142. Нарушения структуры и функционирования семьи в связи с употреблением её членом (членами) алкоголя или наркотиков. Как изменяются роли, ритуалы, коммуникации в семье, имеющей члена, страдающего химической зависимостью.

143. Что такое созависимость. Типология созависимых.

144. Опишите основные направления работы с созависимыми.

145. Психологические и социальные проблемы детей из семей наркозависимых.

146. Медико-социальная работа с членами семей наркологических больных.

 

Учебно-методическая литература

 

Основная литература:

1. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма.- М.: Академия, 2008.

2. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.- М.: Академия, 2007.

 

Дополнительная литература:

 

1. Баярд Р. Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.

2. Беличева А. С. Превентивная психология. М., 1994.

3. Белогуров С. В. Наркотики и наркомании. Книга для всех. Спб.: Университетская книга, 1997.-112 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.,1992.

5. Волков Б. С. Психология ранней юности. М., 2001..

6. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. М., 2001.

7. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и псиотерапии. СПб., 1999.

8. Демьянов Ю. Г. Психотерапия и психопрофилактика. СПб., 1999.

9. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. Л.: Медицина, 1991. - 214с.

10. Егоров А.Ю. Основы наркологии. СПб., 2000.

11. Игумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000.

12. К. Рудерстам. Групповая психотерапия, СПб., 1999.

13. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998

14. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1978.

15. Кабанов М. М. Реабилитация психических больных. М., 1995

16. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. Под ред. Гурьевой В. А. М., 2001.

17. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

18. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

19. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

20. Лекции по наркологии. Под. ред. Н.Н. Иванца. М., 2000.

21. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. М., 1995.

22. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991. --304 с.

23. Личко Е. А. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков. М., 1999.

24. Макеева А. Г. Педагогическая профилактика наркоманий в школе. М.: Сентября, 1999.-144 с.

25. Международная классификация болезней (10-й пересмотр), Классификация психических и поведенческих расстройств, ВОЗ. СПб., 1994.

26. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: «МЕДпресс», 1999. - 592 с.

27. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998.

28. Мухина В. С. Детская психология. М., 2000.

29. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости. / под ред. А. Н. Гаранского. М. – СПб., 2000

30. Очерки по теории и социологии права. СПб., 1996.

31. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С., Орешниковой И.Б. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. - 256 с.

32. Пути и методы предотвращения подростковой и юношеской наркомании. Под ред. Березина С. В., Лисецкого К. С., Орешниковой И. Б. Самарский гос.ун.-т; // Самара -- 1999.

33. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1994. - 544 с.

34. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

35. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: «Речь», 2000. - 283 с.

36. Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. - 306 с.

37. Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. Л. 1987

38. Тростанецкая Г., Вителис С. Профилактика ранней алкоголизации и наркомании // Народное образование. -- 1998. --№№9, 10.

39. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1996.

40. Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. СПб., 1999.

41. Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.

42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 656 с.

43. Бауер Т. Психологическое развитие младенца. М., 1985.

44. Баярд Р. Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.

45. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб., 1999.

46. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Л., 1992

47. Благов Л. Н. Аффективные илиппйства при опийной наркомании: Автореф. Дисс…канд. Мед. наук. – М.:ГНЦН, 1994.—32 с.

48. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. М., 1999.

49. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.-144 с.

50. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1983.

51. Гибадулин Е.Ш. Соц. И клин. Психиатрия. – 1992.—Т.2 вып.3. –с.30-37

52. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

53. Данилин А., Данилина И. Героин. М., 2001.

54. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. М., 2001.

55. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.

56. Захаров А. В. Как предупредить отклонения в поведении у детей. М.,1987.

57. Захаров А. В. Предупреждение отклонений в поведении у ребенка. 3-е изд. СПб., 2000.

58. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому ребенку. СПб., 2000.

59. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 2000.

60. Колосов Д. В. Учителю о наркомании. М., 1999

61. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

62. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

63. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. М. 2001

64. Крайг Г. Психология развития. СПб.,2000.

65. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. И. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития ребенка. М., 2001.

66. Леонгард К. Акцентуиованные личности. Киев, 1981.

67. Мухина В. С. Проблемы генеза личности. М., 1985.

68. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости. Под. Ред. А.Н. Гаранского. М.-СПб., 2000.

69. Организация реабилитации детей и подростков в условиях образовательных учреждений. Иванова С. В. СПб. ИСП и П им. Рауля Валленберга. 2001

70. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

71. Проблемы национальной политики России по контролю за наркотиками и международное сотрудничество. Материалы международного научно-практического семинара 24-25 февр. 1998 г.(МВД РФ)// Белгород. – 1998.

72. Психолого-медико-педагогическая консультация методические рекомендации. Под ред. Л. М. Шипицыной.-СПб.: Институт Специальной Педагогики и Психологии.,1999.

73. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.

74. Рустанович А. В., Шамрей В. К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. СПб, 2001

75. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М., 2001.

76. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной Среды. М., 1986.

77. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

78. Тиганов А. С. Депрессии и коморбидные расстройства.—М.,1997.—с.15-27.

79. илипп Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

80. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М., 1993.

81. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хайман С.Е. (ред.) Наркология. М.; СПб.: «Бином»- «Невский диалект», 1998. -318 с.

82. Цетлин М. Г., Пелинас В. Е. Реабилитация наркологических больных: концепция, программа. М.: «Анахарис», 2001. -48 с.

83. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб: Изд-во «Лань», 2000. -368 с.

84. Школа без наркотиков. 2-е изд. Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой, СПб., 2001.

85. Шульга и др. Психологические основы работы с детьми группы риска. М., 1997.

86. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

87. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

88. Jalom I. Group terapy and alcoholism. New York, 1997

89. Joyce H., Pedro Ruiz, Robert B. Millman, John G. Langrof. Substannce Abuse. Baltimore, 1992.

90. Joyce H., Pedro Ruiz, Robert B. Millman, John G. Langrof. Substannce Abuse. Baltimore, 1992.

91. Meeks L., Heit P., Pege R. Drugs Alcohol and Tobacco-Totally Awesome Teaching Strategies. 1995.

92. Millam R. Miller, Stephen Rollnick. NY London, 1991.

 

Правовые и нормативные документы:

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, 30. 09. 90 г. Нью-Йорк).

2. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 89; в России вступила в силу 13. 07. 90).

3. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Министерство образования РФ. М., 2000.

4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования РФ от 28.02.2000 № 619

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23. 08. 93 № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

6. Приказ Министерства Образования Российской Федерации №718 от 23.03.1999 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 – 2000 годах».

7. Уголовный Кодекс РФ (введен в действие с 01. 01. 97).

8. Указ Президента Российской Федерации от 06. 09. 93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав».

9. Указ Президента РФ от 01. 06. 92 № 543 «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».

10. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 – 2001 годы». Собрание законодательства России. -- № 39. – с.8783-8812

11. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании» от 13. 01. 96 № 12-ФЗ.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.